Первая украинская краудфандинговая платформа появилась в 2012 году, а на начало этого года в стране функционировало не менее семи сайтов, имеющих отношение к краудфандингу. Причем, два из них были запущены в 2015 году.
Читай также: В помощь слепым: украинский стартап создает Bluetooth-зрение
Отечественные технологические стартапы, добившиеся мирового успеха, например, Petcube, LaMetric, Concepter (создатель вспышки iBlazr), деньги на свои разработки собрали на площадках коллективного финансирования. Пожертвования, привлеченные через краудфандинговую платформу Спільнокошт, позволили телеканалу Hromadske.tv вещать во время Революции достоинства.
Чтобы узнать больше о краудфандинге, который для украинцев стал уже привычным источником финансирования, журналисты dengi.ua побеседовали с главным отечественным экспертом в этой области, руководителем самой популярной в стране площадки коллективного финансирования Спільнокошт Ириной Соловей.
Читай также: Besmart! Украинцы выбирают разумные траты
Ирина Соловей - соосновательница и руководящая партнерша общественной организации Гараж Генг, которая, помимо запущенного в 2012 году Спільнокошта, реализует программу мини-грантов Sunday Борщ, программу по развитию городов Код Міста и еще не один общественный проект.
Согласно профилю Соловей на сайте Платформы, она имеет бакалаврскую степень по маркетингу престижного канадского ВУЗа – Университета Макгилла – и до того как посвятить себя общественной деятельности проработала семь лет в ресторанной сети EgoЇсти на должности бренд-менеджера.
- Здравствуйте, Ирина! Не могли бы Вы для начала поведать немного о себе? Я вот знаю, что Вы учились за границей, работали в корпоративном секторе. Что из предыдущего опыта помогает Вам в общественной деятельности, краудфандинге?
Читай также: Углерод по-украински: от гибких смартфонов до машин без бензина
Здравствуйте! Ну, можно даже немножко пафосно сказать, что к тому, чем я сейчас занимаюсь, меня готовил весь мой прошлый опыт, в том числе обретенный в семье и среди коллег - в разных городах, в разных организациях. Многие свои качества я приобрела благодаря коллегам, с которыми мне довелось сотрудничать. Мне всегда везло с учителями. Многому меня научил сооснователь Спільнокошта Александр Супрунец. Сегодня он делает автономный проект.
Я и сейчас продолжаю учиться, формировать образовательный бэкграунд. Изучаю устойчивое развитие, управленческую практику через личность руководителя.
- Расскажите, что такое краудфандинг? Термин же имеет множество толкований...
Для нас в Спільнокоште краудфандинг - это культура дарения, основанная на взаимности
Читай также: Украинский образовательный стартап получил $150 тыс инвестиций
Краудфандинг - это дарить как художник, дарить с целью повлиять на чью-то жизнь. И тебе важно услышать от человека, которому ты сделал подарок, что твой подарок как-то изменил его жизнь.
Исходя из этого понимания краудфандинга создавался Спільнокошт.
Наша задача - увеличение числа успешных украинцев
Спільнокошт предоставляет проектам возможность усилиться на стадии пилота, когда они пробуют “хакнуть“ свой рост, найти решение, которое позволит им вырасти.
Читай также: Украинский стартап Petcube рассказал, сколько заработал с начала 2015 года
- Если уже разговор зашел о Спільнокоште, то не могли бы Вы рассказать, как возникла идея запуска платформы коллективного финансирования?
Спільнокошт стал более масштабным воплощением одной из ГаражГенговских ранних программ финансирования проектов - Sunday Борщ. Это были небольшие воскресные события, во время которых мы готовили борщ и обговаривали разные проекты. Участники платили небольшой входной взнос и общая сумма взносов образовывала призовой фонд для лучшей идеи этого дня.
- Справедливо ли называть Спільнокошт украинским Kickstarter или IndieGoGo?
Читай также: Украинский стартап по рассылке электронных писем привлек $400 тыс
Мы пока не преследуем цели стать платформой предпродаж, как Kickstarter и IndieGoGo. У них это хорошо получается, и это уже бизнес. Мы же больше фокусируемся на развитии культуры дарения. Хотя и двигаемся понемногу к социальному предпринимательству.
- Можно узнать, как функционирует площадка?
Каждый желающий может выставить проект на Спільнокошт. Однако все заявки проходят предварительный отбор нашей командой
Мы планируем переосмыслить этот подход. Например, чтобы в отборе непосредственно участвовало все сообщество Спільнокошта, а не только 2-3 человека из нашей команды. Мы хотим доверить отбор большему количеству людей и так решить проблему его субъективности.
Читай также: Украинский стартап Ecoisme получит до $120 тыс инвестиций
С проектом, прошедшим отбор, подписывается договор о сотрудничестве, и с этого момента он может начинать свою краудфандинговую кампанию. Длительность ее авторы выбирают сами. Часто команды выбирают наиболее продолжительную кампанию, думая, что так они точно успеют собрать необходимые средства. Однако в 90% случаев такая затея оборачивается неудачей. Времени много и команды в какой-то момент теряют тонус в коммуникации с сообществом.
Конечно, мы консультируем все проекты, как проводить кампанию, и если они прислушиваются к нашему опыту, то, как правило, краудфандинг для них заканчивается успешно.
- А по каким причинам Вы отказываете инициативам в выходе на платформу?
Нам приходит очень много заявок от проектов на участие в краудфандинге, из которых, к сожалению, многие из них приходится отсекать
Это, как правило, необдуманные идеи, авторы, которых не готовы работать над их усовершенствованием.
Читай также: Украинский сервис признан лучшим туристическим стартапом в мире
- На какие средства функционирует Спільнокошт? Проценты?
Сейчас это “микс“. Значительная часть финансирования - это средства, привлеченные у партнеров.
Полученные средства реинвестируются в развитие платформы и компетенции команды.
Продолжение интервью будет доступно на сайте с 11 апреля.
Смотри также - Десять самых успешных краудфандинговых кампаний: