При этом многие общественные деятели, среди которых народные депутаты и представители исполнительной власти уверены, что количество фильмов, передач и песен на государственном языке в эфирах теле- и радиоканалов не соответствует требованиям общества. Особенно горячим последнее время стал вопрос об украино-язычных песнях.
После того, как в марте группа депутатов, вдохновлённая вице-премьером Кириленко, зарегистрировали закон, в соответствии с которым не меньше 37,5% песен в эфире должны быть на украинском, в прессе и социальных сетях разразилась настоящая битва. 55 музыкантов, серди которых Руслана, Тина Кароль, Наталья Могилевская и Светлана Лобода выступили резко против этой инициативы. Радиокомпании заявили, что закон уничтожит многих из них. Параллельно общественные организации требовали немедленного принятия закона и собрали под заявлением в его поддержу около 250 подписей культурных деятелей. Накал страстей показал, что вопрос действительно актуальный и урегулировать его нужно.
На сегодняшний день в Верховной раде уже ждут рассмотрения два соответствующих законопроекта – основной и альтернативный.
Первый законопроект (№3822) касается только радио и предполагает, что произведения на украинском языке должны составлять 35% от общего количества песен на всех радиостанциях.
Альтернативный законопроект (№3822-1) предлагает поддерживать украиноязычные песни не только в радиоэфирах, но и в передачах музыкальных телеканалов, которые в основном документе были обделены вниманием. Также предлагается не меньше 50% передач вести на украинском языке. В целом альтернативный закон выглядит более продуманным. По мнению специалистов он предлагает работающие механизмы, логичные и равные конкурентные возможности для всех видов медиа.
Введение принципа квотирования музыки в украинских медиа – шаг, который рано или поздно все равно пришлось бы сделать. И Украина не будет тут первооткрывателем. Соответствующие законопроекты принимались в свое время в Польше, во Франции и многих других странах. И там радиостанции сумели преодолеть некоторые негативные моменты, которые у нас также возможны в самом начале применения нормы – любые изменения всегда требуют усилий и надо быть готовым к потерям.
Владимир Шерстюк из группы Kozak System уверен, что квоты на музыкальных телеканалах на данный момент просто необходимы: "Их нужно было вводить еще 25 лет назад. Но если этим вопросом озаботились только сейчас – нужно вводить немедленно. Если мы хотим спасти украинское информационное пространство, оно должно стать действительно украинским. Квоты на телеканалах позволят защитить интеллектуальный украинский продукт".
Тем не менее, привлекательная на первый взгляд идея – обеспечить пространство для украиноязычной песни в эфире – на самом деле сталкивается с рядом проблем. Первая – неприятие квот некоторыми артистами, по которым законопроект может ударить достаточно больно. В Украине немало исполнителей, которые поют исключительно на русском (Светлана Лобода, Потап и другие). Соответственно они выступают против вообще каких-либо квот, потому что их песен в эфире станет значительно меньше. Вторая проблема вытекает из первой. Песни той же Лободы популярны и любимы слушателями. Поэтому замена их другим продуктом может негативно отразиться на радиостанциях. Они боятся потерять устоявшуюся аудиторию и, соответственно, монетизацию.
Западный опыт показывает, что при грамотном подходе к проблеме потери могут быть минимальны. Но для этого нужно «семь раз отмерить», и это уже вопрос к парламентским фракциям. Что победит: популизм или здравый смысл - увидим уже на этой неделе, когда законы о квотах будут вынесены на рассмотрение народных депутатов.
Андрей Томский, главред информационного интернет-издания ЗаVтра