Для привлечения инвестиций в стивидорную отрасль Украины необходимо исключить государственные стивидорные компании из перечня объектов права госсобственности, не подлежащих приватизации. Об этом шла речь на круглом столе, посвященному вопросам приватизации государственных стивидорных компаний (ГСК) и привлечения частных инвестиций в портовую инфраструктуру, сообщает пресс-служба Министерства экономического развития и торговли на странице в Facebook.
"Существуют варианты привлечения частного капитала - концессия, государственно-частное партнерство или приватизация. Самым оптимальным будет гибкое применение этих инструментов. Но, чтобы государство могло реализовать любой из этих вариантов, необходимо вывести ГСК из списка запрещенных к приватизации и корпоратизации", - пишется в сообщении.
Украина едва ли не единственная страна в Европе, где до сих пор работают государственные стивидорные компании, тогда как в экономически развитых странах стивидорная деятельность частная.
"Украинский ГСК переживают сложные времена. Объем перевозки грузов сократился из-за экономического кризиса и конкуренции со стороны Румынии и Турции. Кроме того, компании теряют позиции, конкурируя с частными украинскими стивидорами", - отмечают в Минэкономразвития.
Также, государственные стивидоры проигрывают частным в гибкости ценообразования, возможностях оптимизации расходов, возможности привлечения инвестиций.
"Степень износа основных фондов превышает 70%. По оценкам Мининфраструктуры инвестиционные потребности стивидоров на ближайшее время составляют около $2,5 млрд, но денег нет ни у государства, ни в самих компаниях", - добавили в ведомстве.
В министерстве считают, что существующие проблемы ГСК сможет решить принятие законопроекта №2488а от 10 августа 2015 года, который ожидает рассмотрения в Верховной Раде.
Ранее глава Мининфраструктуры Андрей Пивоварский заявлял, что инвестиционный потенциал украинских портов может раскрыться, когда Верховная Рада проголосует за законопроект №2488а. По его словам, этот документ выведет государственные стивидорные компании из списка объектов, не подлежащих приватизации. Это позволит привлечь в Украину более $1 млрд "умных" инвестиций.
Пивоварский отмечал, что речь идет не только о деньгах от приватизации, которые получит государственный бюджет, а и о развитии украинских активов, тысяче новых рабочих мест и миллиардах гривень налогов в бюджеты всех уровней.
Справка. В Украине 13 морских торговых портов, в каждом из которых работают государственные стивидорные компании. В 2013 году государство провело реформу, разделив портовое хозяйство на 2 бизнеса: портовая инфраструктура (причальные стенки, подходных каналов и т.д.) отошли к АМПУ, стивидорная инфраструктура (склады, краны, буксиры и т.д.) отошли к государственным стивидорным компаниям.
По данным Мининфраструктуры, грузооборот государственных стивидорных компаний Украины за период января-февраля снизился на 32% по сравнению с аналогичным периодом 2015 года - до 5,7 млн т.