Начнем с главного: в начале сентября – конце августа именно НБУ устроил курсовые качели. Курс гривны падал, но валютные резервы НБУ росли – это что значит? А если учесть, что в то же самое время НБУ помогал Минфину и Нафтогазу расплачиваться по обязательствам перед иностранными кредиторами и поставщиками? Правильно, это значит, что под зонтиком НБУ валюту скупали с рынка отнюдь не обычные импортеры, а уполномоченные структуры – и скупаемая валюта шла на только что упомянутые цели.
Читай также: Сколько денег оборачивается на черном валютном рынке Украины - эксперт
А причем тут курс, можно спросить? Да при том, что экспортерам тот самый НБУ в конце июля продлил срок возврата валютной выручки – с 90 до 120 дней. И они этой отсрочкой активно пользуются. Из-за чего в августе снизилось предложение валюты. Загнать их обратно можно только девальвацией: дороже против гривны доллар - больше гривен можно получить за свою экспортную выручку, значит, есть смысл продавать сейчас, а не потом. Что мы и наблюдали 7-8 сентября наиболее ярко – Нацбанк выходил с мизерными объемами продажи валюты на аукцион, но с высокими курсами отсечения. Тем самым экспортерам давался знак – “ребята, дешевле этого курса не сдавайте валюту, ее у вас все равно выкупят“. И начавшееся было укрепление гривны приостанавливалось.
А вот 12-13 сентября уже стало окончательно ясно, что очередной транш после 13-месячного перерыва МВФ таки одобрит на совете директоров 14 сентября. И на рынке началось локальное ралли – гривна начала укрепляться. Экспортеры пытались прыгнуть в последний вагон, сливая валюту по задранному Нацбанком курсу. В результате котировки гривны к доллару уверенно топали к отметке 26. Это что? Первые признаки длинной волны укрепления? Категорически нет – вот такой ответ на этот вопрос.
Читай также: В Украине третий месяц подряд наблюдается дефляция
Уже появились заявления, что вслед за сентябрьским траншем в 1 млрд долларов МВФ предоставит до конца года еще 1,3 млрд долларов. Естественно, за первым траншем нынешнего года Украина получит ряд займов от США, ЕС и т.д. В общем, у НБУ и Минфина станет больше валюты. Но не надо обольщаться – стратегический понижательный тренд для гривны сохранится. НБУ будет скирдовать поступающие заемные валютные ресурсы. Правительство будет расплачиваться со старыми валютными долгами. Нафтогаз будет платить за импортный газ.
Укрепления гривны в этих планах нет еще по одной причине: за ростом курса гривны непременно последует стабилизация цен. А вот это для Кабмина неподходящая новость. По итогам года ожидается не более 8,5% инфляции – если НБУ не сорвет курс искусственными мерами. Это в полтора раза ниже темп роста цен, чем учтено при составлении госбюджета-2016. Кроме того, вместо ожидаемых 2% роста ВВП ожидается что-то около 1% по итогам 2016 года. Что бывает при такой ситуации – хорошо известно: недовыполняется план по поступлениям в гос- и местные бюджеты от налогов и сборов. Собственно, это уже наблюдается.
Читай также: Денежная база в Украине выросла на 3 млрд грн
Объективно в таких условиях правительство имеет колоссальный соблазн “немножко“ ускорить инфляцию. В Украине есть два основных источника для роста инфляции в нынешних условиях: рост административно устанавливаемых тарифов(отопление, газ, электроэнергия и проч.) и удорожание импортных товаров ввиду девальвации. По первому фактору правительство уже прошлось – тарифы поднимаются с регулярностью прихода метропоезда. А вот второе – еще предстоит, очевидно. Несмотря на приток валюты в результате ожидаемого 14 сентября позитивного решения МВФ по Украине.
Итого: радуемся локальному укреплению гривны, сохраняем сбережения от девальвации, прогнозируем некоторое снижение гривны до Нового года.
Пока так. Потому что:
Читай также: Не хочу 27: Что Нацбанк делает с курсом
а) высокие налоги не дают расти ВВП;
б) недружественное к малому бизнесу и обычным физлицам валютное законодательство убеждает в том, что валютные доходы надо держать за пределами страны;
в) угроза жесткого военного сценария на востоке регулярно провоцирует истерики на рынках;
г) не самые приятные обстоятельства на традиционных для украинских экспортеров рынках(агропродукция, металл, руда) не позволяют наращивать приток валютной выручки;
Читай также: Перекосы межбанка: Кто обвалил курс гривны
д) неработающий контроль за трансфертным ценообразованием и нелегальным выводом капиталов создают тепличные условия для бегства валюты из страны.
Вот как пофиксят хотя бы половину из перечисленного – увидим стабилизацию, а исправят все – так и укрепление возможно, но не слишком активное, конечно.
Александр Крамаренко, главный редактор журнала Деньги.
Текст является личной точкой зрения автора.
Смотри также - Александр Крамаренко о гривне и ожидании транша МВФ: