Альтернатива страховке
С собой в салон самолета можно взять в виде ручной клади чемодан габаритами до 20х40х60 см и весом до 10 кг. Самое ценное нужно упаковать в ручную кладь. И смотреть за ней внимательно. В отеле самое ценное стоит сдавать в камеру хранения. Так и без страховки можно попробовать обойтись. Но если такой возможности недостаточно…
"На Новый год мы с мужем как-то ездили на Мальдивы. Приятную поездку омрачило только одно: по приезде домой мы обнаружили, что из сумки пропал дорогой фотоаппарат. Сразу обратились в милицию. Однако все на этом и закончилось. Только через 1,5 года мне перезвонил следователь и сообщил, что… следствие ведется и есть шанс, что преступника все же удастся найти. Честно говоря, после этого дурацкого звонка мы окончательно укрепились в мысли, что вернуть фотоаппарат или деньги за него нам вообще не удастся", -- рассказывает владелица магазина одежды Алена Веселовская.
Потеря или кража багажа в дороге происходят достаточно часто. Авиакомпания хоть и несет ответственность за пропажу вещей, но только во время пути -- до момента, когда сумка не снята с ленты транспортера. Если багаж не найден в течение 21 дня при полетах внутри страны и в течение 90 дней -- на международных рейсах, тогда авиакомпания обязана возместить ущерб в размере от $10 до $20 за килограмм веса.
Понятное дело, что такие расценки, по меньшей мере, смешны: одни джинсы Armani или фотоаппарат в сумке могут стоить больше, чем авиакомпания согласится выплатить за 10 кг поклажи! :)
Застрахуй и забудь
Страховщики говорят, что стопроцентную гарантию защиты багажа дает только одна мера -- страхование. Говорить-то они говорят, но только это не совсем так. :) Во-первых, компаний, предлагающих такую услугу в дополнение к программам страхования путешествующих за рубеж, единицы. Во-вторых, фото- и видеотехнику страховщики, как правило, не страхуют. Не отвечает за порчу техники и авиаперевозчик. Об этом можно прочитать в приложении к любому авиабилету.
Не берут на страхование СК и банковские карточки, драгоценности или антиквариат. Все остальное -- личные вещи, оборудование для дайвинга и прочее -- пожалуйста! Правда, в рамках небольшого максимального лимита -- от $100 до $2000.
Если владелец багажа оценивает свои вещи в меньшую сумму -- хорошо. Но если нет, увеличить размер лимита невозможно. :(
Обычно перед покупкой полиса клиент вместе с менеджером составляют опись своего багажа и оценивают его стоимость. В зависимости от этого и устанавливается страховой тариф.
Большинство страховщиков согласны предоставить страховую защиту багажа только в рамках программы страхования туристов "Элит", а также Gold или Platinum (только для владельцев платежных карт VIP-класса). Речь идет об обычной страховке выезжающих за рубеж с покрытием дополнительного риска задержки багажа (покрываются расходы только на предметы первой необходимости), а также его потери или повреждения. Лимит по такой страховке по программе "Элит" -- $100--500, по программам "Gold" -- $100--300, "Platinum" -- $100--500. Прямо скажем, весьма скромные лимиты как для элитных программ. :(
Стоимость дополнительного "покрытия" соответствующая -- $6,3--10 на 10 дней поездки в страны ЕС. Впрочем, по стандартным программам страхования туристов "Эконом-класс" "Базовая" и "Базовая плюс" (которые обычно и покупаются :)), расходы, связанные с багажом, вообще не покрываются.
И лишь немногие страховщики предлагают отдельные программы по страхованию багажа на время перелета, нахождения в гостинице или поезде и даже на вокзале или в аэропорту. Лимит в этом случае будет от $1000 до $2000, а стоимость страховки -- $18--55 на срок 10 дней вне зависимости от страны, в которую едет турист.
Куда бежать
Рисками при страховании багажа считаются преднамеренное повреждение поклажи третьими лицами, пожар или последствия пожаротушения, взрыва, удара молнией, кража, воровство, разбой, дорожно-транспортное происшествие или несчастный случай.
Если багаж пропал на каком-то этапе пути, действовать нужно хладнокровно. Необходимо обратиться к администрации гостиницы или транспортной организации, а также в полицию. Это необходимо для получения документов, фиксирующих факт утраты или повреждения багажа. Отказ чиновников помочь также должен быть представлен ими в письменной форме, если его не окажется, страховщик может отказать в выплате. Также необходимо в течение 24 часов позвонить в службу ассистанса страховщика и сообщить о происшедшем.
Заявление на получение выплаты надо отправить компании-страховщику в течение 30 календарных дней с момента возвращения из поездки. Нужно также приложить документы, подтверждающие факт кражи, порчи или утери имущества, согласно сделанной ранее описи. Это может быть копия полицейского протокола о краже, акт, составленный представителями компании перевозчика в аэропорту, акт пожарных или других служб о происшедшем пожаре или стихийном бедствии.
Требуют страховщики и документы, подтверждающие размер понесенного ущерба. Например, чеки или квитанции на покупку товара. Если их нет, ущерб оценивается по описи багажа, составленной на этапе покупки страховки.
Страховая выплата производится в течение 15 рабочих дней с момента окончания расследования компанией-страховщиком всех обстоятельств страхового случая. "В случае если произошло повреждение либо потеря багажа, сумма убытка возмещается, исходя из его действительной стоимости (в пределах суммы, обозначенной в договоре)", -- рассказывает заместитель директора департамента продукт-менеджмента ОАО "Страховая компания "Универсальная" Наталья Тымчий.
Правда, страховщик может полностью или частично отказать в выплате возмещения, если, к примеру, пассажир намеренно исказил информацию о страховом событии либо прямо или косвенно содействовал увеличению размера убытков.
И все же, по словам страховщиков, случаи выплат именно по страхованию багажа -- явление не столь уж и редкое. "Случаи выплат у нас уже были. Например, страховка выплачивалась при задержке багажа застрахованного лица -- мы компенсировали расходы на приобретение предметов первой необходимости. Были компенсации и за потерю багажа авиакомпанией при пересадке между авиарейсами", -- рассказывает Татьяна Шашкова, главный специалист департамента туристического страхования ЗАО "СК "Эталон".
Так что главное -- правильно собрать документы при наступлении страхового события и желательно не сдавать в багаж вещи, стоимость которых не покрывается страховкой. Мало ли что может случиться!
Чемоданное настроение
От каких рисков можно защитить свой багаж?
полная гибель или частичное повреждение; пропажа багажа, возникшая вследствие: стихийных бедствий; пожара, удара молнии, взрыва противоправных действий третьих лиц: кража, грабеж; дорожно-транспортного происшествия или несчастного случая с застрахованным.
Требуем свое
Авиакомпания обязана выплатить в случае потери или порчи багаж во время авиаперелета –
от $ 10-20 за 1 кг багажа
Страховщик обязан выплатить в случае потери, кражи или порчи багажа во время путешествия(если купить страховку багажа) –
до $ 2000 (в зависимости от размера ущерба)
Как получить выплату?
Для этого нужно предоставить в страховую компанию:
· заявление о выплате
· Документы, подтверждающие факт повреждения, утери или порчи багажа
· Документы, подтверждающие размер понесенного ущерба (чеки, квитанции), опись багажа с указанием его стоимости (составляется при покупке полиса)
· Копии паспорта и справки о налоговом коде
· Оригиналы проездных документов
Свое -- дороже
Почем застраховать багаж
| CК | Тариф за 10 дней | Максимальный страховой лимит | Франшиза | Страхуют ли фото- и видеотехнику |
| «Нова» | 49,36* грн. | 2525 грн. | Нет | В рамках лимита |
| «Аска» | 195 грн.* | 2525 грн. | 505 грн. | Нет |
| «Европейское туристическое Страхование» | 48 грн. | 10 100 грн. | 10% | - |
| «Универсальная» | 270 грн. | 1500 грн. | Нет | - |
| «Инго Украина» | 91 грн. | 10 100 грн. | 5% | Нет |
| «ТАС» | 32 грн.* | 505 грн. | Нет | В рамках лимита |
* -- При поездке в Европу в рамках общей страховки туриста.
ИТОГО: Страховщики страхуют багаж только в рамках небольшого лимита (до $2000). При этом от потери действительно ценных вещей застраховаться не удастся.
Где еще почитать
о рейтинге страховщиков, страхующих туристов:
1. www.forinsurer.com
Как выбрать самого надежного страховщика 27.03.2008
Как страховщики "впаривают" страховки клиентам 27.03.2008
Кто из страховщиков получил международные рейтинги надежности 27.03.2008


