Свой путь
Уже несколько лет маркетолог Вячеслав со своей семьей ездит в Европу отдыхать на собственной машине. "Нам нравится бывать в разных странах, а путешествие на автомобиле дает полную свободу. Естественно, в таких поездках нужно четко знать, где ты сейчас находишься и куда ехать дальше. Но пользоваться бумажной или даже электронной картой неудобно, а кроме того, велики шансы попросту заблудится. Любая дальняя поездка практически невозможна без GPS-навигации", -- считает Вячеслав.
Эта самая навигация будет полезна не только тем, кто путешествует за тридевять земель, но и тем, кто передвигается в пределах Украины или отдельно взятого города. К примеру, в столице более полутора тысяч улиц, и человеку, плохо знающему автодорожный Киев совсем не помешает помощник, подсказывающий подходящий путь.
Принцип работы устройства очень прост: GPS-приемник связывается со спутниками, определяет свое текущее местоположение и переносит полученные координаты на карту. Пользователю просто нужно указать место, куда он хочет доехать, и умная система сама нарисует маршрут -- с учетом дорожных знаков и даже некоторых пожеланий пользователя (например, не ехать по такой-то улице). В продвинутых версиях прибора картинка может быть условно трехмерной: дорога отображается как бы с высоты птичьего полета, но дома и другие объекты не объемные, они просто выделены другим цветом на плоскости. Это достаточно удобно, поскольку дает возможность быстрее сориентироваться. Кроме основной линии, вырисовывающей маршрут, на каждом повороте появляется стрелочка, дополнительно сообщающая, в каком направлении двигаться дальше. Встречается и упрощенный вариант, когда путь обозначен на обычной двухмерной карте.
Связь с космосом
Для того чтобы в автомобиль обрел способность ориентироваться в пространстве, в нем должен появиться GPS-навигатор. Его -- небольшую коробочку с сенсорным экраном в 3--4,5 дюйма -- можно купить в магазине автомобильных аксессуаров. Чаще всего устройство крепится к ветровому стеклу с помощью встроенной присоски. Бывают модели, которые вкладываются в держатель стоимостью 100--250 грн. Питается этот девайс обычно от прикуривателя. Если же прикуриватель хочется оставить свободным, то прибор можно подключить напрямую к аккумулятору. Работа электриков на СТО по его подключению будет стоить 60--100 грн. И хотя суть работы заключается в соединении двух проводков, лучше сделать ее на сервисной станции, поскольку формально это "вмешательство в электронику" и машину могут снять с гарантии. Если же воспользоваться прикуривателем, никаких проблем не возникнет.
Стоимость самого прибора стартует с 1000 грн. В навигаторе сразу стоит все необходимое программное обеспечение. Основная загвоздка -- в картах, которые можно покупать отдельно на флеш-картах или DVD (в том числе в магазине, торгующем навигаторами), а также скачивать из Интернета -- обычно за деньги. Набор из навигационных карт Европы и Украины обойдется в 500--1500 грн. (на Петровке пиратский диск можно найти и за 100 грн.)
Встроенный GPS-приемник имеют некоторые карманные персональные компьютеры (КПК) и коммуникаторы. Если как раз такой карманный компьютер уже есть, имеет смысл найти и установить нужную карту и, возможно, программу к ней (стоимость варьируется в пределах 100--1000 грн.). В общем-то, все. После этого "можно приступать" -- КПК готов искать нужную дорогу.
Главный недостаток портативных устройств -- КПК, автомобильных навигаторов и коммуникаторов -- маленький экран. Поэтому некоторые предпочитают изучать незнакомую местность на дисплее ноутбука. Хотя тогда сложно говорить о компактности. Чтобы компьютер стал частью навигационной системы, нужно купить GPS-приемник с Bluetooth или USB-выходом за 500--750 грн. Такие приемники зачастую имеют аккумулятор, заряжаемый через обычную розетку или прикуриватель. Аппарат можно закрепить в машине или положить в бардачок (если соединение по Bluetooth). Еще нужно приобрести программное обеспечение под ПК за100--400 грн., после установки которого лэптоп сможет указать правильный путь в незнакомой местности.
Говори свободно
В начале 2007 года в Великобритании были введены новые штрафы, согласно которым разговор по телефону за рулем обходится британским водителям примерно в $5 тыс. За это нарушение начисляется еще и 3 штрафных балла. Если их станет 12, права отберут на год. В Украине до таких санкций еще дело не дошло, и это, возможно, одна из причин (хоть и не главная) невероятно большого количества ДТП. В Департаменте ГАИ МВД "Деньгам" сообщили, что пока в нашей стране никто не запрещал водителям общаться по мобильному. "Для европейцев украинские реалии -- просто дикость, -- рассказывает таксист Александр. -- У меня есть постоянный клиент, итальянец, которого я вожу, когда он приезжает в Украину. Из-за сложности трафика иногда приходится выезжать на встречную, нарушать другие правила, кроме того, я всегда отвечаю на телефонные звонки. Итальянец говорит, что если бы он так же водил в Милане, то, наверное, давно бы сидел в тюрьме".
Отвечать на звонки за рулем, не занимая руки телефоном, позволяют устройства, соединяющиеся с телефоном через Bluetooth. Как ни странно, но за разговоры по телефону, когда он не в руках, в ЕС водителей не штрафуют.
Наиболее простой прибор -- стандартная гарнитура, которая крепится к уху с помощью специальной скобы. Она подойдет тем, у кого нет особых требований к функциональной части. Список возможностей устройства самый тривиальный: прием звонка и голосовой набор. Стоимость прибора начинается с 200 грн.
Другой вариант -- специальная система громкой связи. Это небольшая коробка с динамиком и микрофоном, другими словами, "громкоговорящий" телефон. Чтобы он начал работать, его нужно соединить с мобильником по Bluetooth, и голос собеседника будет транслироваться через динамик, а водителя -- фиксироваться микрофоном. Прибор можно установить в любом удобном месте, скажем, на ветровом стекле при помощи присоски или на козырьке от солнца с помощью специальной скобы. Электропитание -- от прикуривателя или сразу от аккумулятора, только во втором случае, как и при установке GPS, придется ехать на сервисную станцию.
Самые простые модели подобных систем стоят около 500 грн. Если накинуть еще 100--200 грн., можно рассчитывать на монохромный дисплей, который будет воспроизводить информацию обо всех вызовах, а также об уровне заряда батареи. За 1500 грн. можно приобрести многофункциональный авто-гаджет с цветным экраном и подсветкой. На дисплее могут отображаться SMS, уровень GSM-сигнала и заряд телефонной батареи. Пульт дистанционного управления помогает набирать номер во время остановки, скажем, на светофоре или в пробке.
Добавим: некоторые автомобильные магнитолы умеют "общаться" с телефоном по Bluetooth. Принятые звонки можно услышать через аудиосистему автомобиля, а речь водителя будет передаваться через встроенный в магнитолу микрофон. Стоят такие магнитолы от 1000 грн.
Все по правилам
Устройства, сообщающие водителю о том, что за поворотом его ждут гаишники, измеряющие скорость, в народе часто называют антирадарами или радар-детекторами. Но путать эти названия нельзя, поскольку это -- два разных прибора. Радар-детектор -- по сути, обычный приемник, настроенный на определенную частоту. Когда он "видит", что кто-то вышел в эфир на определенной частоте (находиться на которой могут только сотрудники автоинспекции), сразу загорается лампочка и подается звуковой сигнал. Тогда водитель может снизить скорость до разрешенной на этом участке дороги и смело проезжать мимо, не боясь поднятого жезла. А вот антирадар не только принимает сигналы, но умеет еще и отвечать на них. В результате дорожный страж либо не сможет измерить скорость, либо увидит существенно заниженное значение. Эти устройства запрещены практически во всех странах мира, в том числе и в Украине, а в ЕС за использование подобных штучек придется серьезно отвечать. Поэтому найти их очень сложно -- на радиорынках нужно искать продавцов нелегальной техники. Что же касается радар-детекторов, то на территории СНГ пользоваться ими, как правило, не запрещено. А вот в странах ЕС за такое можно заплатить штраф в несколько сотен евро. Поэтому, путешествуя по Европе, прибор нужно отключать -- в этом случае за него не оштрафуют.
В Украине гаишники чаще всего используют радары "Сокол" и "Беркут". Они работают в стандартных частотных диапазонах и фиксируются большинством радар-детекторов. Некоторые модели продавцы тестируют лично, поэтому при покупке можно поинтересоваться, какой именно прибор прошел "испытание боем".
Большинство моделей определяют радары ГАИ на расстоянии 500--600 метров, чего вполне достаточно, чтобы снизить скорость до требуемого уровня. У аппаратов премиум-сегмента чувствительность намного выше: дальность определения может составлять несколько километров. Именно этот показатель во многом и влияет на цену, которая варьируется в пределах 350--4400 грн.
Анатолий, водитель со стажем, утверждает, что радар-детектор может быть хорошим средством в борьбе с инспекторами-взяточниками: "Однажды на повороте, где я, согласно дорожному знаку, снизил скорость до 40 км/час, меня остановил сотрудник ГАИ. Инспектор указал мне на свой детектор, где было написано "64". Я в свою очередь продемонстрировал ему свой радар-детектор и сказал, что прибор запищал до проезда дорожного знака, где ограничение еще не действовало, поэтому нарушения не было. Доблестному правоохранителю ничего не оставалось, кроме как пожелать мне счастливого пути".
Вообще-то, в случае нарушения "разойтись" с гаишником можно за 15--20 грн. Тогда прибор окупится за несколько десятков "встреч". Однако в последнее время Президент много говорит о существенном увеличении штрафов, поэтому в скором времени "расценки" могут существенно измениться, то есть "срок окупаемости" прибора уменьшится.
На безопасном расстоянии
Думали ли советские градостроители о том, что по отечественным дорогам может колесить столько машин, как сейчас? А ведь им всем нужно еще и где-то стоять. Парковочных мест, особенно в центральной части городов, катастрофически мало, и порой приходится буквально протискиваться между автомобилями, рискуя их задеть. Для начинающих водителей парковка -- одна из самых больших проблем. Помочь им может парковочный радар, показывающий расстояние до ближайших помех. Однако это прибор будет полезен не только новичкам, поскольку многих малогабаритных препятствий просто не видно. К примеру, водитель с трехлетним стажем Константин купил парковочный детектор совсем недавно -- после того, как помял себе заднее крыло, выезжая с работы, просто не увидев невысокий столбик.
Парковочный радар -- это система, которая состоит из нескольких датчиков, которые определяют, насколько далеко помеха от автомобиля, а также дисплея, где эти данные отображается. Датчики обычно монтируются в бампер. Если машина еще на гарантии, то все работы по установке необходимо осуществлять на сервисной станции. Стоимость монтажа зависит от сложности работ, но в среднем она составляет около 50 грн. за один датчик. Чаще всего ставят четыре датчика на задний бампер. На переднем их устанавливают крайне редко -- только на крупногабаритных машинах, -- поскольку они вызывают дискомфорт в плотном городском трафике.
Дисплей в самой компактной версии миниатюрен: на табло две разноцветные шкалы, отвечающие за левый и правый бок. Если датчик "увидел" препятствие, соответствующая ему шкала подсвечивается красным, и на нее же выводится расстояние до помехи. Аппаратик размером 12х3х3 см может крепиться в любом удобном для водителя месте. Система с четырьмя датчиками стоит от 300 грн.
Не только узнать о скрытой помехе, но и увидеть ее помогает камера заднего вида, которую часто предлагают в комплекте с радар-детектором. Наличие камеры поднимает стоимость примерно на 400--500 грн. Ее можно подключить к встроенному дисплею, если таковой имеется в навороченной магнитоле. В противном случае придется раскошелиться еще на 800--900 грн. Парковочная система с камерой и монитором потянет минимум на 1200 грн. Для справки: примерно столько же (а то и намного больше) придется отдать за ремонт после столкновения с "невидимой" преградой. К примеру, Константину рихтовку с покраской заднего крыла и бампера "Лады" на СТО оценили примерно в 2500 грн. На более крупной техстанции решили заменить испорченные детали и выставили счет на сумму около 5000 грн.
Мелочь, а приятно
Примерная стоимость полезных автодевайсов
Название | Задачи | Цена, грн. |
GPS-приемник | Навигация на любой местности и определение пути до точки назначения | 1500--5000 |
Система громкой связи | Общение по телефону во время движения | 500--1500 |
Радар-детектор | Обнаружение радаров ГАИ | 350--4400 |
Парковочный радар | Определение наличия препятствий и расстояния до них | 300--1500 |
ИТОГО:
Полезные автонавороты не всегда окупаются, но часто заметно облегчают жизнь. На оборудование автомобиля GPS-приемником, системой громкой связи и парковочным радаром придется потратить от 2300 грн. На радар-детектор уйдет еще минимум 350 грн.
Где еще почитать
о полезных наворотах для автомобиля:
www.car-technique.kiev.ua
www.antiradar.ru
www.parktronic.com.ua
www.gpsgarmin.com.ua