Чтобы костюмчик сидел
Сорокалетний Петр, сотрудник аудиторской компании, всю жизнь думал, что главное для работы -- умение трудиться и настойчиво добиваться результата. Однако когда он достиг позиции топ-менеджера, о которой долго мечтал, оказалось, что для успеха требуется еще кое-что. "Я понимал, что внешне отличаюсь от людей одного со мной статуса, но поначалу не хотел ничего менять", -- рассказывает он. Однако владелец компании прозрачно намекнул, что внешний вид играет не последнюю роль во время переговоров, и поэтому Петру стоит поработать над собой. "Я понятия не имел, как нужно работать над собой, поэтому решил обратиться к специалисту", -- вспоминает он. По его словам, отношения с человеком, который взялся его "перекроить", складывались нелегко. "Мне сложно было следовать этим инструкциям, некоторые казались мне совершенно дурацкими", -- вспоминает Петр. Но со временем он признал, что инструкции были очень даже полезными, и его новый образ отлично повлиял как на карьеру, так и на личную жизнь. "Я заметил, что при встрече внешность и правильно подобранные аксессуары могут играть чуть ли не решающую роль при заключении сделки!" -- говорит он.
Опрошенные "Деньгами" специалисты по формированию имиджа уверяют, что случай Петра -- далеко не единственный. "Часто к нам приходят люди, которые хотят или вынуждены из-за перемены своего финансового статуса перейти из более низкого социального слоя в более высокий. Они не знают, как это сделать", -- рассказала бизнес-тренер Ольга. По ее словам, определенный круг общения предъявляет к человеку особые требования, которым необходимо соответствовать, чтобы чувствовать себя комфортно. Если человек внутренне остался на прежнем уровне, ему сложно внешне перестроиться, поэтому работа над имиджем -- это, прежде всего, психологический тренинг.
Пройти его хотят чаще всего именно люди, связанные с бизнесом, так как эта сфера предъявляет наиболее жесткие требования. Однако среди клиентов имиджмейкеров встречаются и домохозяйки, которые страстно желают создать правильный образ "жены". Приходят и начинающие телезвезды, и творческие люди, желающие выглядеть соответственным образом…
"После развода я осталась с довольно крупной суммой отсуженных денег, но совершенно без понимания, куда двигаться дальше", -- рассказывает бывшая домохозяйка, а ныне преуспевающая бизнес-леди Александра Немирова. Она стала посещать психотерапевта, который посоветовал ей пройти курс по формированию имиджа. "Он сказал, что создание своего образа подтолкнет меня к правильному курсу, и оказался прав", -- говорит Александра. Она рассказывает, что работа над своим образом вытащила ее из депрессии и помогла найти подходящую сферу занятий -- туристический бизнес.
Интим-услуги
"Создание имиджа -- это в некотором роде "интимная" услуга", -- утверждает Татьяна Кравцова, менеджер компании "Центр бизнес-психологии "Инновация". Поэтому, по ее словам, чаще всего клиент предпочитает работать с тренером индивидуально. "Иногда бывают группы по 3--4 человека, но это скорее исключение, чем правило", -- говорит она. К тому же даже при групповой работе, основу учебы составляют индивидуальные консультации. "Все зависит от того, что мы имеем в начале. Кому-то нужна небольшая коррекция, а кому-то -- полномасштабная программа", -- продолжает Татьяна.
Исходя из личных потребностей человека, ему или ей предлагают пройти те или иные курсы, освоить определенные навыки. В среднем, программа изменения своего имиджа длится от полутора дней своеобразного "экспресс-тренинга" до 9--10 месяцев ежедневной работы над собой. Тренером обычно выступает профессиональный психолог, который работает в связке с так называемыми "шоперами", то есть стилистами, которые помогают выбирать одежду. Также в учебе могут принимать участие визажисты, парикмахеры, и даже балетмейстеры с логопедами. Преподаватели курсов по изменению имиджа работают, в основном, над внешним видом и манерой держаться, а также стремятся "поставить" красивый голос. За каждую часть программы придется выложить отдельную сумму, примерно $20--30 в час.
Шопинг является особой частью "образования", которая нравится большинству клиентов. "Во-первых, бывает, что клиент даже с очень большими деньгами стесняется ходить по дорогим бутикам, -- поясняет Директор Лаборатории имиджа Human Design Ольга Кадышева. -- А, во-вторых, ему советует не продавец, который заинтересован в продаже, а доверенное лицо, специалист". Обычно походы по магазинам предусматривают смену гардероба, и это обходится в $2--4 тыс., если затовариваться в магазинах и среднеценового сегмента, и класса "люкс". Безусловно, сумма может быть и меньшей.
Имидж без головы
Как утверждают все тренеры, невозможно ни построить, ни перестроить имидж, предварительно не покопавшись в голове клиента.
По словам Ольги Кадышевой, имидж состоит из трех "измерений". Первое -- то, каким себя видит сам человек. Второе -- как, по его мнению, его видят другие. А третье -- это то, каким его видят другие на самом деле.
"Удивительно, насколько отличается представление человека о самом себе от реального положения вещей, -- говорит г-жа Кадышева. Но, к счастью, любую составляющую "тройки" можно изменить. По ее словам, здесь, как и во всем, важен баланс между индивидуальностью человека и запросом общества.
Поэтому работа проходит в два этапа: признание своей ценности и выработка "социального послания" -- того, каким человек желает предстать в глазах окружающих.
В зависимости от цели клиента, от его (или ее) жизненных приоритетов выстраивается и внешний образ, и модель поведения.
Владелец текстильной компании Владимир рассказывает, что решился обратиться к имиджмейкеру сам. "Я чувствовал себя скованно среди обеспеченных бизнесменов и выглядеть так, как они, просто не умел", -- сетует он. После курса преобразования своего стиля, по его словам, изменилось и качество бизнеса: "Меня стали чаще приглашать на переговоры зарубежные партнеры, а клиенты -- чаще и активнее делать заказы". Владимир уверен, что для истинного карьериста занятия с имиджмейкером -- весьма выгодная инвестиция.
Пазл для бизнесмена
Любая программа построения имиджа включает массу элементов. В зависимости от того, каким приходит клиент "до" и чего хочет добиться "после", ему советуют пройти разные узконаправленные тренировки. "Разумеется, все советы даются в наиболее корректной форме, с максимальным уважением к чувствам клиента", -- говорит Татьяна Кравцова. Но, по ее словам, если человек не идет на уступки и не следует советам тренера, работать с ним прекращают. "Мы с самого начала спрашиваем клиента, готов ли он изменить привычный образ жизни. Предупреждаем, что, возможно, менять придется многое, -- объясняет она. -- Если человек говорит, что готов, тогда и начинается работа". Многим, кто приходит к имиджмейкерам, требуется пройти спецподготовку по общему этикету, деловому этикету, постановке дикции и тона голоса. "К примеру, если человеку нужно вести совещания, то мы ставим голос, вырабатываем специальные навыки и приемы ведения таких мероприятий", -- рассказывает г-жа Кравцова.
Чаще всего такие курсы проходят в виде игры, где разыгрывается ситуация из жизни, и человек заучивает правильный алгоритм поведения. Потом, попав в такую ситуацию в жизни, он уже знает, как нужно себя вести, чтобы не ударить лицом в грязь. Как в фильме "Служебный роман" героиня Ахеджаковой учила героиню Фрейндлих ходить и держаться, так и тренеру часто приходится работать с манерой двигаться, ходить, жестикулировать.
По словам Ольги Кадышевой, обязательный элемент программы -- драмкружок. Клиенту дается возможность "примерить" на себя тот образ, который притягивает или, наоборот, вызывает страх. "Большинство людей "носит" всю жизнь одну и ту же маску, которая просто в какой-то момент "прирастает", и человек не видит других вариантов самоподачи", -- рассказывает Ольга. Тренинг помогает расширить видение самого себя и "попробовать на зуб" разные амплуа.
Иногда бывает очень сложно внутренне перестроиться, и у многих этот процесс затягивается на месяцы. "То, что у одних занимает пару недель, у кого-то отнимает полгода", -- подтверждает Татьяна Кравцова. Поэтому и программа чаще всего составляется в соответствии с прогрессом ученика.
Хотя создатели имиджа утверждают, что клиенты обычно довольны результатом, не стоит возлагать на учебу слишком больших надежд. Тыква вряд ли превратится в карету даже с помощью лучших имиджмейкеров страны. А вот выработать новую "рутину" ухода за собой и взглянуть на себя трезво со стороны -- вполне реальная цель. Дальнейшее зависит от желания, но стать "другим человеком" за пару месяцев -- не совсем реалистичное ожидание.
Из уст в уста
Как ни странно, в Украине рынок имиджмейкинга пока не слишком развит. Найти в Интернете подходящий по цене и продолжительности тренинг сложно. Поэтому тренера или программу ищут, как гадалку, -- через знакомых. Опять же, как и в случае со знахарями, лучше, чтобы человек был "проверенный". Так как от него зависит не только внешний вид, но и внутреннее состояние клиента.
Прежде всего, стоит пообщаться с самим тренером, оценить его (или ее) собственный внешний вид и манеру общения. Желательно, чтобы внешность и поведение человека не просто импонировали, но и вдохновляли на работу над самим собой. И даже вызывали некоторую зависть. Следующая часть проверки -- первое собеседование. Тренер ни в коем случае не должен обижать, укоризненно цокать языком и пренебрежительно относиться к привычкам и особенностям "студента". Дальнейшее зависит от предпочтений -- кому-то больше подойдет строгий учитель, выдающий лаконичные инструкции, другому -- толерантный наставник, который будет мягко подталкивать к правильному решению. В любом случае, нужно быть готовым к тому, что процесс преобразования себя с помощью кого-то другого может быть неприятным и даже в чем-то унизительным. Но, как утверждают те, кто прошел через это, игра стоит свеч.
Почем имидж?
Стоимость курсов и индивидуальных занятий по формированию имиджа
Индивидуальная работа, $ в час | Групповой тренинг,$ в час | |
Киев | 25–40 | 10–20 |
Харьков | 20–30 | 10–20 |
Одесса | 20–35 | — |
Донецк | 15–35 | 8–15 |
ИТОГО: Имидж -- это карьерный инструмент. Но прежде чем его менять, нужно покопаться у себя в голове -- чтоб не получить жесткое противоречие внутреннего и внешнего.
Где еще почитать
об имидже:
1. www.hd.kh.ua/pr.html
2. www.innovation.net.ua/image
3. www.training.com.ua
4. http://privately.ru
Сам себе бренд. Искусство продажи себя - 24.01.2008
Широко известен в узких кругах - 06.12.2006
Правильно составляем резюме - 18.10.2007