В Украине запускают новые правила оформления отсрочек от мобилизации: детали
Мобилизация

С 1 ноября 2025 года подать заявление об отсрочке можно будет только через Резерв+ или ЦПАУ.
иллюстративное фото / armyinform.com.ua
иллюстративное фото / armyinform.com.ua

С 1 ноября 2025 года в Украине вступают в силу обновленные правила получения и продления отсрочек от мобилизации. Нововведения призваны повысить прозрачность процесса, снизить коррупционные риски, облегчить подачу документов и перевести систему в цифровой формат. Об этом сообщают Dengi.ua.

Так, согласно изменениям в постановление Кабмина №560, отсрочки будут продлеваться автоматически, основной формой их оформления станет электронная, а подача бумажных документов переносится в Центры предоставления административных услуг (ЦПАУ).

По словам министра обороны Дениса Шмыгаля, новые правила исключат бюрократию и позволят ТЦК сосредоточиться на задачах мобилизации. При этом более 600 тысяч отсрочек продлятся без дополнительных действий граждан и очередей в территориальных центрах.

Читай также:

В свою очередь, замминистра обороны по цифровому развитию, цифровым трансформациям и цифровизации Оксана Ферчук подчеркнула, что переход на электронный формат ускорит процесс и уменьшит возможности для злоупотреблений, поскольку более 80% отсрочек уже доступны для оформления онлайн, а большинство из них будет продолжаться автоматически на основе уже имеющихся у государства данных.

Кроме того, в Миниобороны уточнили, какие именно изменения вступают в силу и как должны действовать военнообязанные, которые имеют право на отсрочку. Также публикуются ключевые изменения, а именно:

Автоматическое продление

Все отсрочки, основания которых можно подтвердить в государственных реестрах или которые не могут измениться со временем, будут продоллеваться автоматически. Это делает процесс прозрачным, без необходимости повторно собирать документы и подавать заявление.

Отсрочки автоматически продолжаются для следующих категорий:

  • люди с инвалидностью;
  • временно непригодны к службе;
  • родители троих и более детей до 18 лет;
  • родители ребенка с инвалидностью до 18 лет;
  • родители совершеннолетнего ребенка с инвалидностью I или II группы;
  • те, кто имеет жену или мужа с инвалидностью I или II группы;
  • те, кто ухаживает за отцом или матерью с инвалидностью (своими или супруга);
  • женщины и мужчины, воспитывающие ребенка до 18 лет, если их муж или жена служит в армии;
  • студенты дневной или дуальной формы, получающие высший уровень образования, а также докторанты и интерны;
  • научные, научно-педагогические и педагогические работники, преподавающие и работающие по основному месту не менее чем на 0,75 ставки;
  • люди, чьи близкие родственники погибли или пропали без вести во время боевых действий или во время военного положения;
  • родственники Героев Украины, отмеченных посмертно за мужество во время Революции Достоинства;
  • лица, незаконно лишенные свободы по агрессии РФ;
  • военные, освобожденные из плена.

Оформление онлайн в Резерв+

9 типов отсрочок можно оформить онлайн в приложении Резерв+. Услуга доступна для следующих категорий:

  • люди с инвалидностью;
  • временно непригодны к службе (при наличии постановления ВВК в электронном виде);
  • родители троих и более детей до 18 лет в одном браке;
  • родители ребенка с инвалидностью до 18 лет;
  • родители совершеннолетнего ребенка с инвалидностью I или II группы;
  • те, кто имеет жену или мужа с инвалидностью I или II группы;
  • женщины и мужчины, воспитывающие ребенка до 18 лет, если их муж или жена служит в армии;
  • студенты дневной или дуальной формы, получающие высший уровень образования, а также докторанты и интерны;
  • научные, научно-педагогические и педагогические работники, которые преподают и работают по основному месту не менее чем на 0,75 ставки.

Список будет расширяться. Еще два типа отсрочок появятся в приложении в ближайшее время. Получить их могут:

  • те, кто ухаживает за отцом или матерью с инвалидностью (своими или супруга);
  • родитель или мать, которые самостоятельно воспитывают ребенка до 18 лет.

Оформление офлайн в ЦПАУ

Для тех, чей тип отсрочки еще не цифровизирован, а также для тех, кто не пользуется смартфоном или имеет бумажные документы и недостаточно данных в государственных реестрах, с 1 ноября можно подать заявление об отсрочке в удобном Центре предоставления административных услуг.

В таком случае администратор ЦПАУ получает и сканирует документы и передает их в электронной форме в соответствующий ТЦК и СП для принятия решения. То есть, ЦПАУ является фронт-офисом приема документов на услугу, а результат принимает ТЦК и СП.

Осовременивание бумажных справок

С 1 ноября 2025 года бумажная справка об отсрочке с мокрой печатью не требуется. Теперь основным подтверждением отсрочки является электронный военно-учетный документ в Резерв+.

Если приложение не имеет возможности, можно распечатать бумажную версию. Получить файл для печати можно:

  • в приложении Резерв+;
  • через портал Дія;
  • при необходимости – обратиться за распечаткой военного документа в ТЦК и СП (или ЦНАП, если речь идет именно о документе с отсрочкой).

До конца октября ТЦК и СП принимают заявления по старому порядку. С 1 ноября подать заявление об отсрочке можно только через Резерв+ или ЦПАУ.

Как оформить отсрочку?

Заявления подаются через приложение Резерв+ или ЦПАУ (в зависимости от категории отсрочки). 80% отсрочок могут быть оформлены через мобильное приложение Резерв+. С 1 ноября 2025 года ТЦК и СП не будут принимать от граждан заявления об отсрочке.

Если вы подали заявление по старой процедуре и еще не получили результата о решении, все равно сообщите соответствующий ТЦК и СП.

Как подать заявление об отсрочке, если не пользуюсь Резерв+ или не смог оформить в приложении?

Поинтересуйтесь, введена ли услуга в вашем ЦПАУ, и обратитесь к администратору согласно графику работы учреждения.

Как узнать, получил ли отсрочку, если не пользуюсь Резерв +?

Администратор ЦПАУ сообщит вам результат рассмотрения заявления и сможет распечатать электронный военно-учетный документ с отметкой об отсрочке.

Если в отсрочке отказано и вам нужен официальный документ, он поступит на вашу электронную почту или его можно получить в ТЦК и СП с мокрой печатью.

Как будет происходить автоматическое продление?

Если вы уже оформили отсрочку и она подпадает под автопродолжение – ничего делать не нужно. До конца октября пользователи Резерв+, имеющие отсрочку, получат уведомление об автопродолжении.

Обратите внимание: если система не сможет подтвердить основание (например, из-за расторжения брака или отсутствия ваших данных в государственных реестрах), отсрочка не будет продлена. Если все-таки есть основания для отсрочки, попробуйте актуализировать информацию о себе в реестрах.

Что делать, если отсрочка должна была автоматически продолжиться, но этого не произошло?

Вероятно, в государственных реестрах не найдено подтверждения оснований для продления. В таком случае попытайтесь актуализировать информацию о себе в реестрах онлайн.

Dengi.ua ранее сообщали о том, что военное положение и мобилизацию в Украине продлили с 5 ноября 2025 года до 3 февраля 2026 года.

Кроме того, как писали Dengi.ua, все мужчины в возрасте от 25 до 60 лет, не состоящие на военном учете, автоматически поставлены на него в рамках мобилизации.



Следите за нашими новостями и видео
  • YouTube
  • Facebook
  • Telegram
  • Google News

ТОП-Новости