Елена -- успешный бизнес-тренер. У нее масса заказов, приличный месячный заработок ($5--7 тыс.!) и любимая работа. Несмотря на свою загруженность, Елена всегда рада новой клиентуре. И она не ждет своих "слушателей" сложа руки, она их ищет. "Часто компании, у которых я читала семинары, рекомендуют меня своим партнерам. Я и сама нахожу себе клиентов, в частности, через знакомых. Вот недавно в одной из самых популярных нынче социальных Сетей (где Елена зарегистрировалась, как она сама говорит, совершенно случайно. -- Авт.) я познакомилась с руководителем HR-департамента банка, которая пригласила меня на собеседование. В результате банк подписал со мной контракт", -- хвалится Елена. Теперь бизнес-тренер регулярно "зависает" на этом и других подобных ресурсах. И утверждает, что вторую-третью-…десятую возможности она тоже не упустит.
Сразу оговоримся, социальная Сеть -- это условный термин, под которым понимается совокупность людей, связанных между собой посредством Интернета (более подробно см. "Что такое Сеть?").
Случай Елены вдохновил "Деньги" на мини-расследование. Мы выяснили, какие плюсы и минусы для карьеры можно "нарыть" в социальных Сетях. А также с помощью специалистов разобрались, как правильно себя там вести.
Mainstream
"Социальные Сети очень популярны среди украинцев, -- рассказал "Деньгам" Евгений Шевченко, генеральный директор агентства UaMaster, занимающегося интернет-маркетингом. -- Пользователи часто посещают веб-ресурсы, ориентированные на поиск старых друзей и знакомых. К примеру, одноклассников или людей, с которыми приходилось учиться в одном вузе".
Эти старые знакомые -- одноклассники и однокурсники -- как раз и могут оказаться очень полезными вновь обретенными приятелями. "В моем контакт-листе есть два начальника юрдепартаментов, директор бизнес-центра, специалист по внедрению систем управления предприятиями, "айтишник"… Все они -- мои бывшие одноклассники. Однажды компании, где я работаю, понадобился зал для проведения тренинга. Я обратилась к своей однокласснице (директору бизнес-центра), и она организовала замечательный зал, еще и скидку сделала. Начальство похвалило меня за такие связи", -- делится Юлия, менеджер по работе с клиентами. К слову, похвала Юлии -- это $200 премии.
В наличии полезных контактов (даже не среди бывших одноклассников и однокурсников) на всяческих социальных ресурсах "Деньги" убедились сами.
Один из сотрудников редакции провел небольшое исследование: выбрал одну из самых популярных среди украинцев социальных Сетей, зарегистрировался там. Через "поисковик" нашел двух своих знакомых, один из которых -- журналист, другой -- супервайзер. Примерно через два часа после беспрерывного зависания в Сети в активе уже было 14 друзей: два "пиарщика", два работника крупных рекламных агентств (один из них занимает высокий пост), журналист, супервайзер, три юриста (два владельца юркомпаний), бренд-менеджер, молодая мама (временно неработающий маркетолог), помощник нотариуса, парикмахер и хедхантер. Каждому из них экспериментатор задавал разные вопросы, пытаясь выяснить, смогут ли эти люди быть полезными "Деньгам" в будущем.
Во-первых, все охотно отвечали. Во-вторых, откликались на просьбы. В-третьих, если как-то и не мог помочь, то давал контакты своих знакомых из этой же Сети. В-четвертых, они без проблем делились своими личными контактами (мобильными телефонами, электронной почтой). Одним словом, мы на себе испытали, что штука эта действительно достойна внимания!
Ищейки
С помощью соцсетей можно искать не только полезные контакты, но и работу. Как говорит консультант executive search компании Pedersen & Partners Катерина Шевченко, на Западе это очень распространенное явление. "Так же, как люди ищут в Сети свою вторую половину, так и соискатель ищет своего работодателя. А бизнесмен разыскивает инвестора или партнера. Там обычно пишут напрямую тому, кому посчитают нужным. Либо же просят общих знакомых представить себя", -- уточняет Катерина.
Но не только соискатели пытаются найти работу таким образом. Сами рекрутеры и хедхантеры нередко "заходят" на подобные сайты. "Конечно, в Украине это еще не приобрело западных масштабов, но могу сказать, что в основном в Киеве уже немало рекрутеров, хедхантеров и топ-менеджеров, практикующих такие методы поиска", -- уточняет г-жа Шевченко. Для справки: по данным международного рекрутингового агентства Badenoch & Clark (опубликовано на сайте Reuters), 62% британских управленцев зарегистрированы в социальных Сетях.
Специалист по подбору персонала компании, которая занимается созданием программного обеспечения, Наталья Кубанова уверяет, что часто находит новых кандидатов на вакантную должность именно посредством так называемой деловой социальной Сети. Там люди регистрируются с целью развития карьеры или поиска новых партнеров. "Это очень удобно, -- говорит Наталья. -- У каждого пользователя социальной Сети есть список "друзей" -- таких же зарегистрированных пользователей, среди которых могут быть друзья из реальной жизни, коллеги, руководители или просто новые люди, найденные в Интернете".
Ведите себя прилично
Успех участника соцсети в налаживании контактов, безусловно, зависит от того, как он или она зарекомендовали себя на сайте.
"Лучший совет -- не размещайте в своем профайле то, что вы не хотели бы показывать своей маме", -- сказал агентству Reuters Энди Пауэл, директор Badenoch & Clark. Г-н Пауэл уверяет, что не стоит вывешивать фотографии себя в пьяном виде, рассказывать своим сетевым друзьям об антипатии к работодателю. Все это не в пользу кандидата.
Кроме того, многие компании отслеживают любые упоминания о себе, используя при этом "поисковики". И в один прекрасный день Google может выдать руководству ссылку на страницу, где красочно расписано, почему начальник бездарь или почему работа превратилась в каторгу. Авторитета автору в глазах руководителя такие сведения не добавят, равно как и рассказ о том, как в рабочее время удается скачивать фильмы и общаться в чатах.
Дабы соискателя заметили рекрутеры, Катерина Шевченко, советует, как минимум, отображать в профайле свои интересы и предложения. "Делается это в общих чертах. Например, интересует работа в такой-то сфере", -- отмечает она. Не лишним будет уточнить образование, наличие всевозможных сертификатов, опыт (компании, где трудился кандидат). Если "сетевик" не ищет в данный момент работу, такая информация тоже не будет лишней. А вдруг кто-то из хедхантеров сейчас находится в поиске нужной "головы", и такое ненавязчивое резюме привлечет его взгляд?
Еще один важный совет: не переборщить! То есть, разыскав нужного человека, нельзя быть навязчивым -- сразу же набиваться в лучшие друзья, тут же предлагать сотрудничество, требовать номер мобильного телефона. Лучше втираться в доверие постепенно.
Будь начеку!
Создавая анкету в Интернете, нужно помнить не только о новых возможностях, но и о потенциальных опасностях. Во многих проектах приходится выкладывать свои фотографии и указывать личные данные: место учебы или работы, номер мобильного телефона или интернет-пейджера ("аськи"). Все это может быть использовано, к примеру, коллекторскими компаниями (конторами, которые занимаются "выбиванием" денег у должников). Так что тем, кто кому-то что-то должен, быть может, и не стоит размещать в Сетях свои данные, позволяющие "вычислить" адресата (даже если человек усиленно ищет работу) -- номер мобильного телефона, например. Но всегда остается человеческий фактор. Скажем, сотрудница коллекторского агентства легко может обратиться к одному из друзей "жертвы" и выведать номер телефона, сказав что-то вроде: "Познакомились недавно, но не успели обменяться номерами. Не подскажешь, как с ним связаться?". Поэтому друзей стоит заранее попросить не делиться контактами с посторонними.
Об опасности, сопряженной с высказыванием своего "фэ" в адрес работодателя, мы уже упоминали. Если уж так хочется поделиться с друзьями наболевшим, не стоит указывать название фирмы.
Есть и другие "социально-сетевые" опасности, связанные со спецификой электронного общения. К примеру, владельцы сайта (или просто его сотрудники) могут продать базу электронных адресов пользователей спамерам. Поэтому нужно выбирать проверенные соцсети. Перед регистрацией следует навести небольшие справки. Как минимум, поспрашивать знакомых-участников той или иной соцсети, задать соответствующие вопросы на форумах, почитать отзывы о сайте в Интернете.
Что такое Сеть?
Социальная Сеть -- это условный термин, под которым понимается скопление людей или групп людей, связанных между собой посредством Интернета. Характерная особенность этих ресурсов в том, что изначально сайт является "пустым", в нем практически нет никакой информации, и пользователи сами создают весь контент -- пишут статьи, выкладывают фото или видеофайлы. Как правило, участники интересуются деятельностью друг друга и могут общаться между собой. Чтобы присоединится к любому обществу, в большинстве случаев нужно создать учетную запись (логин), что позволяет ввести личные данные и любую другую информацию. Это помогает участникам находить других людей, осуществляя поиск по интересам, по контактным данным (работали в компании Х, учились в вузе Y) или по любым другим критериям.
Куда ходить и где искать?
| Тематика сайта | Как может помочь карьере? | Представители |
| Поиск старых знакомых | Поиск новых клиентов или партнеров, поиск людей, работающих в определенной компании или на определенной должности | http://vkontakte.ru, http://odnoklassniki.ru, http://connect.com.ua |
| Развлечения | Общение с людьми, которые связаны со сферой развлечений или шоу-бизнесом | |
| Узкопрофильный ресурс | Возможность устроиться на новую работу в определенной сфере | http://avtogorod.com.ua, http://avtoprodaga.com.ua, http://autopeople.ru |
| Блог | Поиск нужной информации и общение с разными людьми из всех областей |
ИТОГО: Участие в социальных сетях может помочь в приобретении полезных друзей и решении рабочих вопросов. Но чтобы эти полезные друзья появились, нужно освоить несколько правил поведения в Сети.
Где еще почитать
о социальных Сетях:
1. http://ru.wikipedia.org
2. www.social-networking.ru
3. www.soobshestva.ru
4. www.reuters.com/article/lifestyleMolt/idUSL0435648520080204?sp=true
Блоги - как путь к карьере 13.12.2007
Тетя "Ася" в офисе 21. 06.2007
Электронная почта уходит в прошлое 21.11.2007


