Мы не стали в нынешнем номере анализировать экономическую политику свежеиспеченного правительства. Потому что ее пока нет. Но мы специально для нового правительства разобрались с теми условиями, в которых ему придется работать.
Вкратце диспозиция такова: европейские и североамериканские лидеры примерно 10 лет поливали свои экономики дешевыми деньгами, пытаясь вырулить из ипотечного кризиса-2007. Они таким образом избежали глубокого провала, но сформировали в мировой экономике серьезные противоречия и диспропорции. В конце концов, как и предполагается в таких ситуациях, примерно через 10 лет после предыдущего должен был разразиться очередной экономический кризис. Собственно, о нем криком все и кричали на протяжении 2019 года. Украина к этому не готовилась.
Читай также: Маркарова передала дела своему преемнику Уманскому
А зачем? У нас же выборы, праздник социалистического популизма вперемешку с нашествием министров-троечников. И вот к нам в ворота клювом постучал самый натуральный черный лебедь. Это, как легко догадаться, – эпидемия коронавируса. Уже падает экономическая активность в странах, которые традиционно покупают украинские товары (металл, агропродукцию и еще по мелочи). Инвесторы истерят и подумывают о том, что хватит покупать украинские госбумаги, а у нас выплаты по госдолгам в текущем году под 10 млрд. долларов. При этом с МВФ разговор не клеится, коррупционные схемы изъятия денег из наших карманов через газовые и прочие тарифы – процветают.
И вот тут нам на белом коне вводят на арену нового министра финансов – Игоря Уманского. Лицо не совсем новое, хотя на фоне соратников по Кабмину выглядит довольно молодо. Не совсем новое, потому что сейчас уже его третье пришествие в это кресло. И предыдущие два громкими успехами отнюдь не были украшены – в кабмине Тимошенко и в кабмине Яценюка в качестве первого замминистра, ответственного за фискальный блок. И прославился он тогда безуспешными, к счастью, попытками демонтировать упрощенную систему налогобложения и поднять ставки налогов.
У нового министра сразу три важные зоны ответственности:
Читай также: Минфин возглавил экономист Игорь Уманский
- выполнение госбюджета и его проектирование на ближайшие три года. Здесь ситуация такова, что Уманскому досталось весьма приличного качества наследие Маркаровой. Если воспользуется – все будет не хуже, чем было, как минимум;
- управление госдолгом. Здесь ситуация почти благостная досталась, если сравнивать с тем, что получила в управление его предшественница. Но попетлять придется – все же инвесторы немного испуганы черным лебедем коронавируса. А от ситуации с внешним долгом сильно зависят курс и цены;
- налоговая политика. Вот тут у меня плохие новости. У Маркаровой, такое впечатление, не особо доходили руки до налоговой реформы в интересах экономики – потому что были более горящие задачи (тот же внешний долг). И фактор социалистически/антиэкономически настроенного Гетманцева заруливал все и вся. А для Уманского налоги – любимая песочница. И он налоговой политикой займется. Но, к сожалению, по части социалистичности новый министр финансов заткнет Гетманцева за пояс. И потому велика вероятность, что будут внедрены такие фискальные новации, на фоне которых фантазии Клименко–Азарова–Яресько покажутся нам верхом либертианства.
Хотя Китай стремительно снижает налоговое давление – чтобы выйти из кризиса еще более сильным. У него получится. У нас при описанной выше налоговой политике – нет.
Александр Крамаренко
Читайте Деньги.ua в Telegram и Facebook