На улице снег по колено и минус 10? Это неправда. На улице осталось пара месяцев до начала посевной – как минимум в южных областях страны. И еще три новости. Во-первых, бодрыми темпами дорожают энергоносители и все то, что по цене к ними привязано(горючее для авто и сельхозтехники, минеральные удобрения).
Во-вторых, еще более бодрыми темпами бегут инвесторы, перепуганные сообщениями о возможной горячей фазе агрессии РФ в Украину. Появились даже слухи, о том, что американские зернотрейдеры получили рекомендации не контрактовать зерно и кукурузу в Украине до разрешения "угрозы вторжения РФ".
В-третьих, накануне посевной все вдруг вспомнили по принципу “ты еще не отсидел за то дело” о дефолтах по форвардным контрактам и аграрным распискам. Речь идет о случаях, когда аграрии не выполнили обязательства в прошлом сезоне и, отчасти – уже в нынешнем, который еще не закончился.
Цепочка простая. В 2020-2021 годах те аграрии, что решили кинуть своих кредиторов, демотивировали поставщиков необходимых ресурсов накануне посевной-2022. Поставщики обожглись и теперь либо отказываются финансировать, либо резко ужесточают условия финансирования. По этой причине широкий круг добросовестных агропроизводителей не получит финансирования или оно обойдется им дороже – и это на фоне стремительного роста цен на ресурсы(минеральные удобрения, горючее и т.п.). Дальше - сокращение посевных площадей, снижение сбора продовольственных и кормовых культур, дефицит продовольствия.
И еще попутно – сокращение иностранных инвестиций, потому что деньги на форвардные контракты и аграрные расписки появлялись на рынке именно потому, что крупные экспортеры – как правило, крупные международные компании, инвестировали производство экспортируемой продукции.
Откуда шум
Что происходит? Буквально вчера коллеги из Украинских новин опубликовали данные о том, что аграрная расписка, как инструмент финансирования агробизнеса может стать неинтересной кредиторам, а значит, этот канал привлечения финансирования перестанет действовать.
Смысл форвардов и аграрных расписок в том, что мелкие и средние фермерские хозяйства еще до начала посевной де-факто продают часть будущего урожая по согласованной сторонами цене. Для того, чтобы получить деньги на закупку семян, минеральных удобрений, средств защиты растений, горючего для сельхозтехники. Для фермерских хозяйств этот путь обычно проще, интереснее и комфортнее, чем кредит в банке, потому и стремительно набирал популярность в 2018-2020 годах.
Как сообщает агентство, по состоянию на конец 2021 года, по данным Минагрополитики, было всего выдано 7 861 аграрная расписка на сумму более 47 млрд грн. То есть средний “чек” – около 6 млн гривен. В нынешних ценах это примерно 800 тонн кукурузы или примерно 600 тонн пшеницы. То есть речь идет именно сделках, характерных для средних фермерских хозяйств.
Вот только в 2020-2021 годах сформировалась та самая практика, которая тихо убивает такие инструменты финансирования, как форвардные контракты и аграрные расписки. Начиная с лета 2020 года имели место значительные колебания цен на зерно, что нередко приводило к тому, что агропроизводители видели смысл в том, чтобы не выполнять обязательства по этим контрактам. Очень часто это заканчивалось длительными судебными процессами. И, к слову, не только по поводу зерновых контрактов: известны случаи, когда не поставляли по контракту рапс и подсолнечник – например, дела № 914/1886/20 и № 906/708/20 (второе дошло до Кассационного хозяйственного суда).
О типичной ситуации с дефолтом по аграрной расписке рассказывал изданию Цензор.нет старший юрист ООО "Адама Украина" Василий Кукуруза: “В 2020 году компания поставила ФГ "Украина" средства защиты растений и параллельно заключила с ним договоры на поставку 8800 тонн кукурузы. В чем проблема на этом рынке: обычно, в период когда осенью собирают кукурузу, цены на нее не очень высоки, и мы в июне, когда цены на кукурузу обычно максимальны, предложили нашему клиенту подписать дополнительные соглашения и зафиксировать цены на кукурузу на июньском уровне. Клиент согласился, понимая, что в принципе он будет в выигрыше, но на момент поставки цены на кукурузу (снова) резко пошли в гору и клиент стал отказываться поставлять нам этот товар".
Насколько в принципе была распространена в том сезоне подобная практика? “Со слов трейдеров, в среднем, дефолтов было до 30%”, - рассказала автору Елена Нероба, менеджер по развитию бизнеса Maxigrain, партнёр Trend and Hedge Club, которая занимается исследованиями отечественного агрорынка.
Почему так? Причин несколько. Не секрет, что нередко идут в ход коррумпированные судейские, которые помогают отпетлять от выполнения обязательств. Хотя, понятно, что в случаях, когда дело попадает к незаангажированным судьям, его рассматривают непредвзято. Но даже в случае, если дело рассматривается более или менее непредвзято, есть сложности с доказыванием прав инвестора на ту сельхозпродукцию, что должна ему достаться по праву. Потому что отечественное законодательство, регулирующее форвардные контракты и аграрные расписки, все еще несовершенно.
По осень посчитаем?
“Все что остается для защиты кредитора — это самостоятельно собрать урожай на поле или перехватить урожай по дороге с поля к новому владельцу, шансы на что просто мизерны — особенно, если должник будет продавать зерно прямо с поля”, - пишет в Вестнике налоговой службы Сергей Клюца, партнер Адвокатского объединения "Кроу ЭйБи Украина". В общем, дикое поле и воют волки.
На самом деле, форвардные контракты и аграрные расписки – это сильный инструмент снижения рисков и эффективный канал привлечения финансирования. Фермерские хозяйства гарантированно получают ресурсы в начале агросезона, продают по прогнозированной цене часть урожая, не рискуя тем, что котировки на зерно и масличные упадут в самый неподходящий момент. И все бы хорошо, но в сезоне 2020-21 годов случился резкий взлет агроцен. И как следствие, возник соблазн пропетлять. Наверное, правительству и Раде есть смысл посмотреть в сторону шлифовки законов и всякой нормативки – чтобы обе стороны, и фермерские хозяйства, и кредиторы, были достаточно защищены как стороны форвардных контрактов и аграрных расписок. Наверное, компетентным органам есть смысл поизучать судебную практику в спорах о (не)исполнении таких контрактов. А пока – дикое поле, волки, свист ветра в пустых складах.