У "серого" или "белого" дилера выгодней купить авто?

У "серого" или "белого" дилера выгодней купить авто?
Никаких гарантий?

Полтора года назад предприниматель Алексей поменял BMW-5, купленный в свое время у официального дилера, на Mercedes-Benz S-класса, который приобрел у "серого". Причины обратиться к "альтернативному" торговцу у Леши были довольно веские: у официального дилера была очередь на три месяца, а у "серого" машина уже находилась в автосалоне. Кроме того, она была почти на $14 тыс. дешевле.

Позже, когда авто было полгода, наступил гарантийный случай, по которому Алексей обратился в мастерскую официального дилера. Парадоксально, но машину отремонтировали бесплатно. Как Алексею это удалось -- загадка, но иногда и такие чудеса случаются.

Многие производители предлагают всемирную гарантию на свою продукцию. Теоретически, в какой бы стране не наступил гарантийный случай, владелец машины может обратиться к любому местному представителю за помощью. Как местный официальный дилер будет "разруливать" этот вопрос -- клиента беспокоить не должно, ведь ему обязаны помочь. "Деньги" расспросили официальных импортеров о правилах гарантийного обслуживания.

"Компания "Киа Моторс Украина" полностью поддерживает всемирную гарантию корпорации Kia Motors corp. Это означает, что при наступлении гарантийного случая в нашей стране владелец машины может рассчитывать на качественный и бесплатный сервис согласно условиям гарантии, предусмотренным для Украины. Не имеет значения, на ходу автомобиль или нет", -- заверяет руководитель пресс-службы компании "Киа Моторс Украина" Федор Жовтяк.

Однако это не означает, что, увидев на радиаторной решетке символ представляемого дилером бренда, мастер-приемщик тут же под уздцы поведет хромающего железного коня в бокс -- лечиться. "При поступлении такого автомобиля на сервисную станцию сотрудники в обязательном порядке связываются с дистрибьютором, продавшим этот автомобиль. Это делается для того, чтобы проверить, не нарушалась ли гарантия на данную машину, а также чтобы избежать мошенничества", -- объясняет г-н Жовтяк. "В практике наших сотрудников была парочка попыток поставить на гарантию в Украине автомобиль, приобретенный у "серых" дилеров. Владелец в таком случае утверждал, что самостоятельно приобрел машину, скажем, в Арабских Эмиратах. После проверки подобные факты быстро выявлялись", -- уверяет Федор Жовтяк. Такие машины по гарантии обслуживать отказывались.

"Деньги", тем не менее, услышали сразу несколько историй о том, что у официального дилера по гарантии удалось отремонтировать "серое" авто. Но мы не стали бы ручаться, что у машины, купленной у альтернативного дилера, не возникнет проблем с гарантией. А проходить сервисное обслуживание и приобретать необходимые запчасти у официального дилера точно будет можно.

Серые будни

Наименование "серый" дилер накладывает определенный отпечаток на восприятие таких торговцев. Кто же такие "серые" или независимые? "Это субъекты предпринимательской деятельности, имеющие разрешение МВД на выписку справок-счетов при продаже авто и выполняющие требования приказа по розничной продаже транспортных средств", -- объяснили "Деньгам" во Всеукраинском объединении торговцев транспортными средствами (ВОТТС).

Чем же они отличаются от официальных? И какая разница потребителю? У официальных импортеров и дилеров есть прямые контракты с производителями, которые вынуждают их соответствовать определенным стандартам. Они предлагают более широкий ассортимент услуг и несут большую ответственность. А независимые торговцы, грубо говоря, закупают автомобили оптом у дилеров и импортеров в других странах по более низким ценам и, привозя их в Украину, устанавливают такую стоимость, какую считают нужным, а не ту, которую "спускает" производитель. Во многих странах независимые торговцы мирно соседствуют с официальными дилерами, и никакой проблемы в этом нет. Вообще, прилагательным "серый" награждают за использование определенных схем при растаможивании автомобилей. Однако потребителю какое до этого дело? Он получает искомое транспортное средство за меньшие деньги и в более короткие сроки. Но, возможно, недополучает качественный сервис.

"Зелень" на "серость"

Одна из главных причин, почему покупатели отдают деньги за "серые" машины -- низкие цены. Они манят украинцев, как мед. "Цену автомобиля определяет рынок: сколько дают, за столько и отдают", -- честно признается исполнительный директор ВОТТС Александр Абаринов. "Деньги" давно подозревали, что это именно так, а высокие ввозные пошлины -- штука вторичная.

"У независимых операторов авторынка (НОАР) цена традиционно ниже (на $1 тыс. для бюджетных автомобилей, на $2--5 тыс. для машин премиум-класса) за счет поставок авто из долларовой, а не из еврозоны", -- объясняют в ВОТТС. Также удается сэкономить за счет поставок моделей, неходовых на американском или ближневосточном рынках. "Они не "пошли" там по разным причинам: затоваренность рынка, высокая цена, большой объем двигателя и прочее, поэтому перепродаются на свободные рынки, в том числе на украинский, по стоковым ценам", -- объясняет г-н Абаринов.

Но Всеукраинская ассоциация автоимпортеров и дилеров (ВААИД), состоящая из официальных поставщиков, заявляет, что все не так просто. По информации ВААИД, "серые" дилеры недоплатили в бюджет Украины 2,5 млрд. грн. (почти $500 млн.) налогов с 23 тыс. автомобилей, ввезенных в Украину. "Деньги" задумались над такой большой цифрой и решили просчитать. Получилось свыше $21,5 тыс. с каждой из 23 тыс. ввезенных машин. Решив прояснить ситуацию, мы позвонили генеральному директору ВААИД Олегу Назаренко и с его помощью выяснили: суммарные расходы на импорт и растаможивание автомобиля с учетом налогов, пошлин, акцизного сбора и накладных расходов составляют около 56% от его стоимости. "Серые" дилеры недоплачивают в бюджет, занижая стоимость ввозимого автомобиля. При этом занижают "по-черному". "Если стоимость Toyota Prado составляет, например, $40 тыс., то с него нужно заплатить $22,4 тыс. налогов. А "серые" завозят его, указывая в таможенной декларации стоимость $7 тыс., и платят, соответственно, $3,92 тыс.", -- пояснили "Деньгам" в ВААИД. И пожаловались, что "серые" везут в основном дорогие автомобили: Bentley, Hummer, Acura, Infiniti и Cadillac из США и ОАЭ.

В темноте все кошки серые?

Контраргументы официальных дилеров против приобретения "серых" автомобилей: неприспособленность последних к эксплуатации в украинских условиях, а также отсутствие гарантии и качественного сервиса. Действительно, автомобили, предназначенные для эксплуатации в солнечных Эмиратах, переживают большой шок, когда сталкиваются с украинскими зимами. Александр Абаринов признался "Деньгам", что машины, предлагаемые независимыми торговцами, действительно не всегда соответствуют европейским стандартам: "Часто у таких автомобилей красные поворотники, а у "американцев" отсутствуют боковые повторители поворотов". Однако все это решаемо. С эксплуатацией в зимнее время тоже особых проблем нет. "Противотуманки", подогрев сидений, летнее масло и резина -- их можно докупить и поменять, и стоит это сравнительно недорого", -- уверяет г-н Абаринов.

"Деньги" подчеркивают, что автомобили, например, из Эмиратов, действительно, не имеют комфортных для холодной погоды опций: они сконструированы для жаркого климата, на такие условия рассчитаны и технические жидкости в автомобиле. Однако часто их меняют перед тем, как выставлять авто на продажу. С машинами, предназначенными для американского рынка, таких проблем не возникает вообще, поскольку они предназначены для умеренного, как и в Украине, климата.

"Деньги" поинтересовались, возникают ли проблемы с машиной у двух владельцев одинаковых автомобилей Toyota Camry, одна из которых была куплена у официального дилера, а другая -- у "серого". Оказалось, что ни один из автолюбителей за четыре года эксплуатации авто ни разу не обратился за гарантийной помощью на сервисную станцию. Очевидно, японцы делают одинаково качественные автомобили как для США, так и для Украины.

Тем не менее, разница между автомобилями есть. У независимых торговцев более широкий, нежели у официальных дилеров, модельный ряд. Производители выпускают различные автомобили для рынков разных стран. Так, например, официальный ряд Toyota для украинского рынка состоит из Yaris, Corolla, Auris, Avensis, Camry, Land Cruiser, Prado, Rav4. "Серые" дилеры могут предложить еще FJ Cruiser, Avalon и Solara. Официальную Mazda CX7 украинцы увидели через полгода после того, как эти стильные внедорожники уже вовсю щеголяли на украинских улицах. А свободные торговцы тем временем уже торгуют Mazda CX9. Официально Nissan презентовал Tiida в октябре, а "серые" дилеры -- еще в конце весны.

Есть у "серых" и еще один козырь -- эффект неожиданности, можно сказать. Пока официальные только анонсируют выход новой модели, проводят рекламную кампанию, собирают заявки на полгода вперед, альтернативные дилеры уже вовсю продают машины. Независимые торговцы часто предлагают привезти заказанный автомобиль быстрее, чем это сделает официальный представитель марки. Г-н Абаринов не отрицает, что и у альтернативных торговцев иногда приходится ждать авто: "Очереди есть, но меньше, чем у официальных, поскольку у них есть лимиты заводов-производителей, а у независимых торговцев рынок -- весь мир, а не один завод".

Последнее преимущество модельного ряда "серых" -- торговля автомобилями премиум-подразделений японских брендов. В 2007 году в Украине с большим апломбом начали работу официальные представительства Infiniti и Lexus. Однако у этих компаний впереди ожесточенная борьба за место под солнцем, ведь в Украине машины этих марок давно и успешно продаются независимыми торговцами. Официального представительства Acura в Украине нет до сих пор, а сами машины, как известно, есть. Всем понятно, что именно премиум-сегмент "кормит" вольных торговцев: украинцы хотят иметь хорошие авто, а производители этих авто по каким-то только им понятным причинам всячески квотируют наш рынок. Если честно, единственные, кто от этого страдает, -- официальные представители.

СЕРдобольные торговцы

Треть денег, потраченных украинцами на автомобили в 2007 году, им выдали банки. Для покупателя часто имеет значение, предоставляет ли банк кредит на машину. "Деньги" выяснили, что условия получения денег в долг на приобретение автомобиля ВАЗ, ZAZ, а также китайских производителей у официальных дилеров намного хуже, чем для покупки Lexus или Porsche у "серых". Банки с радостью перечисляют деньги на счета таких торговцев, поскольку предлагаемые ими авто -- более ликвидный залог, чем отечественные, российские или китайские машины.

Хороший аргумент в пользу официальных дилеров -- качество обслуживания. Покупая авто у них, можно рассчитывать на поддержку при постановке на учет, чашку кофе и инструктаж при покупке. Но когда автор статьи покупал японский автомобиль у официального дилера, выдача машины происходила на улице, хотя, по идее, такого быть не должно. А еще пришлось выстоять полтора месяца в очереди на первое ТО по регламенту. Вот такой сервис. Аналогичная история происходит и у других дилеров, даже премиум-брендов. Хорошо себя чувствуют только владельцы эксклюзивных машин, однако они могут месяцами дожидаться необходимой запчасти, что тоже невесело.

Понять, как реально обстоят дела, крайне сложно -- у каждой из заинтересованных сторон свой взгляд на положение вещей. Единственное, что очевидно -- в этой сфере царит хаос, и каждый жаждущий купить себе автомобиль вынужден самостоятельно взвешивать все "за" и "против".

Где выгоднее?

Ассортимент и цены у серых и официальных дилеров

Марка и модель

У официальных дилеров

У «серых» дилеров

Цена

Срок ожидания, недель

Цена

Срок ожидания, недель

Mazda CX9

Не поставляется

--

$62 000

До 4

Mazda CX7

229 700 грн.     ($45 485)

До 12

$43 000

До 4

Toyota FJ Cruiser

Не поставляется

--

$42 800

До 6

Honda CR-V

194 425 ($38 500)

До 8

$43 500

До 3

Mercedes-Benz S-600 long

$273 130 (€191 000)

До 12

$200 200

(от €140 000)

До 2

За и против

Покупать или нет?

Аргументы против покупки авто у "серого" дилера

-- Неприспособленность "серых" машин к эксплуатации в наших условиях.

-- Проблемы с качественным сервисом и гарантией.

-- Имидж престижного автомобиля, купленного у независимого торговца.

Аргументы за покупку авто у "серого" дилера

-- Машины дешевле.

-- Наличие моделей, для украинского рынка не предназначенных.

-- Короткие сроки поставки, а также возможность приобрести автомобиль задолго до его официальной презентации в Украине.

Итого
Покупать авто у "серых" дилеров решаются в основном люди весьма зажиточные, готовые за любую сумму обзавестись эксклюзивной машиной. Консервативный покупатель, скорее всего, предпочтет официальных дилеров.

Где еще почитать:
о "серых" и официальных автодилерах:
www.autodream.com.ua
www.auto-sale.com.ua
www.market.autoua.net



ТОП-Новости

x
Для удобства пользования сайтом используются Cookies. Подробнее...
This website uses Cookies to ensure you get the best experience on our website. Learn more... Ознакомлен(а) / OK