У кого самая беспокойная офисная жизнь в канун праздников? Конечно же, у турменеджеров. Они засиживаются до ночи, работают по выходным, выслушивают жалобы потерявшихся в забугорных аэропортах туристов. И ничего не попишешь: доходы большинства менеджеров по туризму привязаны к количеству проданных туров, а в новогодние праздники путевки продаются особенно активно. Волей-неволей станешь трудоголиком. Правда, зарплаты работников турбизнеса не всегда зависят от их трудолюбия. Часто размер зарплаты обусловлен политикой руководства, направлением, на котором работает менеджер, а также спецификой деятельности туркомпании.
Мифы и реалии
Обязанности менеджера по туризму зависят от того, в какой компании он работает -- в туроператорской или агентской. Об этом разделении бизнеса -- на законодательном уровне -- рядовой гражданин зачастую не знает.
Компания-туроператор имеет право вести внешнеэкономическую деятельность, она формирует пакет -- от авиаперелета до ужина в ресторане, заключает партнерские соглашения с отелями и принимающими турфирмами.
Турагент -- это, по сути, дилер, который продает продукты, "испеченные" старшим братом -- туроператором. Живут турагенты за счет комиссионных от продаж.
Поэтому менеджер по туризму может быть производителем товара или его продавцом. Соответственно, навыки и знания нужны разные.
"Менеджеров агентских турфирм последнее время тренируют по тем же технологиям, что и всех "продажников". Ведь им нужно разобраться в путаных потребностях клиента, предложить оптимальный по цене и качеству вариант тура, а главное -- максимально близко подвести его к покупке, как можно красивше рассказав о прелестях будущей поездки. Даже если менеджер никогда не был в расхваливаемых им краях, он должен вести себя так, будто вчера оттуда вернулся", -- рассказывает директор туркомпании "Артекс’94" Олег Пикерский.
Для многих непосвященных слово "туризм" ассоциируется с романтикой дальних дорог и участием в красивой жизни под девизом "роскошный отдых". Поэтому поступать на туристические факультеты стало модно среди молодежи, падкой на мифы. "На самом деле, "средний" менеджер по туризму может выполнять самые прозаичные функции. Например, собирать документы для получения виз, стоять в очередях под консульствами зарубежных стран и нервничать в случае отказов", -- развенчивает миф директор туркомпании "Респект" Анна Ангел.
Кого хотят
Факультеты туризма ежегодно выплескивают на рынок две--три тысячи специалистов (о туристическом образовании см. "Где поучиться на "туриста"). Но капризные работодатели принимают далеко не всех обладателей "корочек". "Зачастую директора турфирм не знают, что лучше -- брать "теоретика" с новеньким дипломом или работника без оного, но с подходящими качествами: внешность, коммуникабельность, аккуратность в работе, желание учиться. "Натаскать" менеджера можно за один--два сезона. Обязательное условие для тех, кто работает с зарубежным сегментом, -- знание английского языка", -- отмечает директор по туризму компании Via Kiev Юлия Гусак. Но, главное, как говорят руководители турфирм, -- чтобы начинающий менеджер хотел учиться у "старших по званию".
"Что интересно -- профессия "менеджер по туризму" еще не стала заботой рекрутеров. Поиск вакансий и кадров происходит в узком кругу: через профессиональную рассылку, на специализированных порталах и методом "сарафанного радио",-- говорит HR-менеджер компании A Priori Consulting Алена Паталаха. -- От туркомпаний в рубрике "специалисты по продажам" появляются лишь единичные объявления".
Какие наши деньги…
Независимо от того, туроператорская это фирма или турагентская, размер зарплаты, а также систему оплаты труда выдумывают владельцы компаний. Есть три варианта системы оплаты для турменеджеров: "голая" ставка, ставка плюс процент от прибыли компании, просто процент от прибыли компании.
Как правило, менеджерам платят ставку, а также процент от полученной компанией прибыли -- либо за отдельный тур, либо за определенный период (к примеру, квартал или сезон). Процент может быть очень разный, в среднем -- 5--10%. Для примера: стоимость тура составляет $3000, на этой поездке компания зарабатывает примерно $300, из которых $30 получает менеджер.
Туристических компаний с четко прописанными правилами начисления зарплаты сотрудникам -- единицы. Поэтому получить какие-то усредненные данные по доходам турменеджеров оказалось крайне сложно. Кто-то говорил, что больше всех зарабатывают сотрудники крупных операторских компаний с иностранными инвестициями, кто-то, слыша об этом, возражал: "Не факт, у меня знакомая работает у одного крупного оператора и получает $300". Труженики одной из операторских компаний с иностранными инвестициями любезно поделились информацией о своих доходах: "Средние" менеджеры у нас имеют оклад $600--1000 плюс премия в зависимости от результата работы -- ее размер каждый раз определяет финансовый директор".
Еще в одной достаточно большой агентско-операторской фирме "Деньгам" сказали, что ставки у них -- $400--600 в месяц. "Плюс мы получаем 10% от каждого проданного тура. Все, конечно, зависит от направления, но, продавая новогодние туры, можно заработать примерно $1000--1400 в месяц с учетом ставки", -- уточняет представитель туркомпании.
Как рассказал "Деньгам" руководитель одной из отечественных турфирм, персонал средних компаний (15--20 сотрудников в штате) получает ставку в размере $300--500 плюс процент от заработка конторы (как уже отмечалось, либо от каждого тура, либо от прибыли за определенный период).
Во многих маленьких турагентских компаниях (до 10 сотрудников в штате) ставки совсем скромные -- $200--300 в месяц. А вот проценты от продаж у инициативного менеджера со своей клиентурой могут быть весомыми. В разгар сезона удачливый менеджер дотягивает до $700--1000, зато в октябре--ноябре он довольствуется умеренным окладом.
"При всей скромности бизнеса "обижать" персонал низкой зарплатой мало кто рискует. На рынке двери всем открыты, и опытные сотрудники могут переметнуться в другую компанию. Текучка -- весьма распространенное явление в туристической сфере", -- говорит менеджер по туризму Оксана Залеская.
Многие собственники туркомпаний удерживают работников не так зарплатами, как бесплатным или почти бесплатным отдыхом. Так, сотрудник "правильной" турфирмы один раз в год получает путевку на семью в какой-то из партнерских отелей (чаще всего -- в несезон).
Куда расти?
Три--пять--десять человек -- это небольшая украинская турфирма, таких на рынке около трех тысяч. Управляют ими их владельцы или жены владельцев. Перспективы карьерного роста в мини-агентстве ограничены -- разве что дорасти до первого зама, то есть до второго человека в штате, состоящем из трех работников.
Крупных и средних туроператорских компаний по всей Украине наберется около тысячи. Штат больших турконтор достигает 30--60 сотрудников. Здесь, как правило, выше оклады и есть перспективы карьерного роста. "При удачном стечении обстоятельств старательный специалист за два--три года может дорасти до ведущего менеджера по какой-то стране или возглавить отдел по приему иностранных туристов в Украине", -- говорит директор по туризму туркомпании "Пилот" Наталия Довга. "Работать в туроператорской компании и "вести" страну или курорт -- высший пилотаж. Таких менеджеров называют директорами направлений. Их знает в лицо вся "туристическая" Украина. К ним обращаются по всем вопросам, ведь они имеют личные контакты с отельерами, руководителями принимающих офисов и другими важными персонами", -- отмечает коммерческий директор компании Tez Tour Аркадий Маслов.
Директора по туризму днепропетровской турфирмы "Самара" Юлию Тишкову пригласила на работу подруга -- владелица бизнеса. Два с половиной года Юлия, в прошлом менеджер по продажам стройматериалов, осваивала "красивый" бизнес. Изучила технологии онлайн-бронирования от турецких компаний. Съездила в Турцию, Египет, побывала в Китае и на Мальдивах. Научилась продавать "воздух" и делать ему рекламу. Уходя в декрет, подруга доверила фирму Юлии, то есть за два с половиной года девушка выросла из совсем "зеленого" менеджера по туризму до директора компании.
Весьма распространена ситуация, когда поднаторевший менеджер, наработав клиентуру и личные контакты с партнерами, забирает "достояние" фирмы и открывает свой бизнес. Интересно, что владельцы морально готовы к такому повороту событий -- прогресс не остановишь.
Красивости жанра
Самый эффективный, дорогостоящий и рискованный метод научить новичка -- отправить его в инфотур ("рекламник"). "По идее, хороший менеджер по туризму просто обязан побывать в местах и отелях, туры в которые он продает, узнать, какие подводные камни ожидают туриста на отдыхе. Поэтому все сотрудники туркомпаний много путешествуют", -- говорит директор туристической компании "Манеж" Екатерина Маркова.
Этот "подарок судьбы" старательный сотрудник может получить и через полгода работы. Благо заграничные партнеры привечают гостей из Украины, которые-де могут "проникнуться" курортом и будут поставлять им немерено туристов. Финансовый груз инфотура обычно берет на свои плечи принимающая сторона, "рекламники" стоят сравнительно недорого -- как "для своих", на 40--50% дешевле обычного тура. А хорошие директора отправляют своих сотрудников "в разведку" полностью за счет фирмы.
Безусловно, во время "рекламников" отдохнуть особо не удастся. Ведь менеджер едет в первую очередь для того, чтобы проинспектировать отели и курорты. "Бывает, нужно осмотреть десять отелей в день! Удержать в голове круговорот номеров, "удобств", видов из окна. Но если в инфотуре преобладают "экскурсионка" или пляжный релакс -- это просто подарок!" -- говорит менеджер по туризму киевского офиса туркомпании "Кандагар" Маргарита Гранкина.
По приезду полученные новости нужно сложить в общую информационную копилку фирмы, а если необходимо -- провести семинары для турагентов. Директор может поставить задачу сформировать продукт по итогам инфотура. Ведь он вкладывает средства в поездки менеджеров и хочет, чтобы они окупились расширением ассортимента.
Где поучиться на "туриста"
Многие коммерческие и государственные вузы "под спрос" открыли у себя факультеты туристического менеджмента -- по стране таких наберется полторы сотни!
Самый большой опыт среди учебных заведений, занимающихся подготовкой специалистов в сфере туризма -- еще с советских времен, -- имеют Институт туризма Федерации профсоюзов (год учебы "на контракте" -- 7 тыс. грн. в год) и Киевский университет туризма, экономики и права (КУТЭП, год учебы "на контракте" -- 9 тыс. грн. в год). Тонкости туристической профессии можно освоить и специальных курсах при этих же вузах. Например, в КУТЭП диплом по специальности "агент по организации туризма" можно получить, проучившись всего три месяца и потратив на учебу 1200 грн. А "корочка" экскурсовода там же обойдется в 900 грн. (учиться тоже придется три месяца).
Туризм как профессия
стоит ли идти в наемники к турфирме
ЗА
- возможность бесплатно путешествовать
- хороший опыт для тех, кто хочет открыть свою туркомпанию
- работа не требует специального образования
ПРОТИВ
- низкие ставки
- сезонный заработок
- нервная работа (приходится постоянно общаться с недовольными туристами)
Итого:
В сезон менеджеры по туризму зарабатывают столько же, сколько среднестатистические маркетологи или продажники. А не в сезон их доходы можно сравнить разве что с зарплатами не самых дорогих офис-менеджеров. Правда, сезонность в этой профессии постепенно сходит на нет.
Где еще почитать
о турменеджерах:
http://www.kutep.kiev.ua/
http://www.hoteliero.com/ru/articles/kutep1
http://zarplata.ua/zarplatomer/index-37
http://www.susanin.com.ua/