Полное содержание материала:
Рейтинг супермаркетов бытовой техники: обобщенные данные (текущая статья)
Рейтинг супермаркетов бытовой техники: финансовый сервис
Рейтинг супермаркетов бытовой техники: обслуживание и услуги
Когда покупатель идет в магазин за холодильником, телевизором, стиралкой или еще чем из бытовой техники--электроники, для него важны четыре обстоятельства. В первую очередь он интересуется ценами, во вторую -- широтой модельного ряда, и только потом -- собственными удобствами и возможностью получить необходимые в таких случаях финансовые услуги (в том числе -- кредит). Как правило, направляется он в один из сетевых техномаркетов - там и ассортимент пошире и продавцы пограмотнее.
Конечно, помимо сетевых магазинов имеются и "гордые одиночки". И во многих из них можно найти недурные условия. Кроме того, покупателя манят смешными ценами стоковые магазины (см. "Деньги" №46, от 22 ноября 2007 года, доступно на www.dengi.ua). Но найти сочетание по-настоящему широкого выбора с пристойными ценами можно разве только в торговых сетях. Потому-то для участия в рейтинге были отобраны восемь популярных сетей (в том числе -- ряд общенациональных). Еще одним условием было наличие максимально широкого ассортимента типов техники: бытовой, ТВ-, аудио-, видео- и так далее.
Сети оценивались по четырем основным показателям: ценовой политике, ассортименту, удобству совершения покупок и сопутствующему финансовому сервису. Естественно, потому, что покупателей интересуют именно эти показатели.
Что получилось?
Выяснилось, что идеальных сетей в Украине нет. Либо цены высокие, либо ассортимент узкий, либо для покупателей магазин не слишком приспособлен. Но в целом по таблице "Самые бытовые" с итоговым рейтингом сетей вполне можно ориентироваться -- там указаны места по каждому из показателей. Так что сразу можно понять, куда идти в поисках самой низкой цены или самого богатого выбора.
Как мы считали?
Как обычно, корреспондентов "Денег" вдруг обуяла жажда покупок, и они отправились ходить по магазинам, на этот раз -- бытовой техники. Но прежде чем проводить полевые исследования, корреспонденты "Денег" разработали критерии для рейтинга. Сначала мы составили "покупательский набор" из телевизора, стиральной машины, холодильника, микроволновой печи, пылесоса и чайника. В зависимости от стоимости этого набора сети ранжировались по цене.
Уже в магазинах корреспонденты "Денег" подсчитывали количество наименований в выбранных товарных группах, смотрели на качество финансовых услуг -- можно ли прямо на месте оформить кредит на приобретение техники. Оглядывали помещение в поисках банкоматов, считали, с каким количеством банков сотрудничает сеть, записывали курс доллара в "обменниках". "Таинственные покупатели" замеряли, через какой промежуток времени к ним подходили продавцы-консультанты, обращали внимание, как те одеты, насколько охотно отвечают на вопросы и расположены ли рассказывать что-либо о товаре. Корреспонденты "Денег" допытывались, есть ли у магазина бесплатная доставка, имеется ли свой сервисный центр.
Вся информация в конце концов сводилась в таблицу и обрабатывалась. По каждой из категорий (цены, ассортимент, сервис и финансовые услуги) рассчитывался отдельный рейтинг, а потом места в отдельных рейтингах суммировались с определенными коэффициентами, и выводился общий показатель. "Деньги" решили, что наибольший весовой коэффициент -- 0,5 -- должна иметь цена; на ассортимент отвели 0,25; на финансовый сервис -- 0,15; на удобство покупки -- 0,1. То, что получилось в результате, можно увидеть в таблице "Самые бытовые".
Ценность техники
Цена -- все еще самый важный для большинства украинцев ориентир при покупке техники. Поэтому расчетам ценового рейтинга "Деньги" уделили максимум внимания. В каждой из выбранных групп товаров -- телевизоры, стиральные машинки, холодильники, микроволновые печи, пылесосы и чайники -- мы для максимальной объективности выделили по три торговых марки из разных ценовых категорий. Естественно, нас интересовали все ценовые сегменты: низкий (сюда попали ТМ Saturn, Vitek, Beko и другие), средний (Philips, Ariston, Tefal и прочие), а также высокий (Miele, Sony, Liebherr и так далее). И, в конечном итоге, при определении средней цены для каждого вида товара принималась во внимание ценовая политика сети во всех категориях -- низкой, средней и высшей.
Затем все эти средние цены учитывались при расчете средней стоимости "покупательского набора" (телевизор, стиральная машинка, холодильник, микроволновка, пылесос и чайник). Для объективности расчетов "Деньги" предположили, что телевизор, стиральная машина, микроволновка и пылесос покупаются в среднем раз в пять лет, холодильник -- раз в десять лет, чайник -- раз в два с половиной года. Исходя из этого и определялись весовые доли товарных групп в общей стоимости "набора", в зависимости от которой сети и ранжировались по ценовой политике. Увидеть, какие из сетей более всего щедры к покупателям, можно в таблице "Самые ценные".
Конечно, резонно было бы учесть еще и всяческие дисконтные программы, а также акции (со скидками и/или подарками). Но вдумчивый анализ предлагаемых сетями акций способен свести с ума даже нобелевского лауреата по экономике. Все эти дисконты, подарки и программы лояльности просто невозможно сравнить между собой.
И это не случайно! Ведь все они есть инструмент маркетинга, а маркетологам категорически неинтересно предлагать потребителю прозрачные правила. Иначе хитрые покупатели научатся сравнивать, а сравнение -- это конкуренция. А кому из торговцев конкуренция нравится?! :)
Что же нам оставалось делать? Мы решили сравнивать базовые цены -- те, которые указаны на ценниках (даже если рядом стоит перечеркнутая красным "старая цена"). А касательно того, что мы недооценили все эти "скидки до 28%", -- так пусть торговцы жалуются на нашу черствость свои маркетологам. :) Глядишь, к следующему рейтингу они пожалеют наши покупательские мозги.
Богатство изобилия
На полках магазинов всего навалом. Но если задаться целью найти что-то определенное, то велика вероятность, что его и не окажется. Так и случилось с корреспондентами "Денег": когда мы составили список распространенных торговых марок, выяснилось, что не все магазины разделяют наши представления об их популярности. В некоторых сетях почему-то уверены, что если забить полки изделиями из среднего ценового сегмента, то покупатели будут довольны, и ничего больше им не потребуется. Поэтому товаров вроде бы и много (например, в одном магазине мы насчитали 147 наименований одних только холодильников!), но если хочется найти нечто выше или ниже среднего, выбирать не из чего. Особенно, если хочется что-то не-корейское -- при всем нашем уважении к корейской технике, иногда у покупателей случаются разные фантазии, например, они могут пожелать купить немецкую или шведскую стиральную машинку.
Но, в любом случае, корреспонденты "Денег" походили по магазинам, отметили, сколько видов телевизоров, стиральных машин, холодильников, пылесосов, микроволновок и чайников имеется в торговых залах, и подсчитали рейтинг по ассортименту. Его можно увидеть в таблице "Самые разнообразные".
Как и ожидалось, в технобытовых сетях "Деньги" заметили ту же закономерность, что и в продуктовых супермаркетах, -- чем больше на полках разнообразного товара, тем он в среднем дороже. И наоборот: чем ниже цены, тем беднее выбор.
Самые бытовые | ||||||
Общий рейтинг бытовых сетей | ||||||
Место | Название | Место за цены | Место за ассортимент | Место за финансовый сервис | Место за удобство | Общий балл |
1 | Домино-Электроника | 1 | 3 | 8 | 3 | 2,75 |
2 | Домотехника | 3 | 2 | 4 | 7 | 3,3 |
3 | Самобыт | 2 | 8 | 2 | 2 | 3,5 |
4 | АБВ-техника | 7 | 1 | 1 | 6 | 4,5 |
6 | Фокстрот | 5 | 6 | 3 | 1 | 4,55 |
5 | Эльдорадо | 4 | 4 | 6 | 8 | 4,7 |
7 | Технополис | 6 | 7 | 7 | 4 | 6,2 |
8 | МегаМакс | 8 | 5 | 5 | 5 | 6,5 |
Самые ценные | ||||||||
Рейтинг бытовых сетей по ценам | ||||||||
Место | Название | Место по средней цене на теле- визоры (21") | Место по средней цене на стираль- ные машины (45 см) | Место по средней цене на холодиль- ники двух- дверные | Место по средней цене на микро- волно- вые печи | Место по средней цене на пылесосы | Место по средней цене на чайники | Итоговый рейтинг по цене |
1 | Домино-Электроника | 2 | 1 | 1 | 8 | 1 | 2 | 0,79858 |
2 | Самобыт | 7-8 | 2 | 3 | 6 | 2 | 1 | 0,66575 |
3 | Домотехника | 5 | 4 | 7 | 4 | 4 | 3 | 0,59355 |
4 | Эльдорадо | 4 | 7 | 5 | 2 | 6 | 4 | 0,51228 |
5 | Фокстрот | 1 | 6 | 4 | 3 | 5 | 7 | 0,50527 |
6 | АБВ-техника | 7-8 | 3 | 2 | 5 | 8 | 5 | 0,39849 |
7 | Технополис | 6 | 5 | 8 | 1 | 3 | 8 | 0,35897 |
8 | МегаМакс | 3 | 8 | 6 | 7 | 7 | 6 | 0,32304 |
чем выше общий рейтинг, тем лучше для покупателя:) |
Самые разнообразные | ||||||||
Рейтинг бытовых сетей по ассортименту | ||||||||
Место | Название | Количество наименований | Итоговый рейтинг по ассорти- менту | |||||
теле- визоров | стиральных машин | холодиль- ников | микро- волновых печек | пыле- сосов | чайников | |||
1 | АБВ-техника | 70 | 151 | 147 | 136 | 140 | 38 | 1,05037 |
2 | МегаМакс | 92 | 86 | 92 | 58 | 80 | 45 | 0,49975 |
3 | Домотехника | 112 | 85 | 75 | 51 | 60 | 41 | 0,42712 |
4 | Домино-Электроника | 68 | 87 | 105 | 45 | 56 | 28 | 0,42217 |
5 | Эльдорадо | 38 | 78 | 70 | 47 | 106 | 31 | 0,35126 |
6 | Фокстрот | 54 | 61 | 64 | 37 | 65 | 66 | 0,21940 |
7 | Технополис | 43 | 63 | 38 | 52 | 43 | 42 | 0,11153 |
8 | Самобыт | 0 | 53 | 42 | 52 | 49 | 40 | 0,03684 |
чем выше общий рейтинг, тем лучше для покупателя:) |
ИТОГО:
Киевские магазины бытовой техники похожи на продуктовые супермаркеты: чем больше выбор, тем дороже товар. К тому же с выбором, по большому счету, не очень разгонишься: полки заставлены изделиями из среднего ценового сегмента.
Полное содержание материала:
Рейтинг супермаркетов электроники: обобщенные данные
Рейтинг супермаркетов электроники: финансовый сервис
Рейтинг супермаркетов электроники: обслуживание и услуги
Где еще почитать
о ценах и ассортименте: