Еще неделю назад ничего не предвещало настолько сильной кризисной ситуации: рестораны, кинотеатры и салоны спокойно работали, организаторы выставок и публичных мероприятий планировали даты. Сейчас по причине карантина толком не работают ни сфера услуг, ни торговля, ни транспортное сообщение. И такая ситуация угрожает многим видам бизнеса закрытием. Наблюдается цепная реакция. Прекращают работу, в том числе, и те, кто обслуживал тех, кто закрылся на карантин. По оценкам экспертов, экономика уже откатилась к уровню 2008 года. Вот и возникает вопрос, есть ли какой-то вариант, как быстро адаптироваться к происходящему?
- Шаг назад
Когда-то несколько лет назад на большом открытом мероприятии я слушала лекцию о бизнес-планировании. Спикер рассказывал о методике написания бизнес-плана, и упомянул, что в стратегии управления финансами должен быть предусмотрен как минимум шестимесячный резерв покрытия постоянных затрат. Конечно, спикер сокрушался, что немногие следуют этому правилу.
Читай также: Как обезопасить свой капитал во время кризиса
Резерв в размере 600% суммы постоянных издержек, серьезно? Откровенно говоря, не верится, что в мировой практике кто-то “замораживает“ оборотные средства в таком объеме. Но здравый смысл подсказывает: резервный фонд в каком-то разумном размере необходим. Нельзя работать “на обороте“, вынимая прибыль ежемесячно. Нельзя кредитоваться сверх определенных показателей собственного капитала компании. Это делает бизнес уязвимым.
Много лет назад, когда бушевал мировой кризис, один наш клиент решил продать объект недвижимости, который был в залоге у банка. Потенциальный покупатель, крупная рекламная фирма, готова была оплатить сразу крупную сумму в долларах. И я спросила, почему они сейчас покупают недвижимость, ведь кризис? Собственница ответила: “а мы готовились“.
Конечно, каждый новый кризис не похож на предыдущий. И нельзя все полностью спланировать. Но можно подготовить “план Б“ на случай негативного сценария.
Читай также: Украина консультируется с МВФ о возможности получения экстренной финпомощи из-за коронавируса
- План “Б“
Совершенно очевидно, для того, чтобы взлететь, нужно выбрасывать балласт.
Если у предприятия нет выручки на неопределенный срок или есть прогнозы ее значительного снижения, нужно резать расходы. И первые в списке “на выход“ – налоги как абсолютно бесполезные платежи. Бюджет страны это скоро очень сильно прочувствует, но речь не об этом.
Как сэкономить на налогах? Часть проблемы исчезнет сама собой с потерей выручки. Достаточно большую сумму платежей составляет налогообложение фонда оплаты труда, поэтому здесь есть глобально три вида мер: радикальные, жесткие и осторожные.
Осторожные – дать сотрудникам оплачиваемые отпуска или оформить вынужденный простой на предприятиях с компенсацией оплаты труда, согласно законодательству, в размере 2/3 оклада. Жесткие – отправить сотрудников в отпуск за свой счет. С нарушением КЗоТ, но, во всяком случае, без увольнения. Радикальные – уволить весь персонал, вплоть до закрытия субъекта, на котором ведется бизнес. Кстати, постепенное прохождение всех этих этапов тоже может произойти в некоторых проектах. А в “оттепель“ можно открыться заново. Только вот никто не готов сказать, сколько может продлиться кризис.
Читай также: Банкам запретили начислять штрафы за простроченные кредиты
Будут ли введены льготы и налоговые преференции? 17 марта депутаты поддержали законопроект №3220, который предполагает временный мораторий на проверки, отмену штрафных санкций за несвоевременную уплату налогов по заработной плате и ЕСВ, как для ФЛП, так и за наемных работников в период простоя предприятий, и некоторые другие послабления для бизнеса. Это разумное решение (18 марта этот законопроект подписал президент – прим. ред.).
Но, по нашим оценкам, бизнес и так уйдет на вынужденные “налоговые каникулы“ автоматически с отсутствием выручки.
- Умерла так умерла
Объективно глядя на вещи, следует осознать, что ряд компаний закроется или свернет свои проекты именно в том виде, в котором они есть сейчас. Кому-то не хватит средств, кого-то убьет отсутствие диверсификации линейки товаров или услуг, невозможность организовать процессы удаленно. А кто-то отхватит больший кусок рынка. И это в бизнесе считается нормальным, так как рынок в кризисные времена “самоочищается“ от нежизнеспособных конкурентов и остаются работать те, кто в самом деле хорошо делает свою работу. Хорошо и умно. Правда, сейчас мало просто крепко стоять на ногах. Нужно уметь и присесть, и отжаться.
- Послесловие от редактора
Ричард Болдуин, профессор международной экономики, основатель и главный редактор VoxEU; экс-президент CEPR(Center for Economic and Policy Research, Лондон, Великобритания) в своей статье “Keeping the lights on: Economic medicine for a medical shock“ сделал вот такой вывод по поводу происходящего(мой собственный перевод):
Читай также: Кому удастся существенно заработать во время карантина
“Основной принцип должен быть: “держать свет“. Кризис COVID-19 был вызван медицинским шоком, который рассеется. Кажется, что это не является особенно смертельной пандемией, поэтому, хотя многие умрут, и каждая смерть будет трагедией, но это не похоже на чуму, в результате которой рабочая сила может навсегда значительно сократиться.
Ключ состоит в том, чтобы уменьшить накопление “экономической рубцовой ткани“, шрамов на теле экономики - уменьшить количество ненужных личных и корпоративных банкротств, обеспечить, чтобы у людей были деньги, которые они могут продолжать тратить, даже если они не работают. Дополнительным преимуществом этого было бы субсидирование(правительством) того типа карантина, который необходим для выравнивания эпидемиологической кривой“.
Переведу не только с английского, но и иносказательного: бизнес должен любой ценой сохранить себя и свой персонал, не нарушая, конечно, при этом правил эпидемиологической безопасности. Сначала сохранение работающего бизнеса и работников(в том числе – физическое), потом – все остальное.
Читайте Деньги.ua в Telegram и Facebook