Нужен ли мне блог, и зачем он?
Каждый блоггер хоть раз, в самом начале, да задумывался над этим вопросом. Утвердительный ответ у каждого свой. К примеру, украинский издатель, фотограф и блоггер Константин Донин (http://donin.livejournal.com), когда корреспондент "Денег" спросила его: "Зачем Вам блог?", ответил: "Затем же, зачем и телефон, -- это средство общения".
Большинство людей, с которыми в процессе подготовки статьи корреспондент "Денег" общалась во всевозможных сообществах (комьюнити), форумах и лично, отвечали, что заводили блог для себя. Не исключение даже те люди, профессия которых непосредственно связана с коммуникацией, -- журналисты и психологи. "Завела просто так. Пишу, о чем попало. Но что самое удивительное, хотя блог для меня -- не средство рекламы, люди приходят ко мне через него -- говорят, что нравится журнал, поэтому и обращаются", -- рассказывает inbell (http://inbell.livejournal.com), психолог Ольга, которая живет в Израиле.
"Моему блогу 1,5 года. Я заводил его для себя, но выяснилось, что это довольно удобный инструмент", -- рассказал "Деньгам" шеф-редактор проекта "Великі українці" телеканала "Интер" и блоггер Вахтанг Кипиани (http://vaxo.livejournal.com).
"У меня блоги на LiveJournal и на сайте нашего издания. На первом вывешиваю преимущественно собственные наблюдения на разные темы -- от политики до культуры. Второй блог -- более профессиональный, пишу там в основном о международной жизни", -- рассказал "Деньгам" киевский журналист Дмитро Губенко
Как его использовать?
Проще всего -- для самопродвижения, чем большинство блоггеров и занимаются. Как бы ни старался Виктор Пелевин в своей книге Empire V убедить народ, что "ведение блога -- защитный рефлекс изувеченной психики, которую бесконечно рвет гламуром и дискурсом…", блоггеры ему не верят. И правильно делают, ведь самопродвижение -- не такое уж и зло, спросите любого "пиарщика".
В литературе и Интернете есть масса историй о том, как "простой парень завел себе блог и стал ОЧЕНЬ АВТОРИТЕТНЫМ или ОЧЕНЬ ПРОДАВАЕМЫМ парнем". Не будем все пересказывать, лучше напишем, как именно можно продвинуться. Во-первых, на продвижение придется тратить массу времени -- обновлять блог как можно чаще, чтобы в поисковиках он был повыше. Во-вторых, по принципу "я -- тебе, ты -- мне" можно активно обмениваться с другими пользователями ссылками (на другие блоги, а также на всяческие новости, фото и так далее, которые связаны с темами блогов). В-третьих, быть живым человеком, а не пытаться изображать "виртуальный персонаж". Неотъемлемые атрибуты успешного блоггера -- открытость и искренность, а неотъемлемые черты хорошего тематического блога -- страсть и авторитетность. Но возможны и маленькие хитрости, например, опытные блогеры советуют "постить" (вывешивать) что-либо важное утром в понедельник, когда вся блогосфера стекается в офисы, включает компьютеры и от большого желания работать сразу лезет в Интернет.
Профессиональное использование
Те, кто профессионально работает с информацией, -- журналисты, маркетологи и пиарщики -- давно знают, что блоги и форумы предоставляют потрясающую возможность для ее сбора. Например, "Деньги" регулярно посещают тематические форумы в поисках тем для публикаций. Но не менее продуктивно можно использовать и блоги. Например, киевская журналистка Анастасия Алексеенко (http://nastasyia.livejournal.com) использует блог как портфолио, ищет героев для материалов, да и вообще полезные контакты. А Вахтанг Кипиани рассказал "Деньгам", что использует блоги для нахождения нужных людей, а также, чтобы заказывать статьи и брать комментарии.
Но есть и более изощренные способы использования блогов в "корыстных" целях. Московский бизнес-коуч Майя Воронцова (http://buddilnik.livejournal.com) начинала первый "ЖЖ" как продолжение своей работы. "Я работаю в Инете, поэтому мне иногда даже трудно разделить личное и бизнес. А второй блог появился недавно и уже как чисто рабочий инструмент -- консультативный кабинет". По ее словам, интернет-коучинг -- пока не слишком распространенное веяние. "Инетные консультации -- это не обязательно переписка, это еще и голос, и веб-камера. Хотя большинство пока, действительно, предпочитают переписку, потому что ее потом можно перечитать и проанализировать, а это ценно в коучинге".
"Всегда есть вероятность, что контент будет приходить от людей, которые хотят на него повлиять, -- например, продвинуть свой товар или услугу", -- предостерегает Огюст Грант, профессор из университета Южной Калифорнии, участник совместной программы Благотворительного корпоративного фонда компании СКМ и Могилянской школы журналистики -- "Цифровая журналистика будущего". Но Интернет демократичен, всегда есть возможность пролистнуть ненужную страницу.
Получить ответы
Проще всего в сложной ситуации -- спросить совета у друзей и опытных знакомых. На форумах и чатах часто можно найти людей, готовых посоветовать что-то дельное. Главное -- задавать правильные вопросы. "Совет однозначно можно получить. Тем более что я, как правило, не задаю таких вопросов, на которые хочется отвечать профанам", -- уверяет российский психолог и блоггер Владимир Волохонский (http://volokhonsky.livejournal.com). Но и с "умностью" вопросов тоже важно не переборщить. Например, один IT-директор, с которым разговаривал корреспондент "Денег", пожаловался, что ни разу так и не смог получить ответы на профессиональных форумах: "Я очень давно занимаюсь "Маками" (компьютерами Macintosh) и сам всегда охотно отвечаю на IT-форумах. Но в те три раза, когда вопросы возникали у меня, я не смог получить ответы. То ли я так далеко "продвинулся", что просто никто ничего не может посоветовать, то ли такие проблемы никогда ни у кого не возникали…"
А что делать, если хочется найти решение своей проблемы, но или нет желания "светиться", или есть страх прослыть некомпетентным, спрашивая совета у коллег? Можно не спрашивать, а просто читать интересные ветви нужных форумов, -- авось да найдется что-то. Или же создать "разовый" ник и задавать, не стесняясь, интересующие вопросы -- порасспрашивать "спецов". Правда, не факт, что они ответят. Дело в том, что завсегдатаи форумов не жалуют тех, кто ленится пользоваться поисковиком и задает вопросы, которые ранее обсуждались на этом форуме.
И даже если посчастливится получить ответ-совет, то не факт, что он будет честным. Как уже писали "Деньги" (см. №48, доступно на сайте www.dengi.ua), компании нынче любят "внедрять" своих людей на различные форумы, чаты и так далее. К примеру, кто-то просит совета: "Подскажите, в каком магазине лучше покупать одежду?" И тут же засланный лжесоветчик, якобы основываясь на собственном опыте, подсказывает, куда лучше идти за "шмотками". Впрочем, сама тема может быть поднята другим "засланцем".
Очень полезные контакты
"Делай, что должно, и будь что будет", -- руководствуясь этим принципом и общаясь в Интернете исключительно для собственного удовольствия, можно неожиданно встретить будущего партнера (не только по жизни, но и по бизнесу) или работодателя. На форуме www.figvam.net корреспондент "Денег" нашла двух "свободных индейцев", одного из которых зовут Экслибрист, а другого -- Vega. Эти двое очень давно познакомились на форуме одного бизнес-издания. Не так давно они подумали: а не создать ли двум благородным донам совместный бизнес? Сказано -- сделано, и вот этим летом заработало предприятие по изготовлению печатей и штампов.
Найти работу
Но даже когда особых планов по организации собственного бизнеса нет, общение в Инете может быть крайне полезным. "В "Фокусе" я взял на работу одного человека, которого знал, только как блоггера. Этот человек у меня работал редактором сайта, и я был им доволен", -- рассказал "Деньгам" Вахтанг Кипиани. "Деньгам" удалось найти этого таинственного человека -- им оказалась Вера Нечитайло (http://verusya.livejournal.com) -- контент-менеджер нашего собственного сайта. "Моему "ЖЖ" вчера стукнуло пять лет, -- рассказала Вера. -- Основные жизненные изменения, что происходили благодаря "ЖЖ", -- это большое количество знакомых и друзей в разных частях мира. Некоторые даже приезжали, вот так и дружим. Я долго была модератором и смотрителем сообщества "Интересный Киев" (http://interesniy.kiev.ua). Собственно, с этого и началась моя карьера в контент-менеджменте. Благодаря Арсению, создателю "ИКа", я познакомилась с Вахтангом Кипиани, на тот момент главредом "Фокуса", и проработала там восемь месяцев. Сейчас работаю в "Деньгах", во многом благодаря тому, что была в "Фокусе".
Но слепо надеяться на то, что благодаря прекрасному блогу в "ЖЖ" или "умненьким" вопросам-ответам на форумах удастся найти работу, не стоит. "Я вообще редко кого беру на работу, а уж руководствуясь блогом -- никогда, -- заявил корреспонденту "Денег" издатель Константин Донин. -- Да, хорошо сделанный сайт может быть неким портфолио, но он не будет решающим аргументом".
Однако все зависит от сферы деятельности. Поиск хорошего IT’шника просто необходимо начинать с профессиональных форумов и чатов. Международные разработчики ПО так и делают. К примеру, несколько симферопольских программистов благодаря собственной активности в чатах смогли получить выгодные контракты в Москве.
Украинские специалисты по HR признаются, что предложения некоторым кандидатам, не только в сфере IT, делаются именно благодаря активности соискателей на форумах. Но другой способ "вербовки" и проверки кандидатов -- через блоги -- все дружно отвергли. "Слишком много времени уходит на такой поиск, -- ответили корреспонденту "Денег" "спецы" по HR на форуме HR-лиги (http://hrliga.com). "Я практикую по социальным сетям (места, где общаются одноклассники и прочие "однополчане". -- Авт.). Там можно проследить и участие в дискуссиях, и круг общения, и еще много чего. Только вакансия должна стоить потраченного времени", -- призналась одна из экспертов HR-лиги.
Потерять работу
Интернет-общение не только полезно. Оно еще и опасно. Во-первых -- нечаянным или специальным разглашением конфиденциальной информации. За что легко могут уволить, и будут правы. Во-вторых, интернет-общение "засасывает". Оно становится похожим чем-то на наркотик, и это может сильно мешать работе.
Одна киевская журналистка в течение последнего года сменила три редакции. Причем из одной редакции девушку просто уволили, заявив, что она -- никудышный журналист. Никакой цензуры, никакого "хэрразмента". Просто из-за постоянных разговоров с друзьями по всевозможным "мессенжерам", бесконечного чтения "френд-ленты" и "комментов" в "ЖЖ" у нее не хватало времени на работу. Сейчас у барышни уже четвертое место работы, на этот раз не в журналистике.
Что это такое?
Чат (от англ. to chat -- болтать) -- сервис обмена текстовыми сообщениями в режиме реального времени. Чат позволяет многим пользователям одновременно общаться между собой. Содержание чата существует только "здесь и сейчас" -- чат выглядит как окно, в котором идет поток сообщений от всех участников чата.
Форум -- это инструмент для общения на сайте. Сообщения в форуме в чем-то похожи на почтовые -- каждое из них имеет автора, тему и, собственно, содержание. Принципиальная особенность форума заключается в том, что сообщения в нем объединены в треды (от англ. thread -- нить). Ответы участников "привязаны" к исходному сообщению. Последовательность таких ответов, ответов на ответы и так далее и создает тред. В итоге форум представляет собой древовидную структуру, состоящую из тредов.
В отличие от чатов, сообщения, отправленные в форум, могут храниться неограниченно долго, и ответ в форуме может быть дан отнюдь не в тот же день, когда появился вопрос.
Блог -- сетевой дневник одного или нескольких авторов, состоящий из записей в обратном хронологическом порядке. Слово произошло от английского weblog -- веб-журнал. Совокупность блогов называется блогосферой. Крупнейшие ресурсы блогосферы -- www.livejournal.com и www.liveinternet.ru. (По материалам http://slovari.yandex.ru.)
ИТОГО
Интернет-общение -- прекрасный способ заявить о себе, получить ответы на свои вопросы, завязать полезные знакомства, найти работу или увеличить количество клиентов. Однако порой -- это риск, который может стоить рабочего места.
Где еще почитать
о блоггинге, форумах и чатах:
1. http://hrliga.com
2. www.figvam.net
3. www.dengi.ua