Срок ожидания ремонта на СТО зависит в первую очередь от серьезности повреждений. И чем больше машине досталось во время ДТП, тем дольше продлится "лечение". Если автомобиль по каким-то причинам не на ходу, то его хозяину придется готовиться к очень продолжительной депрессии. "Когда степень повреждений настолько высока, что автомобиль может только покоиться на паркинге, владельцу, конечно же, приходится ждать поставки запчастей и последующего ремонта дольше", -- объясняет эксперт по связям с общественностью и рекламе ДП "АВТО Интернешнл" Александра Голобородько. В особо неприятных случаях такая история может растянуться на несколько месяцев.
Юрист Анна заказала немецкую машину совсем новой модели и три месяца дожидалась, когда же получит свой автомобиль. Буквально через две недели после счастливого дня ее получения, девушка в выходной день стояла (а не резко остановилась!) на красный свет на перекрестке, а водитель другого автомобиля почему-то ее машину не заметил. В результате сильного удара сзади у авто Ани, помимо прочих повреждений, были деформированы лонжероны, и ездить на нем стало невозможно. Из-за того, что модель была совсем новой, на складе у официального дилера не нашлось ни двери багажника, ни крыльев, ни бампера, поэтому все необходимые детали пришлось заказывать. Ссылаясь на очередь, на СТО отказались даже рихтовать лонжероны и проводить работы, необходимые для того, чтобы поставить "больного" на ноги. В общем -- с учетом ожидания запчастей, очередей и ремонта -- Аня осталась без машины на три с половиной месяца. :(
Из этой истории можно сделать вывод -- запчастей для новых или редких моделей приходится ждать дольше. У владельцев автомобилей популярных марок таких проблем действительно нет. Среди опрошенных "экспертов" по части ДТП, абсолютному большинству удалось решить проблемы с ремонтом в течение двух недель.
"На сервисных станциях существует контролируемая очередность на выполнение отдельных работ. Каждая СТО в зависимости от конкретного случая оговаривает с клиентом время их выполнения. Простые технические работы выполняются сразу на месте, более сложные, такие как кузовной ремонт, рихтовка и прочее, занимают несколько дней", -- обнадеживает PR-менеджер корпорации "АИС" Елена Федорей.
Старый конь борозды не портит
Меньше ждать и платить удается владельцам подержанных автомобилей старше трех лет. После истечения гарантийного срока многие экономные украинцы попросту отказываются от услуг фирменного СТО -- так, по их мнению, дешевле и быстрее. Ведь можно легко отыскать ряд сертифицированных, но не аккредитованных дилерами мастерских, где берутся практически за любой ремонт. Как правило, в этом случае необходимые запчасти приходится искать самому либо заказывать через магазин при мастерской, если таковой имеется.
Преимущество этого метода в том, что можно самостоятельно корректировать перечень выполненных работ, а значит, и свои затраты. Разница существенна: один из киевских таксистов рассказал корреспонденту "Денег", что за аналогичный ремонт двух Daewoo Lanos на фирменной и "независимой" сервисной станциях у него просили суммы, отличающиеся на треть. Принимая сложное решение, что важнее -- гарантия или затраты на ремонт после ДТП, следует примерно подсчитать свою выгоду. Например, если до истечения срока гарантии осталось совсем немного и ничто в автомобиле не барахлит, возможно, есть смысл изменить фирменному СТО. То же касается и автомобилей, приобретенных у тех "серых" дилеров, которые не предоставляют качественный гарантийный сервис. Какой смысл беречь то, чем все равно нельзя воспользоваться?
К ногтю
Обычно интересы страховой компании и сервисной станции прямо противоположны. СК частенько пытается минимизировать свои затраты или вообще "отмазаться" от выплаты компенсации, а сервисная станция, наоборот, -- стремится выставить счет на сумму побольше, внося в перечень необходимых работ все, к чему только можно придраться. При этом главный силовой аргумент СТО -- гарантийное обслуживание. Дескать, если не заменить это и не отремонтировать то, машину или, как минимум, поврежденную систему придется снять с гарантии. Когда авто застраховано или ущерб оплачивает другая (виновная) сторона, длиннющий список необходимых работ никого особенно не волнует. Однако если все затраты нужно нести самостоятельно, приходится бороться, в прямом смысле слова, за каждую копейку.
Опять-таки, начинать нужно с перечня необходимых работ. После оценки ущерба сотрудником СТО стоит забрать документы с выводами и внимательно их прочитать, в идеале -- показать знакомому автоэксперту. Со всеми пунктами, которые не оказывают прямого влияния на условия гарантии, можно не соглашаться. Также важно понимать, что снять с гарантии ВСЮ машину за, например, несанкционированный ремонт бампера без веских причин не имеют права. Если продемонстрировать сотруднику СТО свое твердое нежелание платить за "непонятно что", вероятно, он сам укажет, от каких работ можно отказаться без ущерба для гарантии. Однако еще раз напомним: если автомобиль застрахован, а на СТО выставили гигантский счет -- что ж, пусть так и будет. :)
Единственный инструмент, позволяющий влиять на поведение СТО, -- постоянный личный контроль. Необходимо вникать во все тонкости, постоянно общаться с начальством, а кроме того, освещать свои проблемы на всякого рода специализированных форумах. "Деньгам" известно много случаев, когда активность клиента повышала эффективность работы как страховой компании, так и сервисной станции. Например, начинающая водительница Виктория попала в аварию на своей застрахованной машине, и хотя СК быстро возместила ущерб и перевела деньги на счет СТО, девушке не назначили дату ремонта, сказав лишь "позвонить через два месяца". Она позвонила и выяснила, что отремонтировать-то машину ей смогут за пару дней, однако теперь она должна еще месяц ждать очереди на покраску. Такого Вика не потерпела и написала письмо в корпорацию, в которую входил ее дилер. В письме автолюбительница изложила, что два месяца назад оплатила услуги СТО, дождалась своей очереди, но ездить на своей машине до сих пор не может. На следующий день после отправки этого письма ей перезвонили и сообщили, что машина будет готова до выходных. :)
Справедливости ради следует отметить, что постоянно подозревать сервисные станции в коварных происках не вполне здраво -- в большинстве случаев там предписывают лишь необходимый ремонт. Однако ни одна компания не может полностью отвечать за порядочность каждого их своих сотрудников.
По-хозяйски
Тем не менее, есть и те, кто настойчиво ищет добра от добра. Машина Виктора -- украинской сборки, ей полтора года, она все еще на гарантии и в кредите. Летом он попал в аварию и целый месяц боролся со страховой компанией за выплату компенсации. Ущерб, нанесенный его автомобилю, оценивал независимый эксперт, а окончательный счет за ремонт выставил оценщик фирменного СТО. Когда страховая компания перевела деньги на счет клиента, он снял их и истратил на ремонт в гараже у знакомого мастера. У "официалов" -- так пренебрежительно их называет Виктор -- пришлось заказывать лишь некоторые детали. В результате удалось сэкономить около 40% полученной суммы, благодаря чему Виктор умудрился купить комплект зимних покрышек и даже оставил себе около $200. Единственный вопрос в этой ситуации -- как поведут себя "официалы", если наступит гарантийный случай? Кроме того, машина Вити все еще не отполирована и даже невооруженным глазом видно, что передняя правая фара заменена.
Удар по самолюбию
Благодаря пробкам большая часть аварий в городах происходит на скорости ниже 20 км/час, и автомобилям значительный ущерб не наносится. Повреждениям в ДТП наиболее подвержены кузовные части автомобиля -- передние и задние бамперы, фары, фонари.
Но не все так просто! "Сложность повреждения должен оценивать только специалист сервиса, -- советует Елена Федорей. -- Часто небольшое на первый взгляд повреждение, которое пострадавшему кажется пустяковым и не требующим долгого и скрупулезного ремонта, на практике оказывается куда более серьезным". "Несерьезная" вмятина на бампере может скрывать за собой повреждение кузовной части. В таком случае необходима не просто замена старого бампера новым, но и его покраска, а также рихтовка и покраска передней части кузова автомобиля.
Так, после пикника в лесу Станислав разворачивался на поляне и задел передним бампером пенек. Поскольку вмятина показалась незначительной, а автомобиль не был застрахован, Стас попросту решил "забить" на эту неприятность. А спустя несколько месяцев, во время регулярного ТО, его порадовали тем, что он повредил кондиционер и неполадки не были вовремя устранены. Если бы проблему решили своевременно, ремонт обошелся бы в 200--300 грн. Однако в запущенном варианте она тянула уже на 800--900 грн.
Цена вопроса
Как это ни парадоксально, стоимость ремонтных работ для разных марок и моделей различается не так сильно, как цена самих авто. Если машина, скажем, стоит от $10 тыс. до $60 тыс., то на однотипные ремонтные работы придется потратить сопоставимое количество денег. Заметно отличаются лишь цены на запчасти для каждой конкретной модели. Естественно, в "свободных" мастерских цены ниже, чем у официальных дилеров. И так же естественно, что ремонт серийной машины дешевле, чем ремонт эксклюзивной. Но в целом цены не слишком разнятся.
Если говорить об авто среднего класса, то на ремонт его передней части после повреждений средней тяжести придется потратить от $800 до $2000. Ремонт задней части -- если не нужно менять дверь багажника -- может обойтись дешевле.
Устранение незначительного повреждения, например, вмятины или царапины, обойдется в $300--600 вне зависимости от того, какая именно часть авто пострадала.
Надо ехать!
Если все-таки случилась неприятность, и машина не на ходу, а сотрудники сервисной станции честно признались, что запчастей или ремонта придется ждать в течение месяца, многие впадают в депрессию. Автолюбители придумали множество названий психозу, который наступает из-за длительной разлуки с автомобилем. Но что делать, если нельзя себе позволить отсиживаться дома, а от одной мысли о поездке на такси или в общественной транспорте начинается нервный тик? Нужно искать временную замену своей любимой "лошадке".
Некоторые дилеры премиум-брендов предлагают так называемый подменный автомобиль. То есть на время ремонта владельцу машины предоставляется транспортное средство этой же марки другой модели. Вообще-то, эта услуга предназначена для тех клиентов, у которых гарантийный случай наступил по вине производителя. Поэтому при ремонте после ДТП ничего такого дилер делать не должен. Однако если машина действительно престижная, а клиент -- very VIP, ему могут предложить подменный автомобиль и при ремонте после ДТП.
Простым же смертным следует всерьез задуматься о прокате автомобиля. Стоимость этой услуги стартует с €30 в сутки в зависимости от срока проката и, собственно, автомобиля. Для получения машины напрокат арендатор должен быть старше 21 года, иметь водительское удостоверение и стаж более 3 лет. Но все же самый лучший способ сэкономить свое время, нервы и деньги -- не попадать в аварии.
УДАР ПО КАРМАНУ
Почем починить авто после «поцелуя», грн.*
Марка и модель авто | Цена | Стоимость ремонта после удара спереди (бампер, фара) | Стоимость ремонта после удара сбоку (дверь, крыло) | Стоимость ремонта после удара сзади (фонарь, бампер) | Срок ожидания ремонта при наличии запчастей, дней |
«Славута» | 27 085 | 80--400 | 100--300 | 60--300 | 0--7 |
ВАЗ 21074 | 32 850 | 80--400 | 100--300 | 60--300 | 0--7 |
Daewoo Lanos | 43 000 | 140--400 | 200--300 | 200--350 | 0--14 |
Chevrolet Lacettii | 79 750 | 190--600 | 250--450 | 300--500 | 7--14 |
Mitsubishi Lancer | 90 894 ($17 999) | 350--1100 | 500--700 | 400--1000 | 3--21 |
Toyota Camry | 183 300 | 650--1800 | 600--900 | 700--1200 | 14--21 |
ИТОГО:
В зависимости от сложности повреждений, а также от популярности модели срок ремонта может растянуться до трех месяцев. Устранение минимального повреждения потянет примерно на $150--200.
Где еще почитать
о ремонте после ДТП:
www.uzr.com.ua
www.autoconsulting.com.ua
http://www.aro.kiev.ua