В пятницу, 13 июля, как тут не поверишь в бесовщину, правление Национального банка приняло решение о повышении учетной ставки до 17,5%.
Читай также: НБУ повысил учетную ставку
Уже в течение многих лет, с особым упорством - последние три года, руководство Нацбанка пытается доказать, что оно своей монетарной политикой, именуемой инфляционным таргетированием, способно обеспечить долгосрочную инфляционную стабильность гривны.
Скажу честно, уже не помню, сколько десятков и даже сотен раз я объяснял в СМИ, в выступлениях на конференциях и различных “круглых“ столах, в аналитических записках властям, что невозможно обеспечить сугубо монетарными методами долгосрочную стабильность национальной валюты в сырьевой (в основном) экономике, с повсеместным господством монополий с государственным регулированием цен. От слов “вообще“ и “никогда“.
Читай также: Какую инфляцию ожидать к концу года
Множество раз на основе данных Госстата и НБУ приходилось показывать, что существенные колебания цен производителей и цен потребительских товаров и услуг у нас носят преимущественно немонетарный характер. И эти колебания Нацбанк не может обуздать с помощью своей монетарной политики.
Более того, монетарная политика, предусматривающая высокие процентные ставки, убивает любые возможности для преодоления сырьевого статуса экономики. В первую очередь от политики высоких процентных ставок страдают перерабатывающие отрасли. Цены на их продукцию не настолько нестабильны, как это происходит с сырьем и полуфабрикатами. Перерабатывающие предприятия не могут, в зависимости от уровня цен на сырьевых рынках, так быстро сократить или нарастить производство и также быстро поднять или снизить цены на свою продукцию.
Читай также: Как бизнес готовится к изменению курса гривны
Поэтому когда процентные ставки становятся слишком большими, предприятия перерабатывающих секторов экономики вынуждены отказываться от банковских кредитов.
Руководители НБУ, которые с умными лицами рассказывают, что, повышая учетную ставку, в перспективе они намерены обуздать высокий уровень инфляции, мне уже давно напоминают портных, которые шьют платье на голого короля.
Они не могут сделать гривну стабильной монетарными методами, но увеличивая учетную ставку и ставку по своим депозитным сертификатам выше определенного уровня, делают еще менее доступными кредиты именно для перерабатывающих предприятий.
Читай также: НБУ назвал ожидаемый объем международных резервов к концу года
При таких условиях бизнес просто перестает реагировать на монетарную политику центрального банка. Какая разница, какие процентные ставки по кредитам, если их уровень убийственный для реального сектора?
Для тех производств, развитию которых государство должно было бы способствовать, банковские кредиты абсурдно дороги и фактически имеют запретительную стоимость. В итоге, мы наблюдаем, как объем кредитов, выдаваемых предприятиям, падает четвертый год подряд. То есть НБУ своей монетарной политикой не только за последние годы, а в течение, пожалуй, всех лет независимости, целенаправленно нивелирует возможности для развития перерабатывающих производств и малого бизнеса. И после этого стоит ли спрашивать, почему Украина почти полностью превратилась в государство с сырьевой экономикой, и готовы ли иностранные компании инвестировать в перерабатывающие предприятия, когда кредиты на пополнение оборотных средств для них в принципе недоступны?
Зато эта политика является нейтральной или полностью приемлемой для сырьевых отраслей экономики. Которые, как я уже отмечал, продуцируют низкий уровень зарплат и доходов населения. А это, в свою очередь, увеличивает в индексе потребительских цен и индексе цен производителей долю сырьевых отраслей, цены на продукцию которых зависят не столько от монетарной политики Нацбанка, сколько от цен на сырье на международных рынках.
В итоге, НБУ все эти годы не то что не способствует росту возможностей для использования монетарных инструментов, а только уменьшает их.
Читай также: Кабмин назвал “хороший сценарий“ для украинской экономики
Хотя вся экономическая логика подсказывает, что экономическая политика государства, включая правительство, центробанк и парламент, должна быть подчинена созданию благоприятных условий ведения бизнеса, борьбе с монополиями и картельными сговорами, развитию конкурентной экономики со значительной долей перерабатывающей промышленности и наукоемких производств. Но, к сожалению, правительство очень мало делает для решения этой задачи. А Нацбанк вообще делает прямо противоположное тому, что должен.
Политика высоких ставок - это как сильнодействующие лекарства. После использования в течение долгого времени их лекарственные качества просто перестают действовать на больной организм. Наоборот, такое лечение начинает угнетать его, нанося только вред.
Борис Кушнирук
Новости от Деньги.иа в Telegram. Подписывайтесь на наш канал https://t.me/dengiua