Но в наших краях цены упрямо ползут вверх -- примерно на 1% в неделю. О причинах роста "Деньги" писали уже не раз: рекордная российская таможенная пошлина на сырую нефть, дороговизна этой нефти, кризис власти на Кременчугском НПЗ и, разумеется, давняя и неизменная рисковость-непредсказуемость топливного рынка в Украине.
Главной причиной роста цен на топливо эксперты называют нехватку сырья на украинских нефтеперерабатывающих заводах. Президент Лиги нефтепромышленников Украины Александр Шпак отмечает, что из шести украинских НПЗ сегодня не работают три: Надворнянский, Херсонский, Одесский. Крупный и хорошо загруженный Лисичанский завод легко может увеличить производство. Но у него тут же возникнут проблемы с антимонопольным законодательством.
Заместитель директора НТЦ "Психея" Геннадий Рябцев советует всем быть терпеливыми: "Ситуативный дефицит будет компенсирован импортом -- в основном из РФ, где топливо дешевле. Цены на АЗС в декабре могут сохраниться на уровне ноябрьских при разнице в стоимости импортных и отечественных нефтепродуктов 8--12%". Г-н Шпак считает, что высокие цены и рост импорта отнюдь не улучшат качество топлива: "Выросший топливный импорт -- очень мощный фактор нестабильности. Некачественных нефтепродуктов станет гораздо больше".
"Намертво заморозить стоимость бензина и "дизеля", как это сделало российское Минпромэнерго, нашему правительству не под силу. У нашего Кабмина отсутствуют рычаги влияния на основных операторов рынка, -- полагает Геннадий Рябцев. -- Подорожание, конечно же, можно остановить, ограничив доходность бизнеса. Но тогда трейдеры примутся восполнять недополученную прибыль за счет других сегментов либо других нефтепродуктов".
Одно хорошо: на Новый год потребление бензина и ДТ немного падает. Из-за этого ценовая кривая может превратиться в горизонталь. Если мировая нефть снова не захочет "скакнуть".