Примерно год назад я написал о том, насколько круто и жестко турецкие власти лоббируют интересы местного бизнеса, в том числе – на внешних рынках(//blog/286248-Aleksandr-Kramarenko--Ustalyj-ogurec- ). Ну что ж, встречайте новый кейс под названием “Борисполь в тени Стамбула“.
Читай также: Александр Крамаренко: Почему меня выбешивает история с наездом на майнеров
Один из моих коллег обнаружил на одном из столичных сайтов очень интересный матерьяльчик о том, что украинский министр транспорта “прервал свой отдых на турецком побережье, чтобы встретиться с высокопоставленными транспортными боссами, прибывшими из Стамбула“. Нет, это не киевский сайт, а брюссельский – в столице ЕС.
Я далек от мысли, что Владимир Омелян пользовался на отдыхе в Турции местным гостеприимством за чужой счет. У него достаточно сбережений и текущих доходов, чтобы отдыхать даже в люксовых отелях средиземноморского побережья Турции. Меня крайне напрягает факт, что мы узнаем о таких контактах не из сообщений пресс-службы Мининфраструктуры, а из текста на сайте, которым активно пользуются европейские десижин-мейкеры.
В сообщении Еврорепортера идет речь о том, что переговоры были закрытыми и с турецкой стороны в них принимали участие руководители трех компаний: хэндлинговой компании, обслуживающей стамбульский аэропорт Ататюрк, авиакомпании Атлас Глобал(имеет рейсы из/в Украину), а также Туркиш Эйрлайнс. Хорошая компания. Мне странно, что там не присутствовали представители МАУ, а таже аэропортов Борисполя/Жулян/Львова/Одессы, если уж речь шла о партнерских отношениях.
Понимаете, есть логика и протокол. Переговоры украинского министра с представителями правительства соседней страны, даже в закрытом режиме – это нормально. Такие же переговоры с участниками коммерческих компаний (в закрытом режиме), да еще и во время отпуска – выглядят крайне странно. Вполне ожидаемо, что Мининфраструктуры торжественно опровергло факт закрытой встречи. А вот eureporter.co по состоянию на утро 18 августа 2017 года новость о встрече все еще присутствовала. Как там заявил один известный госдеятель? “Для внесения изменений в текст нет оснований“?
Читай также: От редактора: А вы верите?
Но вернемся к истории, описанной брюссельским медиа. Закрытость встречи и отсутствие на ней украинских участников(помимо министра) наводит на вполне себе зрадофильские мысли о том, что лоббировались там отнюдь не украинские интересы. А что же происходит вокруг Борисполя, Стамбула и попыток сделать из них авиационные хабы? По самым свежим данным, аропорт Ататюрк(главный аэропорт Стамбула) вместе с расположенным в азиатской части Стамбула аэропортом имени Сабихи Гёкчен пропускает через себя около 90 млн человек в год(третья по величине после Лондона и Парижа агломерация аэропортов). Борисполь плюс Жуляны – примерно в 12 раз меньше.
В Борисполе – неэксплуатируемый терминал F и вечно полупустой терминал D. Нет, я понимаю, что этот праздник строился под Евро-2012. Но этот футбольный чемпионат миновал, дальше что? Пока разве что скандалы и отсутствие внятных перспектив.
Ryanair отложил приход в Украину, но хотя бы начинает летать Qatar Airways. Катарская авиакомпания – это крутейший сервис, свежий парк самолетов, стыковки на Южную и Юго-Восточную Азию. Но и весьма впечатляющие цены за такой сервис.
Торговаться с Ryanair по поводу условий захода в украинские аэропорты – нужно. Вести переговоры с турецкими партнерами – тоже нужно. Но, наверное, в собственных, в украинских интересах? Тогда почему от этой авиационной истории имеется только привкус явления по имени #зрада?
А все потому, что если договоренности о доминировании турецких перевозчиков в Борисполе таки состоятся(или о чем была встреча турецких авиабоссов с украинским министром?), то тому же Ryanair в Киеве окончательно станет неинтересно. Как станет неинтересно и многим другим крупным европейским авиаперевозчикам, которые присматривались к Борисполю. И, соответственно, помрут надежды на формирование в Борисполе авиационного хаба на линии самого короткого воздушного пути из Европы в Азию.
Читай также: Александр Крамаренко: Торги за землю - большие хотят продешевить
Хотя помимо абстрактной пользы для Борисполя в частности, и государства Украина в целом, реализация авиационого хаба имеет еще и вполне осязаемое последствие для «пересичных». А именно: рост потока рейсов неизбежно приведет к постепенному снижению цен на билеты традиционных авиакомпаний и, тем более, лоукостеров. Здесь жестко сработает банальная конкуренция: чем больше перевозчиков готовы предложить альтернативные перелеты, тем легче найти дешевый билет.
То есть за статус хаба в Борисполе надо сражаться. Неистово. Потому что временно выведенные из эксплуатации терминалы могут не дождаться ее возобновления.
И вот только не думайте, что холить и лелеять идею о хабе в Бописполе можно бесконечно долго. У нас на лоббирование прихода сюда именитых перевозчиков остался буквально один год. И вот почему. Ради замены стамбульского аэропорта имени Ататюрка(его душит окружающая застройка) и в дополнение к расположенному в азиатской части Стамбула аэропорту имени Сабихи Гёкчен началось строительство третьего аэропорта – на европейской части, но ближе к Черному морю. Его уже называют претендентом на статус самого большого аэропорта в мире, что немудрено при планируемой пропускной способности 150 млн человек в год. Его коммерческую эксплуатацию собираются начать чуть ли не в конце 2018 года.
Часики тикают. Шансы на хаб в Борисполе утекают.