Евгений Дыхне, и.о. гендиректора крупнейшего украинского аэропорта Борисполь, ответил на неудобные вопросы пользователей сети Facebook на странице издания бизнес.ua. Пассажиров Борисполя интересовало, почему в аэропорту дорогая еда, мало парковок и падают плиты на головы улетающих. ЛІГА.net публикует наиболее интересные тезисы руководителя аэропорта.
Читай также: Как авиакомпании экономят за счет пассажиров - эксперты
О дорогом топливе для авиакомпаний
Два года назад мы оценили возможность доступа топливных компаний к заправке самолетов, как неравную. Сейчас большинство компаний возят топливо с внешнего топливного склада в аэропорт Борисполь, а одна компания имеет собственную трубу на территории перрона. Соответственно плечо для бензозаправщика у нее значительно короче, чем у конкурентов. Это технологическое преимущество позволяло им продавать больший объем топлива в аэропорту Борисполь. Возможно, не по рыночным ценам.
О “грачах“ и таксистах
Я помню таксистов, которые 20 лет назад стояли возле терминала А. Сейчас они стоят возле терминала D - это одни и те же люди. Можно сказать, что это не таксисты, а минидиспечеры черного рынка. Они не садятся за руль, а просто пристают к пассажирам, отводят их в непонятном направлении, к непонятным автомобилям. Люди которые пользуются их услугами, рискуют.
Читай также: Авиакомпания Wizz Air разрешила возвращать билеты
Уже год работают легальные таксисты, услугами которых мы рекомендуем пользоваться. Это 34 перевозчика, которые заключили договора с аэропортом. Они все допускаются в порядке живой очереди на первую линию терминала D. Каждый пассажир, при выходе из терминала, у проезжей части, просто упрется в ряд из 10 автомобилей легальных перевозчиков. Единственный недостаток этого сервиса - он на 50 грн дороже. Но эти 50 грн оправданы.
Когда достроят паркинг
К Евро-2012 его не достроили. После событий на Майдане компания, которая приписывалась к клану правящей семьи (беглого Виктора Януковича. - Ред.), просто исчезла, не вернув аэропорту 93 млн грн аванса. Банк, работавший с этой компанией в связке не вернул 80 млн грн, которые были заморожены под аккредитив этой же компании. Мы остались с недостроенным паркингом и с минус 170 млн грн. Мы выиграли все суды с банком и по сегодня не можем списать деньги с его счета, несмотря на то, что это действующий Финбанк. Строительная компания - банкрот. 93 млн мы, вероятно, не получим. В 2015 году, не понимая, каким будет финансовый результат мы не решились инвестировать в паркинг.
Читай также: В Одесской области может появиться новый аэропорт
О ценах на парковку
Сейчас в аэропорту масса парковок разбросанных по разным местам. По мере отдаленности парковки от терминала рассчитана стоимость стоянки. Например, небольшой паркинг возле терминала D самый дорогой - 30 грн час. Он предназначен для краткосрочной стоянки. Через 20 метров стоянка, с тарифом - 20 грн в час. Дальше есть стоянки с ценой до 5 грн в час и 30 грн в сутки, в зависимости от удаленности от терминала. Такой цены нет ни в одном аэропорту мира. В Европе паркинг стоит 4 евро в час и не меньше, чем 25 евро в сутки.
О воровстве багажа
Читай также: Скорость и комфорт: Куда можно недорого слетать в Украине
Это болезнь всех мировых аэропортов - не только Борисполя. Мы работаем над тем, чтоб эффективнее выявлять воров среди персонала. Они здесь виртуозы своего дела - с 10-летним стажем. С ними очень тяжело бороться, если эту борьбу не поддерживает пассажир. Три месяца назад мы ввели новую инициативу в аэропорту - единое окно для пострадавших от воровства в Борисполе. Создали единый телефон для обращений. Любым удобным способом (в том числе и через интернет-мессенджеры) можно сделать заявление о краже и облегчить нам расследование. Но сделать это нужно сразу, а не через две недели - по возвращению из отпуска. Тогда мы возможно сможем в ту же смену поймать вора “на горячем“ и вернуть вещи. У нас два детектива, работают только над расследованием краж багажа. За 3 месяца мы установили 6 случаев кражи - три из которых закончились возвращением пассажиру вещей. Шесть человек уволены с предприятия. Мы чистим свои ряды, но это долгий процесс. Обращаюсь к пассажирам: улетая из аэропорта, сфотографируйте объявление, которое висит на каждой стойке регистрации и, если обнаружена кража, обращайтесь в аэропорт.
Кофе по 50 грн
Читай также: Борисполь обязали повторно сдать в аренду площади в терминале D
Мы сами себе не хозяева. В области неавиационных доходов у нас больших достижений нет. Вся аренда в аэропорту Борисполь обеспечивается Фондом госимущества (ФГИ) и пассажиров обслуживают именно эти компании. С аэропортом у них единственный договор - об оплате коммунальных услуг. К сожалению, мы не влияем ни на ценовую политику этих компаний, ни на то, какие компании заходят на рынок обслуживания пассажиров. 70% от аренды идет в Фонд госимущества и только 30% - предприятию. Самое большее что мы можем сделать - написать письмо в ГФС.
Будет ли Макдоналдс в аэропорту
Мы ничего не имеем против. Для этого компания должна участвовать в конкурсе ФГИ на аренду помещений в аэропорту Борисполь. Добро пожаловать. Но я думаю они не будут этим заниматься - они работают, как правило, в купленных помещениях, а не арендных.
О расширении мощностей
Читай также: Из Украины запустят самый короткий рейс в Европу
Мы создали пассажирский хаб - 30% пассажиров транзитные. Это приносит высокие доходы с богатых заграничных рынков. Следующий вопрос - создание грузового хаба. Мы обрабатываем сегодня 80 тонн грузов в сутки - это в сотни раз меньше, чем в любом европейском хабе. Такие низкие цифры связаны с низкой покупательной способностью украинцев. Авиагрузы очень дорогие в транспортировке - это премиум-сегмент, который в Украине имеет ограниченный спрос и растет медленно. У нас перевозка грузов в 2016 году увеличились на 17%. Но этот рост не влияет на наши показатели - это меньше 2% от общих доходов. Поэтому сегодня нам нет смысла вкладывать большие деньги в развитие обработки внутренних грузов.
Когда придут лоукосты
Читай также: Украинские авиакомпании увеличили пассажироперевозки: инфографика
Дешевые перелеты - любимая тема наших пассажиров. Ни один аэропорт не генерируют пассажиропотоки - это делают авиакомпании. В авиации много мифов связанных с дешевыми перелетами. Например, многие считают, что если открыть небо, к нам сразу полетят зарубежные авиакомпании. Тоже самое, по их мнению, произойдет с отменой виз в Европу. Оба из этих утверждений частично справедливы. Но определяющим для любой авиакомпании является пассажиропоток. Он определяется покупательной способностью населения. 1% увеличения ВВП страны дает порядка 4% увеличения пассажиропотока.
Но в ближайшие год-два я не вижу перспективы появления в Украине лоукостов.
Читай также: Госавиаслужба оштрафовала авиакомпанию Yanair
Мы не регулируем рынок авто и автобусных перевозок. Сегодня подписан договор между аэропортом Борисполь и двумя компаниями, осуществляющих регулярные рейсы. У них есть все разрешительные документы. Как только к нам обратится еще одна или несколько компаний, у которых будут все необходимые документы от города Киева, мы с радостью заключим с ними договор. Для нас чем больше компаний, тем лучше.
Это крайне неприятная ситуация для аэропорта Борисполь (утром 2 августа в терминале D аэропорта Борисполь на пассажирку рейса МАУ упала гранитная плита во время спуска для посадки в автобус, - ред.). Слава богу, она не нанесла серьезных повреждений пассажиру. Мы оказали всю возможную помощь, поселили в гостинице аэропорта. Это не умоляет нашей вины перед пассажиром. Виновником, того что плита сорвалась, является строительная компания, с которой мы сейчас судимся и надеемся, что и пассажир сможет получить компенсацию от страховой компании за нанесенный ущерб.
Читай также: Стало известно, когда Украина и Евросоюз “откроют небо“
На территории аэропорта Борисполь находится пять терминалов, из которых на постоянной основе действует один. Терминал В мы планируем использовать на следующей неделе в качестве дополнительного, для приема участников хасидской программы. Терминал F строился во время строительства терминала D, как дополнительный, или резервный. Сегодня мы его не планируем использовать. Терминал D видит максимальную загрузку только в утренние полтора часа, а средняя среднесуточная загрузка до 50%. У него есть еще значительные резервы. В будущем терминал F может быть терминалом для отдельных чартерно-лоукостных программ. Но только если это будет носить массовый характер.
В Борисполе работает 4 000 человек. Но не весь персонал, который вы видите в Борисполе, - это сотрудники аэропорта. Еще есть таможенники, пограничники, сотрудники хендлинговых компаний, авиакомпаний и т.д. Это не наш персонал - мы на него не можем влиять. 100% наш персонал - это сотрудники авиабезопасности.
Читай также: Возвращение лоукостеров: Стало известно, когда украинцы смогут дешевле летать
К сожалению, еще с советских времен мы вежливости особо не обучены. Но мы работаем, чтобы улучшить ситуацию, проводим инструктаж. На входе в терминал D над всеми стойками висят микрофоны, которые записывают аудио, чтобы выборочно проверять, насколько наши работники вежливы с пассажирами. Мы обязаны любить того, кто за все платит. А за все платит - пассажир. Я также прошу обращаться в администрацию и делиться случаями неудовлетворенности от обслуживания в аэропорту - мы реагируем на все жалобы.
Смотри также - Самый большой аэропорт в мире: