Место компании в общем рейтинге зависит от ее мест в мини-рейтингах по ценам на отдельных направлениях, сервису и качеству сайта. При определении общего места компании наиболее значимым "Деньги" сочли именно ценовой показатель. Уровень сервиса также сильно влияет на желание обратиться к определенной туркомпании, возможно, предпочтя ее другой, с меньшими ценами и менее дружелюбным отношением к клиентам. Сайты компаний -- а это, фактически, их онлайн-приемные -- тоже заслужили отдельного мини-рейтинга.
Как мы отбирали компании
"Деньги" решили пойти официальным путем и обратились с запросом в Государственную службу туризма и курортов при Министерстве культуры и туризма. Однако в ответ на просьбу предоставить список из двадцати крупнейших турагенств и десяти крупнейших туроператоров чиновники прислали табличку с названиями четырех операторов, три из которых с клиентами--частными лицами не работают. Пришлось "Деньгам" самим отобрать тридцать компаний по принципу наиболее частой упоминаемости в украинском Интернете. Список был показан экспертам туристического рынка (те особых возражений не высказали), и мы начали звонить…
Как мы проводили опрос
Корреспонденты "Денег" связывались с компаниями и пытались заказать тур на Новый год. Поскольку народу в редакции работает немало, как-то так оказалось, что мы по-братски поделили между собой направления. Сроки поездки, понятное дело, были выбраны самые интересные для клиента, отправляющегося отдыхать на новогодние праздники, -- с 25 декабря по 11 января. Из направлений нас интересовали: пляжная экзотика (Доминиканская Республика, Куба, Таиланд и Египет), горнолыжные туры (Австрия и Болгария) и экскурсионные туры (Прага и Париж). Звонили, узнавали цены, удивлялись, задавали абсолютно стандартные клиентские вопросы. И иногда наталкивались на совершенно стандартные антиклиентские ответы. Порой доводилось слышать, что индивидуальный тур на наши даты подобрать абсолютно невозможно, гостиница во всем, скажем, Париже только одна, а авиабилеты по нормальным ценам закончились месяц назад.
Иногда сотрудник туркомпании на том конце провода с этакими характерными интонациями советской обслуги еще и спрашивал: "В тур входит обязательный новогодний ужин, €120 с человека, Вы сможете оплатить?" Ну что на это можно ответить? Если такой вопрос возникает у турменеджера, к которому обращаются с просьбой зарезервировать тур ценою в $3 тыс. на нос, наверное, он работает не на своем месте.
Цены нам не всегда могли назвать сразу. Просили телефончик и обещали перезвонить. Но далеко не все действительно перезванивали, даже после второго напоминания. По результатам телефонного общения туркомпании и получали оценки, которые и легли в основу рейтинга по сервису.
После приятного (или не очень) общения корреспонденты "Денег" изучали сайты компаний на предмет их удобства и информативности. Проверяли, есть ли там информация о гостиницах, о странах и направлениях, с которыми работает компания, можно ли на сайте подобрать тур и увидеть его примерную стоимость, узнать цены авиабилетов. За все это компании тоже получали оценки, которые стали основой рейтинга по качеству сайта.
Что мы выяснили
Цены по сравнению с прошлым годом выросли не на 30--40%, как предупреждали туркомпании, а на все 50--70%. Например, один из авторов рейтинга год назад бронировал себе тур в Кубу. Обошлось удовольствие в $2300. Этой зимой за такой же тур придется отдать уже $3800. Другой автор год назад отдыхал в Таиланде -- путешествие стоило $2000. Теперь за такую же поездку придется выложить уже минимум $3200 и лететь не прямо из Киева, а через Россию или Стамбул.
Сами туркомпании объясняют рост цен удорожанием отелей, но главное -- авиаперевозок. Дескать, перевозчики сговорились и диктуют недетские цены. А что думают об этом чиновники? Антимонопольный комитет, например?
Как сообщил "Деньгам" глава Антимонопольного комитета Украины Алексей Костусев, в Комитет пока не поступало заявлений от турфирм о ценовых злоупотреблениях со стороны авиакомпаний. "Однако в настоящее время Комитет продолжает исследование рынка пассажирских авиаперевозок на предмет обоснованности стоимости авиабилетов на разных маршрутах. Эта работа проводится совместно с конкурентными ведомствами стран-участниц Межгосударственного совета по вопросам антимонопольной политики стран СНГ. Поэтому у турфирм есть реальная возможность внести свою лепту в расследование, предоставив Комитету аргументированную информацию о нарушениях", --предложил г-н Костусев.
P.S. для турагентств
"Деньги" не делают секрета из критериев отбора для участников рейтинга. И если какое-то из уважаемых турагентств не обнаружит себя в списке рейтингуемых, поправить дело легко. Достаточно лишь обратиться в редакцию с предложением пополнить список еще одним именем -- начиная со следующего рейтинга. Это -- бесплатно, разумеется.
ИТОГО:
Хорошие туркомпании, которые заботятся о своих клиентах и предоставляют им качественные услуги, в Украине есть. Их имена на стр. 15. Но даже с ними путешествовать НУ ОЧЕНЬ ДОРОГО!
Советы путешественника
1. При поездке в Европу не стоит заказывать трансфер через турфирму. Он "съедает" €65--120 на двоих в одну сторону, если речь идет о Париже, или же €35--60, если это Прага. Такси, самостоятельно заказанное в аэропорту, обойдется в 1,5--2 раза дешевле.
2. Если турфирма отказывается продавать путевку без экскурсий, стоит позвонить в другую компанию.
3. Гостиницы, которые предлагают турфирмы, нужно проверять -- просто зайдя на официальный сайт отеля. Его адрес легко найти через поисковый сайт, набрав в строке поиска название гостиницы латинскими буквами.
4. Если компания за поездку на Кубу сразу называет сумму в $3 тыс., стоит готовиться к тому, что в конечном итоге путешествие обойдется в $3,5--4 тыс.
Если возникли претензии к качеству тура
(Материалы любезно предоставлены Евгением Блиновым, юристом международной юридической группы AstapovLawyers)
Что делать:
- документально зафиксировать факт нарушения обязательств со стороны турагентства(туроператора);
- обратиться к турагентству, предварительно четко сформулировав свои требования о компенсации и подкрепив их необходимыми аргументами, которыми могут стать пункты договора или различные счета и квитанции, полученные во время тура;
- в случае "неправильной" реакции обратиться с жалобой на действия туристической фирмы в Государственную службу туризма и курортов при Министерстве культуры и туризма Украины;
- в случае "неправильной" реакции обратиться с жалобой в местное управление защиты потребителей Государственного комитета Украины по техническому регулированию и защите прав потребителей;
- если перечисленные действия не дадут нужного результата - обратиться в суд с иском к туристической компании.
Самые-самые
Общий рейтинг туркомпаний
Место | Компания | Место по ценам | Место по сервису | Место по сайту |
«Пилигрим-М» | 1 | 8 | 13 | |
«Видерштраль» | 2 | 6 | 18 | |
«Агентство горящих путевок» | 3 | 1 | 5 | |
«Галатея» | 6 | 10 | 9 | |
«Поехали с нами» | 5 | 11 | 20 | |
«Глобус-Украина» | 4 | 19 | 19 | |
«Евро-тур» | 7 | 4 | 1 | |
«Киевский Спутник» | 8 | 7 | 3 | |
«САМ» | 9 | 3 | 6 | |
«Подорожник» | 10 | 15 | 14 | |
«Светлана» | 11 | 5 | 10 | |
«Четыре сезона» | 12 | 14 | 16 | |
Pan Ukraine | 14 | 2 | 11 | |
TourLeader | 13 | 18 | 4 | |
«Мастер-Тур» | 15 | 17 | 7 | |
«Гамалия» | 16 | 12 | 8 | |
«Галопом по Европам» | 17 | 13 | 2 | |
«Азария» | 18 | 9 | 17 | |
«Яна» | 20 | 16 | 15 | |
«За бугор» | 19 | 20 | 12 |
Самые ценные
Рейтинг по ценовой политике
Место | Компания | Место по дисконтной программе | Общий балл по ценам* |
«Пилигрим-М» | 1 | 3,133582 | |
«Видерштраль» | 2 | 2,941349 | |
«Агентство горящих путевок» | 9 | 2,611574 | |
«Глобус-Украина» | 10--20 | 2,418549 | |
«Поехали с нами» | 10--20 | 2,362276 | |
«Галатея» | 10--20 | 2,316519 | |
«Евро-тур» | 3 | 2,088765 | |
«Киевский Спутник» | 7 | 1,86747 | |
«САМ» | 10--20 | 1,475739 | |
«Подорожник» | 5 | 1,351068 | |
«Светлана» | 10--20 | 1,215185 | |
«Четыре сезона» | 8 | 1,161823 | |
TourLeader | 4 | 0,99121 | |
Pan Ukraine | 6 | 0,933132 | |
«Мастер-Тур» | 10--20 | 0,811594 | |
«Гамалия» | 10--20 | 0,74032 | |
«Галопом по Европам» | 10--20 | 0,549412 | |
«Азария» | 10--20 | 0,436364 | |
«За бугор» | 10--20 | 0,290909 | |
«Яна» | 10--20 | 0,227879 |
* -- Чем выше показатель, тем лучше для туриста.
Самые заботливые
Рейтинг тур компаний по сервису
Место по сервису | Компания | Кол-во напра-влений* | Готов-ность общать- ся по теле-фону* | Возмож- ность выбора мед- страховки | Наличие авиа- кассы | Кол-во городов Украины, где есть точки продажи |
1 | «Агентство горящих путевок» | 3 | 7 | Есть | Есть | 44 |
2 | Pan Ukraine | 4 | 7 | Есть | Есть | 9 |
3 | «САМ» | 3 | 8 | Есть | Есть | 12 |
4 | «Евро-тур» | 4 | 9 | Есть | Есть | 2 |
5 | «Светлана» | 3 | 9 | Есть | Есть | 1 |
6 | «Видерштраль» | 7 | 10 | Есть | Нет | 2 |
7 | «Киевский Спутник» | 2 | 9 | Есть | Есть | 2 |
8 | «Пилигрим-М» | 5 | 10 | Есть | Нет | 3 |
9 | «Азария» | 1 | 7 | Есть | Есть | 1 |
10 | «Галатея» | 5 | 8 | Есть | Нет | 1 |
11 | «Поехали с нами» | 4 | 10 | Есть | Нет | 1 |
12 | «Гамалия» | 2 | 10 | Есть | Нет | 10 |
13 | «Галопом по Европам» | 1 | 8 | Нет | Нет | 34 |
14 | «Четыре сезона» | 3 | 9 | Есть | Нет | 1 |
15 | «Подорожник» | 3 | 7 | Есть | Нет | 1 |
16 | «Яна» | 1 | 3 | Нет | Есть | 5 |
17 | «Мастер-Тур» | 2 | 7 | Есть | Нет | 1 |
18 | TourLeader | 4 | 8 | Нет | Нет | 1 |
19 | «Глобус-Украина» | 2 | 9 | Нет | Нет | 1 |
20 | «За бугор» | 1 | 3 | Нет | Нет | 1 |
* -- Из числа тех, которые запрашивали корреспонденты «Денег».
** -- Субъективная оценка корреспондентов «Денег» по десятибалльной шкале.
Самые интерактивные
Рейтинг по качеству сайта
Компания | Понят- ность и удобство* | Информа- ция о ценах | Возмож- ность подбора тура | Информа- ция о гостиницах | Возмож- ность забро-нировать гостиницу | Инфо- рмация об авиа-билетах |
1. «Евро-тур» | 9 | Есть | Есть | Есть | Есть | Есть |
2. «Галопом по Европам» | 9 | Есть | Есть | Есть | Нет | Есть |
3. «Киевский Спутник» | 8 | Есть | Есть | Нет | Есть | Есть |
4. TourLeader | 8 | Есть | Есть | Есть | Нет | Нет |
5. «Агентство горящих путевок» | 5 | Есть | Есть | Есть | Нет | Нет |
6. «САМ» | 6 | Есть | Есть | Нет | Нет | Есть |
7. «Мастер-Тур» | 5 | Есть | Есть | Нет | Есть | Нет |
8. «Гамалия» | 6 | Есть | Есть | Нет | Нет | Нет |
9. «Галатея» | 4 | Есть | Есть | Нет | Нет | Нет |
10. «Светлана» | 7 | Есть | Нет | Есть | Нет | Нет |
11. Pan Ukraine | 8 | Есть | Нет | Нет | Нет | Есть |
12. «За бугор» | 7 | Есть | Нет | Нет | Нет | Нет |
13.«Пилигрим-М» | 6 | Есть | Нет | Нет | Нет | Нет |
14. «Подорожник» | 5 | Есть | Нет | Нет | Нет | Нет |
15. «Яна» | 4 | Нет | Нет | Есть | Нет | Есть |
16. «Четыре сезона» | 7 | Нет | Нет | Есть | Нет | Нет |
17. «Азария» | 5 | Нет | Нет | Нет | Нет | Есть |
18. «Видерштраль» | 6 | Нет | Нет | Нет | Нет | Нет |
19. «Глобус-Украина» | 4 | Нет | Нет | Нет | Нет | Нет |
20. «Поехали с нами» | 3 | Нет | Нет | Нет | Нет | Нет |
* -- Субъективная оценка корреспондентов «Денег» по десятибалльной шкале.
Полное содержание потребительского рейтинга туркомпаний:
Обобщенные рейтинги и система оценки