Директор департамента стратегического развития дорожного рынка и автоперевозок мининфраструктуры Роман Хмиль в рамках проекта #СпросиМинистерство
ответил на вопросы пользователей Facebook.
Куда жаловаться на ямы? Сколько долгов у автодора, какой процент средств выделеных на дороги оседает в карманах чиновников.
ЛІГА.net публикует наиболее острые вопросы пользователей и ответы Романа Хмиля о настоящем и будущем украинских дорог.
- Когда на дорогах появятся автоматические весовые комплексы?
Роман Хмиль: В ближайшее время будет проведен тендер на выбор консультанта по разработке архитектуры системы и технического задания на ее реализацию.
Именно это исследование даст ответ на вопрос, каким образом разместить стационарные весовые комплексы, чтобы максимально эффективно охватить существующую дорожную сеть. Этот подготовительный этап займет 3-4 месяца.
Далее до конца 2016 года будет проведен тендер на выбор подрядчика на строительство такой системы по всей Украине, которая начнется в 2017 году.
- Планируете ли вы ввести интерактивную карту дорог с фамилией и имейлом конкретного должностного лица, отвечающего за состояние конкретного участка дороги? Очень хочется персонализации ответственности.
Сейчас принадлежность дорог прописана достаточно четко - за дороги госзначения, утвержденные постановлением КМУ, отвечают начальники служб автомобильных дорог в каждой области. Их контакты находятся на соответствующих веб-сайтах служб. Дороги коммунального значения в границах населенных пунктов находятся на балансе органов местной власти и в их ответственности.
Идея нанести все контакты на карту неплохая, но это нужно делать силами общественных организаций в рамках проектов на гранты, а также обеспечить в будущем постоянное обновление.
Министерство получило грант и планирует в 2016 году заказать разработку гео-информационной системы для дорог госзначения, которая будет содержать такую информацию. Сейчас идет разработка техзадания на проведение тендера по разработке такой системы.
- Главный вопрос: когда будут нормальные дороги?
Сейчас на дороги идет лишь незначительная часть средств, собираемых с акцизов на нефтепродукты. Большая часть этих средств идет на то, чтоб "залатать дыры" в других бюджетных сферах. Проблема в том, что законодательством не предусмотрено целевое использование этих средств. Чтобы это исправить, необходимо принять законопроект "О Дорожном фонде". По предварительным расчетам это даст около 30-40 млрд грн в год, которые будут направляться на дороги.
Потребуется минимум 7-10 лет, с момента обеспечения ритмичного и достаточного финансирования (50-100 млрд грн в год), чтобы восстановить существующую опорную сеть дорог госзначения. Она разрушалась на протяжении последних 10 лет из-за финансирования на уровне 10% от реальных потребностей, и полного отсутствия эффективного контроля весовых норм грузового транспорта.
Восстановление дорог начнется с принятия законопроектов "О Дорожный фонд" №2724 и 2725, а также введение эффективной системы весового контроля (см.
Дорожную карту реформ).
- Как осуществляется перераспределение акциза на топливо, за счет которого должно осуществляться строительство и ремонт дорог? Правильно ли я понимаю, что эти средства сначала поступают в одну корзину, а затем перераспределяются?
На данный момент все акцизы поступают в общий фонд госбюджета - в "одну корзину". Далее Укравтодор ежегодно предоставляет запрос на средства, необходимые на содержание и ремонт дорог в Министерство финансов, которое ежегодно представляет на рассмотрение Верховной Рады Украины бюджетный кодекс.
К сожалению, на протяжении последних 10 лет на дороги выделяется значительно меньшая сумма, чем поступает от акцизов. После этого Укравтодор готовит на утверждение правительства порядок распределения предусмотренных бюджетным кодексом средств (а именно перечень дорог и километраж, которые предлагает ремонтировать). Правительство утверждает этот порядок своим постановлением.
Весь этот процесс сегодня абсолютно непрозрачен для общественности. Это приводит к распределению средств согласно политическим договоренностям, а не по реальным потребностям.
Потребуется минимум 7-10 лет, с момента обеспечения ритмичного и достаточного финансирования (50-100 млрд грн в год), чтобы восстановить существующую опорную сеть дорог госзначения
- Предполагается ли децентрализация полномочий и ответственности, а также финансов, в вопросе дорог?
Да, законопроектом № 0954 предусматривается передача дорог местного значения в управление, а затем и в собственность местных органов власти. Также законом о Дорожном фонде предусмотрено автоматическое перераспределение средств, которые будут поступать от акцизов и других источников, на местные дороги, пропорционально площади дорог и их несущей способности (категории).
В общем 65% средств будут распределяться на дороги госзначения, поскольку они обычно имеют большее количество полос, а следовательно и площадь. А 35% средств пойдут на местные дороги.
- На участке дороги Р-19 (Киевская область) от гранитного карьера ездят щебневозы по 60 тонн, хотя там установлено ограничение веса автомобилей до 15 т. Дорога разрушается очень быстро, особенно в летнюю жару. Что сделано министерством во избежание разрушения дорожного полотна?
Министерство инициировало создание новой дорожной инспекции, которая обеспечит эффективный весовой контроль на дорогах - Укртрансбезопасность. Уже в 2016 году на средства технической помощи ЕС закупается 71 мобильный весовой комплекс, а также восстанавливаются существующие мобильные и стационарные весовые комплексы. Также за средства Всемирного Банка планируется закупить и установить до 200 стационарных весовых комплексов. Это позволит реализовать проект автоматического "взвешивания на ходу".
- Кто будет ремонтировать дороги в сёлах, где бюджета как такого нет?
Коммунальные дороги могут ремонтировать исключительно из бюджетов местных органов власти. С января 2015 года на эти цели введен дополнительный 5% сбор с подакцизных товаров, продаваемых на АЗС. В 2015 году было собрано около 10 млрд грн, которые можно и нужно тратить на коммунальные дороги.
Проблема только в том, что АЗС есть не во всех населенных пунктах. Поэтому министерством инфраструктуры инициировано предложение разделить поступления от этого налога в пропорции 50/50. Половина доходов поступит в распоряжение облгосадминистраций, которые смогут направить их населенным пунктам, которые не имеют средств на дороги, а также на областные дороги местного значения.
- Сейчас огромное количество финансов идет на "текущие средние ремонты". На выходе имеем: неконтролируемую инвесторскую часть процесса, недостаточно контролируемый процесс выполнения ремонтных работ, отсутствие адекватных гарантийных сроков на выполненные работы. Почему эта практика существует и не было бы целесообразней выполнять те же работы, но уже как капитальные, или выборочные капитальные ремонты отдельных участков автомобильных дорог, под существующие потребности и имеющееся финансирование?
- Вы правы, есть планы на будущее вообще запретить текущий средний ремонт. Сответственно будет только аварийный или капитальный ремонт (промежуточный - с заменой верхнего слоя покрытия - и полноценный).
При капитальном ремонте будет разрабатываться проект, который существенно сузит возможности для злоупотребления.
- Соотношение цена-качество одного км дороги в Украине - довольно низкое. Одна из основных причин - коррупция, откаты... Какой процент денег, выделенных из госбюджета на строительство и ремонт дорог, приводит непосредственно к улучшению качества дорог?
Сейчас, по оценкам экспертов, эффективность затрат денег, выделяемых на дорожные работы, находится на уровне 70% -80%. Это неприемлемо, но является реальностью при отсутствии независимого технического надзора / аудита и неотвратимости наказания - эффективной прокуратуры и справедливой судебной системы.
Именно поэтому мининфраструктуры инициировало введение независимого контроля качества ремонта дорог. На 2016 год этот проект согласился финансировать Всемирный банк. Сейчас Укравтодор изучает заинтересованность международных компаний выступить контролерами качества ремонтов в Украине. Следующим этапом будет тендер, в ходе которого определится 2-3 независимых контролера, которые проверят качество ремонтных работ, выполненных в 2016 году по всей Украине.
- Сколько из 20 млрд грн выделенных на дороги в 2016 году физически на них потратят? Сколько из этой суммы пойдет на покрытие долгов прошлых лет перед дорожными компаниями? Сколько направят на капитальный ремонт и реконструкцию, а сколько на текущий ремонт и эксплуатацию?
В 2016 году на дороги будут направлены средства, аккумулированные из различных источников - госбюджета, местных бюджетов, кредитов, фонда регионального развития, поступлений от эксперимента на таможнях.
На погашение задолженности за работы, выполненные в предыдущие периоды уйдет примерно 1,3 млрд грн.
На капитальный ремонт и реконструкцию - около 6,5 млрд грн.
На текущий средний ремонт - 7,5 млрд грн.
На текущий мелкий ремонт и эксплуатацию - около 3 млрд грн.
Остаток пойдет на софинансирование совместных с МФО проектов (примерно 900 млн грн), контроль качества, научные разработки и т.п.
Кроме этого, выплаты по кредитам, привлеченным в предыдущие периоды, составят около 12 млрд грн.
- Планирует ли министерство представить стратегию создания и развития инфраструктуры для станций обслуживания и зарядки электромобилей?
Сейчас в мире идет экспертная дискуссия, можно ли считать электромобили экологически чистым видом транспорта. Так недавно правительство Сингапура отказался отнести электромобили к такому виду транспорта и предоставить им соответствующие преференции наравне с гибридными авто, учитывая то, что выработка электроэнергии все еще не является экологически чистым процессом.
Так, оказалось, что в среднем электромобиль потребляет в пересчете около 10 литров бензина на 100 км, в то время, как современные гибридные двигатели обеспечивают использование не более 5-7 литров горючего на 100 км пробега. Таким образом "гибриды" являются менее вредными для окружающей среды. Есть вероятность, что именно водородные и гибридные авто, а не электромобили, придут на замену существующему автопарку.
- Планируется ли заключать с подрядчиком договор с гарантией на дорогу, например на 12 лет. В случае если она "разбилась", полностью требовать перестилать полотно и никаких "латок".
Да, законопроектом № 0954 вводятся долгосрочные контракты на ремонт и содержание дорог, что является наилучшей формой гарантии. С другой стороны, во время недавней доработки Минекономразвития закона о госзакупках, мининфраструктуры предложило ввести механизм гарантий и перестрахования риска банкротства компаний при закупке всех видов дорожных работ и услуг. Эти поправки не были приняты. Мы разрабатываем отдельный законопроект, чтобы все-таки ввести такие требования.
- Сколько денег в 2015 году было собрано по "транспортным" налогам и сборам? Сколько из них реально поступило на счета автодоров?
По предварительным оценкам экспертов (точных цифр от Минфина пока нет) в общий фонд бюджета в 2015 году поступило 35-40 млрд грн акцизов от импорта топлива. Поступления в местные бюджеты 5% налога от продажи подакцизных товаров на АЗС составили около 10 млрд грн.
На ремонт и содержание дорог Укравтодор получил около 4,6 млрд грн: по общему фонду бюджета 3,2 млрд грн. Еще 700 млн грн было выделено по программе развития дорог Карпатского края. А также в ноябре 2015 году на эксплуатацию и зимнее содержание правительство выделило еще 700 млн грн.
Также в 2015 правительство выделило 17,6 млрд грн на выплаты иностранным кредиторам по долгам прошлых периодов.
- Какой суммарный долг подрядчикам и поставщикам на начало и конец 2015 года? Сколько долгов погасили и сколько "списали" за сроком давности?
В начале 2015 года около 1,7 млрд грн - долги Укравтодора, плюс около 1,3 млрд грн - долги ПАО ГАК Автомобильные дороги Украины. В конце 2015 года около 1,2 млрд. - долги Укравтодора, плюс около 1,3 млрд грн - долги ПАО ГАК "Автомобильные дороги Украины".
Дополнительные долгов 2015 году нет. В течение года подрядчикам и поставщикам было выплачено около 500 млн грн долгов предыдущих периодов. Планировалось полное погашение долга Укравтодора, но остаток платежей был заблокирован Службой безопасности Украины на период проверки объемов и качества выполненных работ, за которые должны были оплачены эти средства.