Китайский технологический университет (Чжецзян) готовится к началу массового производства микропризм, которые помогут в короткие сроки излечить сотни тысяч китайских детей от косоглазия. Основой проекта послужит украинская технология. Ее разработчик - Институт проблем регистрации информации НАН (ИПРИ). Наши ученые уже наладили китайское оборудование в центре высоких технологий в городе Йиву. Об этом сообщил старший научный сотрудник Института физики НАН Антон Сененко.
ПОЛЕЗНЫЕ ДАННЫЕ
Ноу-хау украинских ученых - применение френелевских микропризм с высокой точностью направления светового луча. Ранее предполагалось, что они понадобятся в производстве дорожных катафотов. Но этот проект был приторможен из-за обилия на рынке аналогичной американской продукции. Наши разработчики решили попробовать впаивать микропризмы в линзы для очков. Призма искривляет световой пучок таким образом, что косой глаз видит правильную картинку. Это позволяет полностью задействовать глаз ребенка и формирует у него бинокулярное зрение. Начинают работать те глазные мышцы, которые ранее не были задействованы. Со временем положение глаза выравнивается. За 6-8 месяцев зрение может быть полностью восстановлено.
За границей есть аналогичные разработки. Но призма наклеивается на внешнюю оболочку линзы. Очки на их базе неудобно применять в быту - микропризма быстро засоряется, теряет форму, прозрачность. Еще одно применение украинской разработки в офтальмологии - производство диагностических наборов для клиник. Призма помогает точно установить угол отклонения позиции глаза. Это означает, что если операция ребенку все-таки необходима, ее достаточно сделать один раз. Как правило, для полного исправление косоглазия их требуется несколько.
Как рассказал ЛІГА.net ученый секретарь ИПРИ Семен Шанойло, институт рассчитывает в перспективе создать СП с китайским университетом и поставлять комплектующие. Сейчас китайцы только изучают технологию и учатся ее применять. Три украинских специалиста посещает Йиву дважды в год. Кроме того, китайская сторона сейчас спонсирует визиты наших офтальмологов для обучения тамошних врачей. Как отмечает Шанойло, украинцы при необходимости предоставляют научным партнерам необходимые механические элементы, обучают сварке комбинированных линз ультразвуком.
По информации Антона Сененко, китайцы в перспективе рассчитывают на производство 100 000 линз в год. ИПРИ получил необходимые патенты на свои разработки в Украине. Но на международную регистрацию авторских прав у института не хватает средств. Как говорит Шанойло, только в России оформление патента обошлось бы в примерно 30 000 грн. Сененко добавляет, что патенты в США или Китае будут стоить значительно дороже - порядка $5000-10000.
Аккуратнее с китайцами
Как говорит ученый секретарь отделения информатики НАН Ольга Гороховатская, с китайцами нужно быть очень осторожным, и институт это понимает. Поэтому, по ее словам, его сотрудники везут в Китай образцы микропризм и уже на их базе делают очки - чтобы китайцы не завладели ценной технологией. "Будут ли их делать сразу здесь (припаивать микропризмы к линзам) или отправлять призмы туда, чтобы китацы сами доделывали - это еще будут согласовывать", - рассказывает Гороховатская.
Несмотря на эти меры предосторожности, риск того, что китайцы полностью изучат технологию и станут в ней разбираться не хуже наших специалистов, существует. Тогда потребность в СП может отпасть. Шанойло говорит при этом, что тонкости производства микропризм не раскрываются. "Нам понадобилось хороших 2-3 года, чтобы получить призму хорошего качества", - подчеркивает он. Но ученый при этом признает, что если китайские инженеры зададутся целью, то скопировать ее смогут. "Десять лет назад не сделали бы, а сейчас уже сделают", - предполагает он.
Украинский опыт
В Украине небольшое производство линз с призмами, а также диагностических наборов ИПРИ уже наладил. Оснащено более 1000 очков. По данным института, в нашей стране сейчас проводится около 10 000 операций в год. Стоимость лечения высокая - от $2000 до $6 000. С помощью применения специальных линз количество таких операций можно существенно уменьшить. Но, по словам Шанойло, остается, как минимум, несколько серьезных нерешенных проблем. Во-первых, от Министерство охраны здоровья в популяризацию технологию особо не вкладывается. А государственные клиники не будут закупать за свои деньги диагностические наборы стоимостью около 4000 грн.
ИПРИ удалось наладить сотрудничество с рядом клиник и врачей в Киеве, Харькове, Днепропетровске, Запорожье.
Изначальным заказчиком разработки призм под нужды офтальмологии выступил Киевский центр микрохирургии глаза. Надо проектом институт и центр работают уже около 10 лет. Как рассказала кандидат медицинских наук Марина Шевколенко, очки с микорпризмами уже используются в центре примерно в 70% случаях лечения косоглазия.
Но это явно не решает проблему в комплексе. Подавляющее большинство украинских врачей лечат косоглазие по старинке - проводят до 4-х операций на глазе. Поэтому производственные мощности ИПРУ не загружены и наполовину (для изготовления одной линзы необходимо не более 5 минут).
Вторая проблема, общемировая - хирургическое лобби. Врачам иногда выгодней сделать несколько операций по исправлению косоглазия, чем одну (или вообще ни одной в ряде случаев).
Какой рынок теряет Украина
Антон Сененко опасается, что из-за вялости украинских властей скоро китайцы могут обыграть нас на рынке нашим же изобретением. "Пока наши ученые занимаются изготовлением отдельных партий очков для наших детей, которые таки смогли пройти обследование, китайцы создают все условия для того, чтобы Украина импортировала свою же разработку для лечения своих же детей", - пишет он.
Потенциальный мировой рынок сбыта продуктов на основе украинской технологии огромен. 3-5% всех детей в мире страдают от косоглазия. Только в США проводятся ежегодно около 700 000 операции по устранения этого дефекта. Украина же международный рынок почти не осваивает. Помимо старта проекта в Китае, Шанойло упоминает Узбекистан, где клиника иногда заказывает несколько линз.
Работоспособность людей, страдающих от косоглазия, на 30% ниже среднего. В Украине от этого недуга нужно ежегодно лечить 30 000 детей. Украинская экономика, по подсчетам института, теряет около 15 млрд грн в год от более низкой производительности труда людей, страдающих от косоглазия.