Александр Крамаренко: Уроки фискальной алгебры-2017: дело – табак

К закону о госбюджете-2017 у нас снова, как и в предыдущие годы, прикрутили пакет налоговых нововведений. Пока мы рубимся по поводу дальнейшей судьбы подоходного и единого, нам готовят нововведения в акцизах. Например, относительно табака – ну очень странные нововведения в смысле ожидаемых последствий.
Александр Крамаренко: Уроки фискальной алгебры-2017: дело – табак
retrobazar.com

“Каждый год, 31 декабря…” - говорили герои известной комедии. Так вот – точно так же, как и они, я каждый год тщательно читаю все, что касается будущих налоговых изменений. Это наши деньги – в смысле, пока наши. А если изменения примут в том виде, как задумано, то вовсе не факт, что они останутся нашими.

Читай также: Акцизный старт: Алкоголь и сигареты вырастут в цене

Круче всего правительство предлагает поступить с акцизами – там намечено снова и резко поднять их ставки. Это происходит отнюдь не впервые: акцизы на табачные изделия, а также на алкогольные напитки и пиво пересматривают регулярно – в сторону повышения. Сейчас дело идет к тому, что после вот этого пересмотра самые жесткие последствия возникнут в табачной индустрии – и по части ценников, и по части увеличения нелегального оборота, и по части смещения потребления сигарет в более дешевый сегмент, и по части рисков не получить ожидаемый рост сбора налогов – это при повышении акцизных ставок на табак.

Так получилось, что в последние дни сентября меня уговорили принять участие в мероприятии, которое называлось громко “Повышение акцизов на табак - действенный инструмент наполнения бюджета и сохранения здоровья”. После внимательного изучения всего того, что Минфин собирается сделать с табачными акцизами, не нужно быть гипер-экспертом, чтобы прийти к выводу: не будет ни существенного снижения потребления табака, ни заметного роста сбора налогов с табачников.

Читай также: В Украине хотят повысить акцизы на дизельное топливо

Мне даже детальные расчеты не особо нужны: после летнего повышения налоговой нагрузки на крепкий алкоголь резко выросло число фатальных исходов отравления контрафактным спиртным. После прошлогоднего резкого повышения акциза на пиво упало его производство в Украине. Если нарастят налоговую нагрузку на табак, то никакого обещанного снижения потребления сигарет не состоится. Да и по поводу бурного роста поступлений от табачного акциза обольщаться не стоит.

А всем потому, что в очередной раз предварительные расчеты и оценки фискальными идеологами – притянуты за уши, а потому приведут к очевидно негативным последствиям. Год из года минфин и те, кто его “консультирует”, играют в одну и ту же игру: “Вот давайте поднимем ставку налога, после этого мы станем собирать больше денег в госбюджет”. “Упс”, - обычно отвечает на это рынок. И обваливается производство, а за ним, закономерно – сборы налогов. Потому что кроме акциза есть еще и НДС, акциз на розницу(5% объема реализации в розничной точке), налог на прибыль(крупные производители подакцизной продукции его платят), а также налоги на фонд зарплаты – ЕСВ, подоходный и военный сбор. И если увеличением ставки акциза еще можно надеяться перекрыть снижение объемов производства, то по всем остальным налогам получается четкий и жесткий минус.

Читай также: Минфин предлагает повысить минимальные цены на алкоголь

Что же касается снижения потребления алкоголя и табака, то одним только вздергиванием цен проблему не решить – она комплексная. Нужно создавать рабочие места, финансировать образование и массовый спорт. Но это ж работать надо.

Вернемся к табаку: 28 сентября на упомянутом мероприятии обсуждался сценарий повышения акцизов на табак в 2017 году, предложенный Министерством финансов Украины в законопроекте №5132, и рекомендации экспертов, приглашенных для его поддержки.

Идея состоит в том, что министерство финансов Украины предлагает повысить специфическую ставку акциза на табак (она рассчитывается как фиксированная ставка в деньгах из расчета на 1000 изготовленных сигарет) на 30%, а адвалорную с 12% до 15%(адвалорная – это та, что устанавливается как процент стоимости товара). Кстати, адвалорная, как видим, повышается на четверть. Если учесть, что инфляция составит по итогам года максимум 14-15%, а скорее всего – меньше 12%, то акцизы увеличиваются в два-два с половиной раза сильнее, чем росла инфляция. Напомню, что в меморандуме МВФ идет речь о повышении акцизов пропорционально темпам инфляции. Там ничего нет по поводу их увеличении вдвое-втрое быстрее инфляции.

Читай также: Британская компания купила табачную фабрику в Украине - СМИ

Может быть, сейчас нужно нарастить акцизы, чтобы компенсировать инфляцию, накопленную за 2015 год? Но тогда специфическая ставка была увеличена на 40%, а адвалорная – с 10% до 12%. Обратим внимание на то, что в планах на 2017 год имеется ускорение темпов повышения адвалорной ставки и более медленное увеличение ставки специфической.

Интересно, что эксперты говорили о росте так называемой средней цены пачки сигарет на 4-5 гривен. Но, как говорят в таких случаях, есть нюансы. Штука в том, что акциз в том виде, как он работает в Украине, действует на дорогие и дешевые сорта сигарет совсем не одинаково. Грубо говоря, для дешевых сигарет есть так называемое “минимальное налоговое обязательство”(НМО) - такая цифра в гривне в расчете на тысячу выпущенных сигарет. И если в совокупности специфическая ставка плюс адвалорная не превышают этой цифры, то производитель должен уплатить именно НМО, что бы там ни показали расчеты. Граница между дешевыми и дорогими сортами лежит в 2016 году где-то около 17-18 гривен.

Читай также: Фантомные финансы: Что происходит с госбюджетом Украины

Согласно инициированному экспертами предложению минфина, минимальное налоговое обязательство должно быть увеличено на 30%. То есть складывается интересная картинка: специфический акциз растет на 40%, адвалорный – на четверть, а НМО – на 30%. В итоге граница между “дешевыми”(по ним платится только НМО) и “дорогими”(по ним ощутима адвалорная ставка в полный рост) по расчетам все тех же экспертов сместится всего на гривну, что меньше прогнозируемых темпов инфляции в 2016 году.

Это означает, что основные изменения налоговой нагрузки врежут только по сегменту более качественных и более дорогих сигарет.

Возникает вопрос: как это повлияет на сбор налогов и на сужение круга курильщиков. Судя по самым оптимистичным расчетам, приводившимся во время презентации табачно-акцизного проекта, прирост сбора акцизов при увеличении ставок примерно на треть составит около 15% - 36 млрд грн против ожидаемых в нынешнем году 30-32 млрд грн.  Что означает падение производства примерно на 15-17%. Пропорционально упадут НДС (20%), “розничный” акциз (5% с оборота) и другие налоги. Что приведет к суммарному снижению налоговых поступлений – и спорить можно только о том, на сколько именно они снизятся.

Читай также: Льготы бьют по ценам: Как изменилась стоимость авто в Украине

Но, скорее всего, производство снизится еще сильнее, чем на 15-17%. Не секрет же, что часть украинских сигарет утекает “серыми” каналами на рынки сопредельных европейских государств – за счет разницы в цене, которая вызвана более разумными до сих пор акцизами в Украине. Повышение акцизов этот стимул резко подрубит, “серый” экспорт сократится.

Теперь о сокращении табакокурения. Есть обоснованные(вспомним последствия от подорожания водки в 2016 году) опасения, что рост цен приведет скорее к перетоку курильщиков в сегмент дешевых сигарет и притоку контрабанды из РФ и Белоруссии. То есть снижения потребления помимо естественного пути(переход к здоровому образу жизни, сознательный отказ от курения) вряд ли состоится. Опыт предшествовавших подорожаний и периодов дефицита свидетельствует о том, что ядро курильщиков скорее ищет дешевую или контрабандную альтернативу привычным более качественным и дорогим сортам, чем отказывается от курения. Учитывая, что на востоке страны имеется “серая зона”, через которую рекой льется контрабанда, опасения более чем реальны.

Читай также: Кабмин против повышения налоговых ставок - Гройсман

Ну и вишенка на торт: “табачный” отчет ВОЗ и Рамочная конвенция о борьбе с табаком вообще рекомендуют не прибегать к адвалорной ставке, а использовать преимущественно специфическую минимальное налоговое обязательство. Так как адвалорная сложнее администрируется(иными словами – от нее проще уклоняться) и создает стимулы к потреблению более дешевого табака. Что касается сближения с практиками ЕС, то с 2010 по 2016 год 23 из 28 стран ЕС снижали адвалорную составляющую табачного акциза. Украина тут, похоже, снова ищет свой “особый” путь.

Итого к выплате: предложенный экспертами минфину и поддержанный министерством формат повышения акцизов приведет к суммарному снижению налоговых поступлений, а также повлечет перераспределение потребления сигарет в пользу более дешевого и жесткого в смысле вреда для здоровья сегмента. Наверное, именно такой сценарий интересен тем антитабачным фондам, которые финансировали разработку предварительно одобренного минфином табачно-акцизного сценария? Меня, человека некурящего, во всей этой истории больше всего беспокоит предстоящее снижение налоговых поступлений – так как закрывать эту ожидаемую дыру будут за счет других налогов, очевидно – касающихся не только курильщиков.

Текст является личной точкой зрения автора. 



ТОП-Новости

x
Для удобства пользования сайтом используются Cookies. Подробнее...
This website uses Cookies to ensure you get the best experience on our website. Learn more... Ознакомлен(а) / OK