Владельцы торговых центров взялись за смежные проекты: развитие мультибрендовых магазинов одежды, ресторанов, кофеен и развлекательных зон. За последнее время сразу несколько торговых центров Киева занялись развитием собственных торговых точек.
В Караване открылся мультибрендовый Designer’s Room Pop-Up Store, в Глобусе - Globus Fashion Ukraine, рассказала ЛІГА.net руководитель отдела торговых площадей компании JLL в Украине Екатерина Весна. “Самый яркий пример - Names’UA Modateka в ТРК Проспект, который стал якорем торгового центра“, - рассказывает она.
Читай также: Стоит ли регулировать торговые практики в украинском ритейле
Некоторые девелоперы открывают собственные заведения общественного питания. Например, в торговом центре Art Mall открылся ресторан Cool Food, говорит генеральный директор компании Ресторанный консалтинг Ольга Насонова.
Есть и другие примеры. В ТРК Проспект работают кофейня Big Berry, ресторан гуцульской кухни Brunza Bar, рестораны Самое Доброе Кафе и Мама Роза, рассказывает генеральный директор девелоперской компании Arricano Михаил Меркулов.
Развлекательные объекты девелоперам также приходится строить за свой счет. Например, владелец Art Mall запустил детский город профессий Kids Will. Таким образом намерен поступить и девелопер ТРЦ Lavina Mall, который должен открыться в этом году. “Есть информация, что планируется инвестировать часть средств в большую развлекательную зону в ТРЦ Ocean Mall“, - рассказывает Екатерина Весна. Меркулов добавляет, что в Проспекте открылся первый гипермаркет творчества ART Mart.
Читай также: Лондонский суд решил, кому принадлежит торговый комплекс Sky Mall
Что заставляет девелоперов осваивать смежный бизнес? Основная причина - наличие свободных помещений и отсутствие арендаторов, говорит Насонова. Некоторые арендодатели не могут привлечь клиентов месяцами, поэтому открытие собственных торговых точек - вынужденный шаг.
Международные операторы развлечений не рискуют вкладывать деньги в Украину, а все крупные сети одежды и обуви приостановили свое развитие. Например, в первом квартале этого года в Киеве появился только один международный ритейлер - египетская сеть Ravin Jeans.
“За первый квартал продажи сократились примерно на 10-15% в количественном выражении к аналогичному периоду прошлого года. Международные офисы попросту стараются избежать убытков“, - рассказывает директор по развитию международной компании, попросивший об анонимности.
Читай также: Продукты в Украине продолжат дорожать - ритейлер
Наличие собственных магазинов позволяет торговым центрам снизить вакантность ТЦ и размер скидок для новых сетей. Основная масса крупных ритейлеров готова открывать магазин только при частичной или полной компенсации платы на ремонт. Их средняя стоимость составляет $800 за один квадратный метр. Кроме того, они пытаются привязать ставку исключительно к проценту от оборота. На таких условиях девелоперу гораздо выгоднее открыть свой магазин или ресторан, чем давать программы лояльности новому арендатору.
Активность самих торговых центров, а также относительно небольшое количество новых ритейлеров (в прошлом году было введено 37 700 кв м) позволили рынку сократить вакантность с 7,2% в конце прошлого года до 6,2% в первом квартале 2016-го.
Смогут ли девелоперы сохранить эту тенденцию? До конца года планируется открыть три торговых центра общей площадью 166 000 кв м: Lavina Mall, ЦУМ и New Way. Ритейлеры не поспевают за таким активным развитием. Можно предположить, что количество собственных объектов в торговых центрах будет увеличиваться.
Читай также: Курс на запад: кто был самым успешным ритейлером страны в 2015-м
“Сегодня девелоперы интересуются возможностью вывода новых марок на украинский рынок собственными силами, чтобы сначала запустить их в своем объекте, а в дальнейшем развивать и в других“, - говорит Екатерина Весна. Ольга Насонова считает, что лишь единицам удастся стать успешными: такой бизнес гораздо сложнее, чем сдача помещения в аренду или управление крупным объектом.
Ранее сообщалось о том, сколько украинские компании тратят на рекламу.