Ходят упорные слухи, что ситуация с налоговой реформой, наконец, сдвинулась с мертвой точки. При этом, если верить другим слухам, максимум, на что пойдет власть – это небольшое упрощение администрирования, но без снижения абсолютных цифр налоговых отчислений.
Читай также: Павел Себастьянович: Экономическая дискуссия окончена
Однако все, кто занимается бизнесом, прекрасно знают, что бизнес не будет успешен, и продукт не будет продаваться без конкурентных преимуществ. Не имея самую низкую в Европе налоговую нагрузку, и других реформ не начать, и бороться с коррупцией бесполезно. Потому что нашим правоохранителям бороться легче всего с предпринимателями. Их и припугнуть проще, и “подоить“ можно. С нынешней системой налогообложения подавляющее большинство бизнесов вынуждено минимизировать налоги и быть потенциальной мишенью для всех. И отдавать 60–80% своего заработка на налоги бизнес не будет, хоть расстреливай каждого второго. Потому что: жалко и несправедливо; сразу становишься неконкурентоспособным; нет доверия к тому, как эти налоги родное государство будет тратить.
У государства выход есть. Проводить системные реформы, начав с налоговой. Но сначала договориться с ЛОМами (лидерами общественного мнения), которые будут продвигать идею о том, что когда налоги снизят, их будут платить честно ВСЕ. И платить станет ВЫГОДНЕЕ, чем их минимизировать. А тех, кто в тени, потихоньку будут сдавать фискалам их же конкуренты, которые перестали быть преступниками. И это гораздо эффективней, чем ждать, когда правоохранители накроют теневиков сами.
Читай также: Ростислав Кравец: Обыски у адвокатов, “доброчестность“ и наступление на права
Для многих минимизаторов остается, конечно, упрощенка. Но трогать ее в нынешней взрывоопасной ситуации очень рискованно. Если же уменьшить существующие налоги до разумных и понятных, например, “все по 10%“, а также сделать их администрирование простым, то мелкий бизнес будет понемногу и сам отказываться от этих “детских штанишек“.
Понятно, что в Украине из-за тотального недоверия к власти, которое, уже кажется, сидит в генах, первое время после начала налоговой реформы может возникнуть кассовый разрыв. И возникает вопрос злополучных компенсаторов, которым прикрывают нежелание брать на себя ответственность. Хотя те, кто это говорит, не хотят понять и поверить в элементарное – для того чтобы собирать в госбюджет налоги в абсолютных цифрах больше, сами налоги должны быть меньше. Но компенсаторы понадобятся. И ими вряд ли смогут стать кредиты МВФ. Ведь либерализация налогов приведет к инвестициям в Украину и перетеканию к нам капитала и производств, многие из которых задыхаются в Европе с ее социалистическими подходами к социалке. А конкурентов никто не любит.
Читай также: Порешали налоги: Куда движется налоговая реформа-2016
И вот чего-чего, а компенсаторов у нас полно. При наличии государственной воли к первоочередности наполнения не личного, а бюджетного кармана, недостающие даже не 30, а 300 млрд. гривен можно получить за счет первых же реальных шагов:
- во-первых, борьба с контрабандой. Сегодня “контрабас“ дешев, как никогда. И это реально убивает тех, кто работает легально. Например, цена серо-черной растаможки 1 кг тканей упала за последний год до 0,75 долл. Это примерно вдвое меньше, чем вынуждены платить в бюджет “белые“ операторы;
- во-вторых, гостендеры. Конечно, с введением системы ProZorro красть на тендерах, лоббируя своих, стало проблематично. Но в последнее время все чаще наблюдается наглое и бесстыдное игнорирование этой системы при подведении итогов. И хотя цифры показывают, что уже сэкономлено больше 2 млрд грн, по сравнению с аналогичными закупками прошлого года, резервы гораздо больше;
Читай также: ГФС назвала крупнейших налогоплательщиков
- в-третьих, верификация пенсий и социалки. Речь о сумме в 354 млрд. грн. или 18% ВВП страны. Из них минимум 5 млрд грн ежегодно идет в карманы липовых льготников;
- в-четвертых, субсидии на газ и дотации на угольную промышленность, на которых бюджет теряет до 50 млрд грн в год;
- в-пятых, сокращение госаппарата с параллельным увеличением зарплат оставшимся бюджетникам.
Только в Киеве реально сэкономить порядка 25 млрд грн на содержании админзданий за счет их сдачи в аренду. Кроме того, стоит вспомнить о тех 3,5 млн. человек, работающих на госпредприятиях, многие из которых глубоко убыточны. Экономия более чем в 100 млрд. грн. для бюджета Украины по итогам ревизии госкомпаний явно не помешает.
Читай также: Что будет с налогом на прибыль в Украине - прогноз
Правда, пока единственным компенсатором бюджетных “хотелок“ и выстроенных схем разворовывания остается отечественный бизнес. Нужен прорыв. И таким прорывом может стать принятие доработанного закона № 3357, одобренного основной массой бизнесменов и активного гражданского общества. Власть, договорись с бизнесом, и вперед!
Текст является личной точкой зрения автора.