Несмотря на распространенное мнение о том, что этика и психология семейной жизни нужна "необстрелянным" юнцам, все большее количество пар не могут найти разумного компромисса между семьей и работой. Иногда это требует индивидуального вмешательства семейного психолога. Например, индивидуальный психолог может понадобиться тогда, когда семья буквально разваливается на глазах (из-за непонимания супругов, дело близиться, к примеру, к разводу). Кроме того, в индивидуальном подходе необходимо участие двух половинок.
Если же ситуация не столь критична или "вторая половинка" не слишком жаждет терапии, тогда прямая дорога на групповые курсы.
"Решила пойти на тренинг, проводимый в психологическом центре, чтобы разобраться в клубке семейных проблем. Я понимала, что самостоятельно не выпутаюсь, так как не могла понять, что именно я делала неправильно", -- делится Виктория, посетившая трехмесячные курсы в одном из киевских центров психологии. По ее словам, отношения с мужем становились все хуже, и очевидной причиной была загрузка обоих на работе. "Мы очень активно занимались своими карьерами, виделись редко, разучились элементарно общаться, получать радость от общения друг с другом. И когда я поняла, что не знаю, чем живет мой муж, чем интересуется наш ребенок, то решила искать выход", -- рассказывает она.
Как говорит сама Виктория, на курсах ее научили заново общаться с мужем, заодно напомнив, что карьера -- это не самое важное в жизни.
"Плюс групповых занятий в том, что пара или один из супругов, если в одиночку посещает занятия, не чувствуют себя ущербными, понимая, что похожие проблемы возникают у многих семей и из ситуации есть выход", -- поясняет Галина Пилягина, врач-психотерапевт, тренер столичного центра обучения и развития "Ступени совершенства". По ее словам, зачастую семейные "недопонимания", как в случае с Викторией, возникают из-за неумения супругов общаться. Именно этому обещают научить на курсах по семейному благополучию.
А еще тамошние менеджеры и преподаватели утверждают, что они помогут найти проблему внутри человека, научить понимать себя, свои желания и желания других. Например, жена удивляется, почему муж инфантилен, не принимает самостоятельных решений… Приходит с такой бедой на курсы, и выясняется, что именно ее поведенческая модель спровоцировала эту позицию мужа, так как после свадьбы жена начала выполнять функцию заботливой "мамочки". Вот и "вырастила" не мужа, а избалованного, безвольного "сына". Выходит, что менять приходится не того, на кого жаловалась супруга вначале, а саму себя…
В целом, как определяет задачу курсов подобного рода руководитель харьковского клуба практической психологии "Синтон" Елена Неводничая, занятия должны помочь человеку стать ответственным. "Необходимо определить истинные причины конфликтов в семье тех, кто пришел за помощью. Выявить источники недопонимания и принять не вину за них, а именно ответственность. Ведь ошибаться может каждый", -- подчеркивает Елена.
Женская лига
Несмотря на то, что семья и быт -- дело рук двоих, бить тревогу и записываться на курсы спасения семьи первыми начинают женщины, отмечают в психологических центрах. "Около 80% общего количества записывающихся на наши курсы -- это женщины. Однако бывает, что потом к ним присоединяются и "вторые половинки", -- отмечает администратор киевского Центра психологии семьи "Лелека" Татьяна Коваленко. Это подтверждает и Галина Пилягина. Психологи объясняют такое гендерное неравенство естественным стремлением женщин сохранить семейный очаг. А также отсутствием у дам психологического барьера перед посторонними, которые будут обсуждать их семейный опыт. "Ведь смысл групповых занятий не только в обсуждении проблем отдельной пары, но и в знакомстве с опытом других, а также в возможности или воспользоваться чужими достижениями, или не совершать чужие ошибки", -- уточняет г-жа Пилягина. А вот мужчину, рассказывающего незнакомым людям о проблемах его семьи, встретишь нечасто.
Хотя, как говорит Татьяна Коваленко, поскольку у "студентов" их центра есть возможность посещать не весь курс, а отдельные занятия, сильный пол все-таки периодически захаживает. "В таких случаях появляются мужчины, которых интересует конкретная проблема. Например, сложности в общении с детьми. Они посещают несколько занятий именно по этой тематике", -- рассказывает Татьяна.
Оно и неудивительно, ведь примеров конфликтов из серии "отцы и дети" немало. Например, руководитель небольшой торговой фирмы Сергей Коротко столкнулся, как ему казалось, с полным непониманием со стороны своего старшего сына. Тот делал все наперекор отцовской воли. В один из дней папа решился на крайние меры -- отправился с отпрыском на курсы по семейной терапии. Как выяснилось, "ларчик просто открывался": не то чтобы ребенок был не согласен со всеми доводами отца (в учебе, общении с друзьями, с общими жизненными принципами), он просто не воспринимал информацию, которую Сергей, будучи руководителем уже много лет, преподносил в приказном тоне.
История закончилась "хэппиэндом": папа и сын, наконец, нашли общий язык и стали нормально общаться.
Зачастую, как рассказывают психологи, на курсы приходят молодые, но "набившие шишки" в семейном общении пары. "Например, у пары, прожившей год-полтора, есть любовь, вот только понимания нет. Она воспринимает каждое его критическое замечание как угрожающий выпад. Он считает, что она его перевоспитывать пытается. Так вот, наша задача -- показать им, как можно услышать друг друга: возможно, они захотят изменить поведение. И показать не лекциями или тестами, а дать возможность задуматься, понять друг друга. Тут часто помогает опыт и примеры других участников курсов", -- делится Елена Неводничая.
Групповая терапия
По сути, групповые занятия по строительству семейного счастья почти не отличаются от каких-либо других (например, от тренингов личностного роста): сначала -- определение проблемы, далее -- поэтапное ее решение. Для этого кандидат на терапию иногда заполняет анкеты и проходит тесты, благодаря которым становится ясно, что именно нужно лечить в отдельно взятых взаимоотношениях. Но так делают не все центры.
"Я считаю, что предварительное тестирование не всегда необходимо. Убеждена, что результат не всегда будет объективным, так как человек захочет выглядеть лучше в своих глазах. И это понятно. Причина может быть просто неосознаваемой. А в результате занятий человек сможет ее осознать", -- убеждена Елена Неводничая.
Как правило, в группу желающих или спасти семью, или просто улучшить домашние отношения набирают 15--30 человек, иногда -- не более 10--12 человек. Ограничения с количеством связаны с тем, что психологу-тренеру необходимо уделить внимание проблеме каждого участника.
Длительность курсов зависит исключительно от организаторов. Например, в одном из центров занятия проводятся на протяжении девяти месяцев и состоят из пяти модулей. Одно занятие раз в неделю длится три часа. А иногда один модуль может растянуться на месяц--полтора. Стоимость всех пяти модулей довольно велика -- более 6 тыс. грн. с человека. Однако зачастую посещать все эти модули клиенту нет смысла, говорят сами продавцы подобных услуг. После собеседования с психотерапевтом и выяснения, что именно является проблемой в семье, психолог порекомендует посетить один или несколько модулей, говорят они.
Еще в одном центре, найденном "Деньгами" не в столице, "домашние" курсы длятся три месяца и стоят намного дешевле -- 220 грн. в месяц (занятия проходят раз в неделю).
В течение этого времени клиента обещают научить семейной "расстановке" (правильная организация структуры семьи, где каждый выполняет именно свою роль, не перетягивая одеяло на себя), базовым взаимоотношениям с близкими родственниками (отец/мать, теща, свекровь), пониманию другого поколения -- детей. Методики проведения курсов в каждой школе свои: одни проводят ролевые игры, другие придумывают более изощренные приемы. Например, есть методика под загадочным названием "человек-аквариум". На таких занятиях участники рассказывают всей группе о своей проблеме, и сама группа ставит "диагноз" и ищет выход из ситуации.
Заметим, что о методике и профессионализме тренеров желательно узнать заранее, еще на этапе выбора психологического центра. В частности, преподаватели должны иметь "учительский" сертификат. А сам центр должен предъявить разрешение Минздрава Украины на оказание психотерапевтической помощи. И, как обычно, лучше всего руководствоваться отзывами тех, кто уже посещал подобные курсы.
Почем «починить» семью
Стоимость занятий по семейной терапии
| Город | Минимальная стоимость занятия (3–4 часа), грн. | Максимальная стоимость занятия (3–4 часа), грн. |
| Киев | 70–80 | 500 |
| Харьков | 30–40 | 100–300 |
| Днепропетровск | 40 | 150–400 |
| Одесса | 25–40 | 150–400 |
| Львов | 25–30 | 120–200 |
ИТОГО: Если есть необходимость "отремонтировать" семью, можно сходить на тренинг по семейной терапии. Результат не гарантирован. В любом случае, лучше привести свою "вторую половинку" -- хотя бы на пару занятий.
Где еще почитать
о курсах для "домашнего очага":
1. www.syntone-kharkov.com.ua
2. http://grcua.com
3. http://center-sp.com.ua
4. http://dic.academic.ru/dic.nsf/psihologic/1640
5. www.psychiatry.ua/medical/paper083.htm
Как найти ребенку хороший садик? 06.03.2008
Кредит на проведение свадьбы 19.07.2007
Программы домашней бухгалтерии бесплатно 20.03.2008
Зачем вести семейный бюджет? 15.11.2006


