Байки сухопутных крыс
Недавно встретив своего старого знакомого, банкира Алексея, автор статьи была вынуждена выслушать сорокаминутный монолог о том, что финансист со своим другом планируют купить новый катер (у Алексея уже есть открытый спортивный). В стихах и красках Леша расписал все требования, которым должно соответствовать будущее судно, где планируется его заказать и как доставить в Украину. Безусловно, в этом потоке информации было много интересного, правильного и важного. Однако были и откровенные заблуждения, присущие людям, которые не слишком разбираются в данном вопросе.
Алексей планирует заказать лодку на верфи в США. А доставить роскошную игрушку в Украину берется его напарник по покупке Вадим -- совладелец компании, занимающейся международными перевозками.
Однако руководитель представительства в Украине Marquis и Dominator (которые в числе прочего производят и катера) Анатолий Пономаренко уверен, что заказ катера или яхты у производителя напрямую, минуя официального дилера -- типичная ошибка многих покупателей. "Это связано с боязнью того, что продавец хочет заработать больше на незнании покупателя. На самом деле, все очень просто. Производитель предоставляет дилеру, а тот, соответственно, покупателю, цену, согласованную и утвержденную с дилерами по всему миру. И если клиент запросит здесь цену без доставки и таможенных платежей, она будет полностью соответствовать той цене, которую ему назовут, если он обратится с таким же запросом к производителю. Поэтому не надо лететь за тридевять земель, выматывать нервы на верфи -- за те же деньги можно купить лодку у местного дилера".
Но самое главное -- сервис. Сопровождают и обслуживают лодку, а также принимают на себя все гарантийные обязательства производителя перед покупателем официальные дилеры.
Помимо официальных дилеров в Украине работают и "свободные торговцы" лодками. Сравнив несколько предложений, "Деньги" обнаружили, что у последних цены несколько ниже. Однако многие требуют вносить предоплату и ждать доставки несколько месяцев. У официальных дилеров, как правило, хороший ассортимент уже есть на складе.
Что как ходит?
Катер -- общее название сравнительно небольших моторных судов и даже боевых кораблей (хотя в старые времена существовали и весельные катера. -- Ред.). Мы говорим, естественно, о мирных плавсредствах.
"Самые ходовые -- прогулочные катера длиной до 10 м и стоимостью $50--200 тыс. Следующие по популярности -- флайбриджи, яхты с дополнительным (сверху) постом управления. Это полноценные фешенебельные дома на воде, их размеры начинаются с 12 м. По моим данным, в Украине самая большая яхта имеет длину под 40 м (более 120 футов). Дальше идут открытые -- Open или с автоматической крышей и так называемые Hard-Top -- спортивные яхты разных размеров от 30 до 70 футов. Также есть спрос, хоть и небольшой, на эксклюзивные тихоходные металлические яхты", -- поясняет г-н Пономаренко.
Понятно, что главный критерий, по которому украинцы выбирают катер, -- сколько денег не жалко потратить на эту игрушку. Ответ на этот вопрос приходится давать каждому покупателю плавсредства. Сложнее ответить на другой вопрос -- зачем вообще нужен катер? Перед покупкой очень важно хорошо себе представлять, для каких целей лодка будет использоваться, как часто и при каких условиях, кто ею будет управлять, а также где она будет стоять все остальное время. Глубина осадки также имеет значение -- от нее зависит то, по каким водоемам можно будет ходить. Тем судам, о которых пишут "Деньги", доступны все судоходные водоемы.
Для активного отдыха на воде и экстремальных развлечений лучше всего подойдут открытые лодки стоимостью $10--70 тыс. Они ниже других собратьев, более скоростные, мощность их двигателя в среднем составляет 300 л.с., а длина -- 5--7 м.
Если катер приобретается для семейного отдыха, следует обратить внимание на однокаютные модели стоимостью $70--250 тыс. Длина такой посудины -- от 7--8 м, мощность двигателя -- 400 л.с. Как правило, на этих катерах есть небольшая функциональная каюта, биотуалет, умывальник и все необходимое для комфортного отдыха. На них можно провести несколько дней с семьей или небольшой компанией друзей.
Виктория, модель, рассказала, как во время ее путешествия во Францию она с компанией друзей отправилась на трех катерах такого типа покорять Атлантический океан. Они должны были провести в открытом море четыре дня. Однако к вечеру второго дня путешествия от своих намерений отказались. "Нам было очень скучно. Сначала задумка представлялась романтичной, однако в открытом море даже купаться страшно. В течение первого дня мы съели и выпили все припасы, перессорились между собой. Часть группы изнемогала от морской болезни. Спать пришлось "штабелями". Поэтому большинством голосов было решено вернуться в порт. При этом у нас были достаточно приличные лодки, просто сам отдых на воде не всем подходит", -- делится Вика.
Самыми роскошными в своем классе являются круизные катера. Их длина составляет от 8--12 м, они могут иметь два мотора, суммарная мощность которых достигает 800 л.с. Стоит подобная игрушка $120--450 тыс. Обычно в таких лодках есть все необходимое для комфортного отдыха -- санузел, мебель, встроенная бытовая техника. Уже упоминавшийся Алексей с другом хотят купить именно такую "крутую" лодку -- для деловых встреч и непродолжительных круизов.
Добавим: за штурвал большой лодки не стоит становиться без надлежащего образования, а если капитана нанимать не хочется, то лучше выбрать лодку поменьше и поскромнее.
Обучение
Научиться самостоятельно управлять водоплавающим транспортом и получить соответствующий сертификат можно за $400--1200. Времени на само обучение уйдет около двух месяцев, зато потом -- любое море по колено. :)
"Самостоятельно владельцы, как правило, управляют катерами до 40--50 футов (15 м), -- рассказывает Анатолий Пономаренко. -- Это так называемые прогулочные яхты класса Open, рассчитанные на комфортабельный отдых хозяев без дополнительного экипажа". Однако и такими катерами нужно уметь управлять.
"Капитан необходим на первое время -- для душевного спокойствия, а также для обучения морским премудростям и тонкостям. Если это небольшая яхта, достаточно и одного дня занятий. Все боятся в первую очередь швартовки при заходе и отходе. Пожалуй, есть чего опасаться, ведь можно повредить свое судно, а можно и соседнее -- за несколько миллионов долларов. Поэтому требуется некоторое время, чтобы привыкнуть к габаритам и научиться маневрировать на небольшом участке, учитывая течение и силу ветра", -- поясняет г-н Пономаренко.
Подводные камни
У частного предпринимателя Николая есть дача на Козинке. Прошлым летом он купил небольшой открытый спортивный катер. "Мне хотелось иметь лодку, чтобы ездить на рыбалку и кататься на водных лыжах. Я думал, что раз у меня есть собственный эллинг, то эксплуатация не будет обходиться очень дорого. Оказалось, что это все равно не так. Например, за день прогулки лодка "выпивает" до 100 л бензина АИ-95".
Помимо нескромных аппетитов кораблика, судовладельцам грозят и другие непредвиденные затраты.
Специалисты утверждают, что в Украине сейчас нет достаточно развитой инфраструктуры -- яхт-клубов мало. К тому же возникают сложности с сервисом и заправкой. За содержание катера в яхт-клубе придется платить $10 в месяц за каждый фут длины катера (около $300 для небольшого катера). В начале каждого сезона перед спуском на воду лодка требует расконсервации, по окончании сезона -- консервации. Нужно ей и регулярное техническое обслуживание. Эти затраты могут вылиться в $600--1200 в год.
Кроме того, необходимо позаботиться о доставке плавсредства к водоему. Если катер будет "жить" в яхт-клубе, то все просто. В ином случае придется приобрести автомобильный прицеп, чтобы возить посудину от причала к месту хранения. Стоимость прицепа, которая зависит от размера катера, колеблется в пределах от $800 до $5000. Хранить лодку можно как в больших размеров гараже, так и… на обычной автомобильной стоянке. Последний вариант может обходиться и в $100 ежемесячно. Конечно, если есть частный дом или дача (пусть даже и не у воды), вопрос с хранением стоит не столь остро.
Сущим пустяком на общем фоне покажутся затраты на необходимые гаджеты. Для путешествий по воде пригодится GPS-навигатор, за который в зависимости от его "крутости" придется отдать $100--1200. Эхолот (нужен, чтобы не сесть на мель) потянет еще на $150--1300.
Поэтому, прежде чем поменять энную сумму кровных на водоплавающую забаву, нужно тщательно взвесить все "про" и "контра". Ведь катер покупается для развлечения, а не для лишней головной боли.
Почем катание на лодочке?
Некоторые затраты на содержание плавсредства
| Вид затрат | Сумма |
| Затраты на топливо на час хода | 230 грн. (40л/час, АИ-95 по 5,75 грн./л) |
| Техническое обслуживание каждые 100 моточасов | От 3 тыс. грн. |
| Консервация, расконсервация, подъем и спуск на воду | От 1,5 тыс. грн. |
| Аренда места в яхт-клубе | От 1500 грн./мес. |
ИТОГО: Отдав немаленькие деньги за моторный катер или яхту, придется тратиться и на содержание игрушки. Стоянка обойдется от $300 в месяц, техобслуживание -- $600--1200 в год.
Где еще почитать
о катерах и лодках:
1.http://www.yachting.odessa.ua/nachinayushie.htm
2.http://gavan-ua.com/index.php?id=7
3.http://euroyacht.com.ua
4.http://yachtsworld.ru
5.http://mycharter.ru
Сколько стоит яхта 26.04.2007
Кто предпочитает парус мотору 07.06.2007
Рафтинг - экстрим или развлечение 28.06.2007
Сколько стоит рыбалка 16.08.2007
Дайвинг - глубоко и недорого 08.02.2007


