В четверг, 15 декабря, Укрзализныця подверглась хакерской атаке. Работа сайта была заблокирована, внутренние службы переведены в режим ручного управления. Уже находясь в аэропорту Борисполь, из-за ситуации в УЗ ее глава Войцех Балчун отменил командировку в Вену, где планировалась встреча с руководством австрийской железной дороги. Вернувшись из аэропорта, в этот же день Балчун провел пресс-конференцию, где откровенно рассказал о ситуации в компании, основные тезисы опубликовала ЛІГА.net.
Читай также: В киевском метрополитене сменят платежные терминалы
О препятствиях в работе
Многие рассчитывали, что я здесь долго не продержусь. С самого начала слышал, что Балчун будет работать только до 15 августа, потом - сентября, октября, затем - ноября. Но я до сих пор работаю. Мы не уехали, и началась акция противодействия на разных уровнях.
Кибератака, угрозы моим сотрудникам направлены на прекращение процессов, которые сейчас реально начали реализовываться. Как я и ожидал, система очень сильно сопротивляется.
О причинах кибератаки
Воспринимаем эту атаку как желание парализовать работу УЗ, в первую очередь, накануне праздников. Также атака влияет на нашу систему распределения вагонов. Считаю, что это реакция на принятые на днях важные решения.
Читай также: Кибератаку на Укрзализныцю заказали в России - Омелян
Первое - все грузовые вагоны концентрируются в едином филиале - Центре транспортной логистики. Помимо этого, внедряем систему автоматического распределения вагонов, первый этап заработает 28 декабря, он коснется цементовозов и крытых вагонов. К сентябрю следующего года мы включим в эту систему все вагоны. Это позволит существенно уменьшить коррупционные риски, по сути, исключит ситуацию, когда говорят, что нужно кому-то платить за вагоны (ранее компания АрселорМиттал Кривой Рог заявила, что посреднические компании требуют “откаты“ до 20% за предоставление вагонов УЗ - Ред.).
Третье - правление УЗ приняло решение о начале конкурсной процедуры по выбору руководителей региональных филиалов железной дороги. И мы уже думаем, не начнут ли скоро стрелять. УЗ будет меняться, нравится это кому-то или нет. Мы несем за это ответственность. Это беспрецедентный и трудный процесс, который не идет ни в какое сравнение с реформированием железных дорог в Западной Европе. При наличии политической поддержки и поддержки общества мы реализуем эту реформу.
Об угрозах физической расправы
Читай также: Балчун заявил о давлении на Укрзализныцю
Мне такие угрозы не поступали. Они коснулись людей, которые непосредственно начали менять систему. Угрожали недавно назначенному руководителю ЦТЛ. Это связано с нашими решениями относительно системы распределения вагонов.
О связи кибератаки с поставками топлива для УЗ
Кибератака не влияет на поставки топлива и никак с ними не связана. Атака не повлияла на движение поездов. Поставки топлива - это отдельная проблема. Наша цель - сформировать топливный резерв для нужд УЗ. Сейчас мы часто являемся жертвами поставщиков топлива. Если нет резерва, мы вынуждены брать то, что дает рынок, а так не должно быть.
О решении топливного вопроса
Уже несколько месяцев ситуация с топливом сложная. Я всем стараюсь донести одну простую идею. Что является самым важным для железной дороги? То, что она должна ежедневно работать. Это приоритет. Мы не можем допустить ситуацию, когда топлива не будет. Сегодня (15 декабря) я жду информацию о подписании договора на закупку значительного количества топлива. Помимо этого, мы огласили еще девять тендеров на закупку. Также на следующей неделе впервые в истории УЗ будет оглашен большой тендер на закупку топлива (100 000 тонн), когда цена будет формироваться по формульной процедуре.
Читай также: В Укрзализныце назвали ожидаемую прибыль за 2016 год
Если мы избежим блокирования этих тендеров в АМКУ и судах, резерв топлива будет создан и мы не будем зависеть от шантажа со стороны поставщиков. Тогда не будет ситуаций, когда кто-то выигрывает тендер по одной цене, потом нефть подорожала на 30% - и начинаются переговоры о повышении.
О повышении грузовых тарифов
Переговоры о тарифах идут каждый год. Это сложный процесс, у которого очень мало союзников. Трудно ожидать со стороны рынка какой-то другой реакции, кроме негативной. В феврале 2016 года Мининфраструктуры подготовило прогнозы о необходимости повышения грузовых тарифов. Согласно пессимистичному сценарию, предлагалось повышение на 44%, оптимистичному - 25%. Мы прислушались к рекомендациям министерства и использовали оптимистический сценарий.
Мы открыто показываем аргументы и рассчитываем на открытый диалог. Перед нами стоит задача обновления УЗ. Другого выхода нет.
Предложенное увеличение тарифов (на 25%) не освобождает нас от необходимости улучшать эффективность работы УЗ. Мы не собираемся сидеть и смотреть в небо. Надеюсь, в вопросе тарифов найдем компромисс со всеми заинтересованными сторонами. Ведь инвестиции УЗ - это импульс для украинской экономики. Только на сталь для производства грузовых вагонов в 2017 году мы потратим 3 млрд грн. Где мы ее купим? В Украине. Нельзя работать в системе, когда проблемы положили на плечи Укрзализныци, а все остальные вокруг развиваются. Система должна быть сбалансированной.
Читай также: Дубневич дал Балчуну три месяца на исправление ошибок
О планах
Какой была ситуация в УЗ, когда я пришел? Очень урезанный финплан на 2016 год. Уменьшен объем плановых ремонтов вагонов до 19 000. При этом ежегодно нужно ремонтировать как минимум 30 000 вагонов. Также нужно отремонтировать более 200 локомотивов. В первом полугодии отремонтировали только 18. Я уже не говорю об исторической задолженности УЗ, которая существенно влияет на нашу работу, а также о тендерах на закупку запчастей, которые так и не состоялись.
Должны были отсутствовать запчасти, локомотивы, вагоны, бандажи, топливо. Но Укрзализныця работает. Мы создали стратегию развития подвижного состава. Не только на 2017 год, но и на 2016-й. Мы увеличили количество ремонтов вагонов и локомотивов. Ускорили проведение тендеров на закупку запчастей. И, впервые за много лет, начали производить вагоны в большом количестве. В 2015 году было куплено 28 полувагонов. Учитывая, что мы работаем полгода, - в этом году купим 1 000. А в следующем - 9 000. На модернизацию и закупку подвижного состава мы хотим потратить в течение пяти лет 108 млрд грн. В этом году мы заказали 21 пассажирский вагон - в украинской компании. Модернизировали линию из Волновахи в Мариуполь. С 1 января запускаем пассажирский филиал УЗ. Запустим мобильное приложение и т.д. Таких инициатив - сотни.
Ранее сообщалось о том, что Укрзализныця подверглась кибератаке.
Смотри также - Укрзализныця ввела новое расписание поездов: