Пиреус Группа работает в Украине, несмотря на существующие значительные риски. В чем такой интерес к нашей стране?
Наш банк здесь всегда был небольшим, несмотря на внушительный размер Украины как страны, – по непредвиденным в свое время причинам. Мы вошли на рынок во время безудержного рыночного роста в 2007 году. И хотя мы изучали возможность приобретения большего числа банков, экономический кризис, который разразился в 2008-м, остановил нас.
Сегодня мы определенно являемся банком, способным обслуживать греческий и кипрский бизнес. Более того, мы представляем одну из немногих западноевропейских банковcких групп, которые присутствуют в Украине.
Пиреус Группа чувствует себя комфортно в связи с нашим присутствием в Украине по ряду причин, включая, хорошие результаты бизнеса. Сегодняшний небольшой размер банка после реструктуризации и реинжиниринга с фокусом на предоставление отличного сервиса нашим клиентам позволяет нам быть прибыльным нишевым участником рынка, который не создает нашей Группе никаких проблем.
Мы входим в перечень самых надежных банков в Украине, демонстрируя мощный уровень адекватности капитала (CAR 30%) и ликвидности.
И как для любого участника рынка, причиной работы здесь было и остается то, что Украина имеет очень большой потенциал развития. Страна начала показывать позитивные макроэкономические тренды с ростом ВВП, позитивные сдвиги в реформах, в том числе пенсионной и в здравоохранении, приватизации. Кроме того, активное вовлечение международных финансовых организаций, таких как МВФ, МФК и ЕБРР, действительно способствует формированию доверия потенциальных иностранных инвесторов.
Каковы ключевые бизнес-сегменты для Вашего банка, в чем его конкурентные преимущества?
Банк всегда фокусировался, прежде всего, на обслуживании бизнес-клиентов и всех заинтересованных лиц, вовлеченных в их бизнес-цикл.
Мы обслуживаем предприятия МСБ, которые осуществляют свою деятельность в разных секторах экономики, включая сельское хозяйство, пищевую промышленность, здравоохранение.
Еще мы обслуживаем греческие судоходные компании, работающие в Одессе, а также туроператоров, особенно после отмены визовых требований для украинских туристов в Европе.
Помимо кредитования, Пиреус Банк является одним из ведущих банков по валютным операциям. Он выставляет весьма конкурентные цены и обслуживает топовых экспортеров страны, наряду с другими компаниями и частными клиентами.
Как Country Manager в Украине, как Вы можете охарактеризовать специфику финансового рынка Украины? Есть ли похожая специфика в других странах? Опыт какой страны здесь можно было бы применить?
Из моего личного опыта управления банками от Египта до Румынии, Сербии, Болгарии и других стран, я могу утверждать, что этот опыт очень похож. Большинство балканских стран – членов ЕС прошли через серьезные реформы в экономике и обществе. У них не было тех экстраординарных последствий, которые принес конфликт с Россией, так что сейчас они оставили позади ту волатильность, с которой Украина, возможно, сталкивается сегодня.
Инициированные в здравоохранении и системе пенсионного обеспечения реформы являются позитивным шагом для развития Украины – они прошли в других странах восточноевропейского региона несколько лет назад. То есть тренд в Украине очень похож уже. И он должен привести к такой же стабилизации, которая отмечена и в других странах.
Предстоящая отмена моратория на рынок сельскохозяйственных земель должна дать колоссальный импульс стране. Трудно принять такую реформу в чувствительной сфере за столь короткий промежуток времени, но, в конце концов, я просто уверен, что правильная структура и формула преобладают. Этот аспект (сильный агросектор при ограничениях на оборот земель. – Ред.) – особенность Украины, с которой я не сталкивался в других странах.
Уже объявленная приватизация порядка 3 тыс. государственных компаний также является позитивным шагом для минимизации коррупции, устранения давления убыточных компаний на государственный бюджет и предоставления доступа на рынок иностранным инвесторам. Опять же, это то, что мы наблюдали во многих странах. Хотя есть и такие европейские страны, которым еще предстоит реализовать то, что Украина попытается осуществить в 2018 году.
Многие страны также имеют опыт реализации программ под финансированием и наблюдением МВФ, с чем Украина столкнулась сейчас. Эта программа оказалась полезной для Украины не только с точки зрения экономического эффекта, но и для восстановления доверия к ней. Несмотря на нынешние трудности, я считаю, что компромисс будет достигнут, учитывая также готовящийся выход Украины на международные рынки долгового капитала. Самый свежий опыт работы с МВФ, кстати, это был опыт Греции.
Следующий шаг касается неработающих кредитов (NPL) банковской системы на сумму почти 20 млрд. долл. США в балансах действующих банков. И снова-таки, это переживали многие страны региона, такие как Румыния, которой удалось сократить их размер и тем самым поддержать дальнейшее экономическое развитие.
И наоборот – может украинский опыт Пиреус Группы быть имплементирован на других рынках?
Любой институт, работающий в Украине, всегда является точкой рекомендаций для тех, кто хотел бы узнать об Украине. В этом смысле Пиреус Банк также выступает учреждением, которое помогает с запросами со стороны третьих сторон, если это имеет отношение к нашему опыту в Украине.
Очистка банковского сектора с масштабными реформами и сокращение действующих банков с почти 200 до 80 в течение трех лет – событие, которое не переживала ни одна страна региона и является хорошим примером для других стран.
Банкинг в условиях высокой инфляции и рисков обесценения валюты имеет какую-то специфику?
С проблемой инфляции сталкиваются многие страны в разных частях света, включая США, хотя и в меньшей степени. В Украине ее усиливают повышение потребительского спроса, главным образом, из-за повышения зарплат, а также неблагоприятные погодные условия и рост тарифов на газ.
Недавнее повышение процентной ставки НБУ до 17% показало, что у центробанка есть необходимые рычаги для борьбы с инфляцией. Мы верим, что к концу года инфляция несколько изменится, если продолжится жесткая монетарная политика и определенное ослабление гривны. Это позволит сделать кредитные ресурсы более доступными.
Как показывает опыт 2008 года, а также недавняя реструктуризация, банковская система сегодня лучше подготовлена к тому, чтобы защитить страну от экономических шоков. Когда банки лучше капитализированы, на смену спекулятивному кредитованию приходит кредитование реального бизнеса.
7 пунктов, которые недавно огласил председатель НБУ направлены, в частности, на обеспечение способности банковской системы противостоять таким рискам.
Как Вы оцениваете перспективы и направления развития банкинга в Европе, прежде всего, с точки зрения новых продуктов и технологий?
Можно взглянуть на это с разных точек зрения. С регулятивной точки зрения, ЕЦБ стал чаще проводить все более обширное и суровое тестирование банковских учреждений – такое как стресс-тесты и оценка качества активов, что требует более эффективного управления необслуживаемыми кредитами и, в целом, усиливает пруденциальность для предотвращения банковских кризисов. Это предполагает более высокую стоимость капитала, но также и то, что на рынке смогут работать только здоровые финансовые институты.
Такая ситуация приводит к тому, что банковские технологии связаны с регулированием, и как таковые прорывные инновации от небанковских учреждений (сектор Fintech) не должны стать катастрофическими для крупных банков. Сейчас основной тренд – это приобретение таких компаний банками, поскольку Fintech обладает гибкостью, которой не хватает банкам. Хотя крупные ритейловые бренды, такие как Амазон, вполне могут конкурировать с банками в традиционных банковских транзакциях, например, денежных переводах.
Какие из этих инноваций применимы в Украине?
Я считаю Украину одним из лидеров в развитии инновационных технологий в цифровом банкинге, потому более правильным был бы вопрос, как экспортировать эти технологии на другие рынки. К сожалению, Украина, как и Греция, столкнулась с началом феномена «утечки умов», что, очевидно, ограничивает потенциал в том секторе, где украинцы обладают выдающимися способностями и квалификацией.
Как центральный офис в Афинах оценивает команду менеджеров в Киеве? В чем их сильные стороны? Насколько эффективно они справляются с вызовами украинского рынка?
Управляя этим банком почти 11 лет, я сталкивался со многими вызовами, но всегда ощущал поддержку ТОП-менеджмента, также как и главного офиса с тем, чтобы, в конечном итоге, построить стабильный банк с мощным капиталом и ликвидностью.
Сегодняшний ТОП-менеджмент обладает богатым опытом, приобретенным как в Украине, так и за рубежом, и может гибко реагировать на все вызовы рынка Украины.
Все они – опытные банкиры, честные, лояльные к банку, и любят свою работу. Эта моя оценка нашей команды полностью совпадает с мнением головного офиса.