Мы пошли в Европу, хотя было сложно

Генеральный директор АО «РОСАВА» Александр Далиба – о модернизации компании, новых рынках и внимании к деталям.
Мы пошли в Европу, хотя было сложно

На «РОСАВУ» Александр Далиба пришел в марте 2005 года, до этого он был техническим директором на соседнем предприятии – заводе резино-технических изделий. Позвали его на «РОСАВУ» ради того, чтобы он провел ее модернизацию. И первый вопрос – о том, какой была «РОСАВА» на старте модернизации и зачем были запущены изменения.

– Зачем начинали модернизацию «РОСАВЫ», она же была вполне успешна? – Да, «РОСАВА» к 2005 году выглядела весьма стабильной, вполне успешной компанией. Не без того, что консервативной. Да и как иначе, если у «РОСАВЫ» был статус одного из лучших шинных предприятий бывшего Советского Союза. Производившиеся до модернизации шины были идеальны для советских и постсоветских авто. Но времена меняются, «РОСАВЕ», как и любому постсоветскому предприятию, потребовался революционный толчок для того, чтобы адаптироваться к новым условиям.

– С чего начали модернизацию в 2005 году? – С полного переформатирования энергохозяйства, так как было понятно, что ресурсы будут дорожать. А нам нужно было ограничить затраты на энергию, а лучше сократить их - чтобы быть конкурентоспособными по сравнению с зарубежными шинными компаниями. Например, мы построили собственную котельную с самым современным на тот момент оборудованием от немецкой кампании Viessmann. Вторая часть модернизации – в самой технологической цепочке. Иначе не удалось бы поднять качество и расширить ассортимент.

Для начала купили протекторный агрегат немецкой компании Bersdorff, который позволил нам получить принципиально новые возможности для роста качества и развития ассортимента. Чуть позднее приобрели агрегат для изготовления бортовых колец от словацкой компании VIPO – чтобы на самом современном уровне изготавливать кольца, а это важная составляющая шины. Важно, что агрегат автоматизирован, так что на этом участке исключен человеческий фактор. В результате первого этапа запустили ассортимент из 100 наименований шин, в том числе – впервые мы начали выпускать 16-дюймовые шины. Хотя до того максимально доступный размер был 15 дюймов. Инвестировали в «мозги предприятия» – закупили очень серьезное программное обеспечение для наших конструкторов, так как на «РОСАВЕ» имеется полный замкнутый цикл разработки шин: от проектирования до испытаний.

По итогам первого этапа резко расширялся ассортимент, появились абсолютно новые шины: линейки WQ-101, WQ-102, WQ-103, которые принципиально отличались от прежней продукции «РОСАВЫ». Для команды этот момент был как свет в конце тоннеля – люди поверили в свои силы, в то, что поставленных целей возможно достичь. И мы перешли ко второму этапу модернизации, который начался примерно в 2010 году.

– Какие задачи были определены перед вторым этапом модернизации? – С 2010 года начали планирование того, о чем раньше даже боялись мечтать. Стали смело смотреть на европейский рынок. Тогда мы закупили лучшие шиносборочные станки от компании Harburg Freudenberger, закупили линию по выпуску гермослоя, позволившую нам полностью изменить конструкцию шины. Я назвал далеко не все оборудование, которое мы закупили и начали использовать. В итоге наш ассортимент расширился до 150 типоразмеров против 100 по итогам первого этапа модернизации. К слову, к маю 2018 года мы имеем в ассортименте уже 250 типоразмеров шин. Модернизация – продолжающийся процесс: мы продолжаем закупать уже четвертый десяток форматоров-вулканизаторов. Каждый новый агрегат – лучше, современнее имеющихся. Новое оборудование рождает новое отношение к работе, сотрудники уже задают вопросы, когда же начнем делать шины на двадцать дюймов? А это ведь совершенно другие технологии и конструкции шин. Кстати, персонал является активным покупателем продукции «РОСАВЫ» – согласитесь, это показатель, это уверенность в том, что производится.

– Судя по перечню производителей, «РОСАВА» закупает самое лучшее оборудование. Это делается с прицелом на будущие амбиции? – В 2010-11 годах  мы выпустили две линейки шин – летние Premiorri Solazo и зимние Premiorri Viamaggiore, которые по сравнению с WQ 101 были уже вполне европейскими. Имея их в портфеле, мы могли выходить не только на привычные рынки, но и на рынки Европейского Союза. Поработав полтора-два года с новыми технологиями, мы оценили их потенциал и пошли дальше – на завод поставили новое шиносборочное оборудование EXXIUM компании VMI. Это очень важно – ощущать себя на острие прогресса, работать с суперсовременным оборудованием и технологиями. Наше предприятие получило не просто современное оборудование, а реально прорывные технологии. А ведь это только начало.

– В чем будет состоять продолжение? – Шиносборочное оборудование компании VMI начало работать с сентября 2017 года, а уже в ноябре  был заключен договор, внесен аванс, мы увидели возможности, которые дают эти станки, и сегодня для нас изготавливается линейка шиносборочных комплексов. Время изготовления около 14 месяцев, поэтому второй комплекс получим в ноябре-декабре 2018 года, а третий – в январе 2019. Дальше будет идти по накатанной. Контракты оплачены.  Это направление, назовем его третьим этапом модернизации, дало возможность создать то, чем «РОСАВА» будет гордиться еще много лет.

– Шины – ответственный элемент автомобиля. Как гарантируется безопасность продукции «РОСАВЫ»? – Во-первых, мы подвергаем наши шины испытаниям в соответствующих европейских центрах. Во-вторых, проводим инспекцию качества продукции. Недавно закупили дополнительную линию немецкой компании Hofmann.  И лишь после такой инспекции шины поступают на склад готовой продукции.

– Что дальше? – Освоение технологий и новых ассортиментных позиций, системное продвижение на интересные нам рынки. Завоевание репутации с новыми позициями нашего ассортимента. Сейчас у нас фактически уже есть линейка 17-дюймовых, 18-дюймовых шин и скоро будет линейка 19-дюймовых. И еще мы выпустили две линейки шин  – летние Solazo S Plus и зимние Viamaggiore Z Plus. Кстати, наши соотечественники получили прекрасную шину по доступной украинской цене. Эти две линейки дали нам возможность заявить о себе не только в Украине, где мы всегда были лидерами (в группе легковых шин – 40%).  Поэтому мы сегодня держим планку в эконом- сегменте, и самое главное, свыше 30% – уже в медиум-сегменте.

– За счет чего собираетесь «откусить» средний сегмент? – Как убедить 31% владельцев хороших автомобилей переобуть свои машины в украинскую шину? Мы дали водителям и ассортимент, и качество. В ближайшие месяцы представим первую 19-дюймовую шину компании «РОСАВА». Уже сейчас нас спрашивают, когда же мы дадим шины на 21 дюйм для автомобилей премиум-класса. Согласитесь, это показатель доверия и отношения потребителей. Конечно, было бы опрометчиво говорить, что вот прямо завтра захватим весь премиум-сегмент. Но рассчитываем на солидный кусок рынка. Например те, для кого важен бюджет на содержание авто премиум-класса, получат качественный продукт.

– Что предприняла «РОСАВА» после потери российского рынка? – За три года мы увеличили производство в 2,5 раза. Наращиваем присутствие в Украине, открываем для себя новые рынки. Мы пошли и в Европу, хотя это было фантастически сложно. На европейские рынки мы каждый год увеличиваем поставки. На старте сложностью было то, что европейские клиенты воспринимали Украину как страну, где везде рвутся снаряды и идет полномасштабная война. В ответ мы открыли склад в Европе, и сегодня европейцы работают с нами по программе, системно. В каждой стране менеджмент отвечает за свое направление. Для каждой страны разработана своя стратегия и философия бизнеса. По каждому региону у нас четко расписана жесткая, амбициозная программа.

– Общая болезнь украинского бизнеса – дефицит качественных кадров. Как вы ее решаете? – Одной зарплатой удержать людей невозможно. Наш коллективный договор занял первое место среди предприятий с численностью персонала от 1,5 до 5 тыс. человек. В шинном бизнесе нет сверхзарплат, но людям, которых мы бережем, платим хорошую зарплату. Уверяю вас, что это главный, но не самый важный вопрос. Нужно показать, что мы ценим конкретного человека, что он важен для компании. Скажем, идет ребенок в первый класс. Компания купит набор для первоклассника. Родители могут взять отгулы на 1 сентября, но мы даем им день оплачиваемого отпуска.  Кроме этого, мы даем сотрудникам несколько оплачиваемых часов в месяц, чтобы они могли заняться своими частными делами. Дети наших сотрудников отдыхают в лучших санаториях, как и их родители. Есть туристические поездки и корпоративные праздники. Есть поддержка и для детей-инвалидов. Мы оплачиваем различные нужды, покупаем медикаменты. За 2017 год на мероприятия социальной программы «РОСАВЫ» было потрачено 15 млн. грн. Компания обеспечивает медстрахование сотрудников (50% оплачивает предприятие, 50% – сотрудники).



ТОП-Новости

x
Для удобства пользования сайтом используются Cookies. Подробнее...
This website uses Cookies to ensure you get the best experience on our website. Learn more... Ознакомлен(а) / OK