В только что опубликованном меморандуме МВФ есть налоговые главы. Что хорошего: обязательства по налогам не включены в список структурных маяков, то есть строго обязательных пунктов. Что плохого – там рост налоговых ставок, сужение сферы применения упрощенной системы и отказ от налога на выведенный капитал.
Вечером 24 ноября Минфин Украины опубликовал тот самый меморандум, что был согласован с Международным валютным фондом и одобрен 22 ноября. В рамках этого меморандума, если программа будет выполняться, то помимо 699 млн долларов в ноябре 2021 года, будет предоставлено столько же в марте и 1,5 млрд долларов в июне 2022 года. Это довольно дешевые деньги и на весьма длительный срок. Но и их все равно придется отдавать. И с этой стороны возобновлению финансирования со стороны МВФ можно только аплодировать. А что ж в этой программе не так?
Для начала: в меморандуме прошит “ресурсный” законопроект – комплекс мер по повышению налогового давления. “Для обеспечения дополнительного фискального пространства..., мы подготовили налоговый пакет в размере примерно 0.5% ВВП в 2022 году. Налоговые мероприятия почти поровну распределены между повышением ставок действующих налогов и мер по расширению налогооблагаемой базы. Мы намерены принять законодательные изменения в Налоговый кодекс до конца ноября 2021 года”, - указано в меморандуме. Это правительство так обещает Международному валютному фонду. Полпроцента ВВП – это около 27 миллиардов гривен. Не особо вроде и много на фоне доходов госбюджета – что-то около 2,1%.
Но, как видим, под предлогом необходимости в этих 2,1% прибавки будут поднимать ставки налогов и ужесточать порядок их взимания. При том, что в нынешнем году имеется перевыполнение доходов госбюджета на 4,5% по сравнению с планом на текущий год по итогам первых десяти месяцев 2022 года. И существующих ставок налогов для этого перевыполнения оказалось достаточно. Точнее – более, чем достаточно.
Да, там обещано эти изменения в Налоговый кодекс внести до конца ноября, Это, напоминаю, все делается в расчете на то, что новые нормы станут действовать с 1 января 2022 года. То есть МВФ принимает непосредственное участие, наряду с правительством, в нарушении нормы Налогового кодекса, согласно которой менять налоговые нормы с 1 января 2022 года можно было бы, меняя Налоговый кодекс не позднее 1 июля 2021 года. Это следует из "Стаття 4. Основні засади податкового законодавства України.... 4.1.9. стабільність - зміни до будь-яких елементів податків та зборів не можуть вноситися пізніш як за шість місяців до початку нового бюджетного періоду, в якому будуть діяти нові правила та ставки. Податки та збори, їх ставки, а також податкові пільги не можуть змінюватися протягом бюджетного року". Интересно, в штаб-квартире МВФ в курсе об этом?
Правда, так называемый "ресурсный" законопроект №5600, который как раз о повышении налогов, прокатили во втором чтении – его 18 ноября должны были вынести в зал, но не вынесли. Посмотрим, что с ним будет дальше.
Что еще нехорошего: в меморандуме хватает лжи и передергиваний. Например, пишут об "индексации" ставок налогов на темпы инфляции, но предложенные правительством изменения в Налоговый кодекс предусматривают более сильное повышение ставок.
Что еще разочаровывающего: в меморандуме прошит отказ от внедрения налога на выведенный капитал.
Что еще откровенно вредного: в меморандуме предусмотрено сужение сферы применения упрощенной системы налогообложения, но без особой конкретики.
Собственно, налоговые новации:
"Мы (правительство – Ред.) предложили внесение изменений в Налоговый кодекс где, среди прочего, цель улучшить администрирование налогов, сузить круг возможностей для злоупотреблений (особенно в отношении акцизов и НДФЛ по продаже объектов недвижимости), закрыть некоторые налоговые "лазейки", связанные с операциями с недвижимостью, улучшить оценку налогооблагаемой базы (для налога на прибыль предприятий и рентных платежей).
Мы (правительство – Ред.) ввели индексацию на индекс потребцен и индекс цен производителей ставок акцизов, рентных платежей и платежей за землю и увеличили ставки экологических налогов.
Также во избежание уклонений от налогообложения в сельскохозяйственном секторе мы ввели минимальное налоговое обязательство на земле сельскохозяйственного назначения.
Мы (правительство – Ред.) приведем в соответствие налоговое законодательство к существующему в ЕС в соответствии с обязательствами, взятыми на себя в рамках Соглашения об Ассоциации между Украиной и ЕС.
Мы (правительство – Ред.) также ввели стандарты борьбы с размыванием налогооблагаемой базы и выводом прибыли из-под налогообложения (BEPS) и автоматический обмен налоговой информацией в соответствии с международными стандартами.
После детального технического изучения, мы (правительство – Ред.) не будем предпринимать шаги по замене действующего налога на прибыль предприятий (CPT) налогом на распределенную прибыль (DPT) или налогом на выводимый капитал (ECT).
Мы (правительство – Ред.) будем воздерживаться от расширения критериев (правительство – Ред.) соответствия упрощенной системе налогообложения или внедрения новых групп плательщиков (правительство – Ред.) налогов, которые могут воспользоваться упрощенной системой налогообложения, а также начали осуществлять шаги для предупреждения уклонения от налогообложения и злоупотребления указанным режимом.
Мы (правительство – Ред.) будем воздерживаться от ввода новых или расширения существующих налоговых преференций/льгот, как на отраслевом, так и на региональном уровнях, за исключением потенциальных мелкомасштабных механизмов поддержки, которые будут тщательно разработаны для обеспечение ограниченных и целевых стимулов.
Мы (правительство – Ред.) будем продолжать информировать общественность о стоимости освобождений от налогообложения и расширим анализ, включая налоговые потери, связанные с упрощенным режимом налогообложения".
Последний пункт звучит особо цинично – налогоплательщикам за деньги налогоплательщиков будут промывать мозги, убеждая их, что наиболее комфортная для экономики система налогообложения является наиболее для экономики же самой вредной.