"Транснациональные табачные компании готовят ценовой сговор", - считают в ассоциации "Производителей табачных изделий"

"Транснациональные табачные компании готовят ценовой сговор", - считают в ассоциации "Производителей табачных изделий"

На этой неделе Кабинет Министров передал на рассмотрение парламента законопроект №9188 “О внесении изменения в подраздел 5 раздела XX “Переходные положения“ Налогового Кодекса Украины относительно фискального механизма предотвращения реализации подакцизных товаров ниже суммы налогов“.

Документ предлагает ввести три новации в регулирование налогообложения табачных изделий.

Во-первых, определить, что в случае, если размер задекларированной розничной цены меньше размера минимального акцизного налогового обязательства, умноженного на коэффициент 1,65, то сумма акцизного налога не должна быть меньше установленного минимального акцизного налогового обязательства, умноженного на коэффициент 1,4. 

Во-вторых, запретить реализацию табачных изделий по ценам ниже более чем на 5% от расчетной.

В-третьих, ввести штрафные санкции в отношении предпринимателей, нарушивших “ценовую квоту“ в 95%.

Как следует из пояснительной записки, законопроект разработан для борьбы с продажей сигарет по заниженной стоимости и увеличения бюджетных поступлений от отрасли.

Между тем, специалисты забили тревогу – на табачном рынке готовится картельный сговор крупнейших производителей сигарет с целью ликвидации конкуренции и передела рынка.

Еще 8 октября Ассоциация “Производителей табачных изделий“ обратилась к Главе Представительства Европейского Союза в Украине Хьюгу Мингарелли с официальным письмом, копией которого располагает редакция.

Как говорится в обращении, “на сегодняшний день в Украине набрал безудержного размаха и вошел в активную стадию ценовой сговор трех крупнейших транснациональных производителей табачных изделий, контролирующих не менее 75% данной отрасли в Украине“. Речь идет о компаниях “Филип Моррис Украина“, “Джапан Табако Интернешнл Украина“ и “В.А.Т. – Прилуки“.

В письме Ассоциации обращается внимание на то, что законопроект противоречит положениям Директивы Совета ЕС №2011/64/, согласно которой производители свободны в определении розничной цены для каждого из своих продуктов. Также есть и практика многочисленных судебных процессов, где было признано, что любые попытки устанавливать минимальные цены для создания конкурентного преимущества являются противоправными.

И, наконец, нельзя не вспомнить, что само Представительство ЕС уже предоставляло разъяснения Министерству финансов Украины по этому вопросу. В частности, указывалось, что введение коэффициентов 1,65 и 1,4 очень напоминает попытки регулирования цен в некоторых европейских странах (по поводу которых и были вынесены судебные заключения).

Также напомним, что еще летом прошлого года АМКУ разъяснил (письмо исх. №126-29 / 02-8287 от 01.08.2017 года), что установление минимальных розничных цен на табачные изделия на фиксированном уровне (не менее 95% от максимальной розничной цены) и одновременное установление максимальной розничной цены на фиксированном уровне (коэффициент 1,65) однозначно даст атиконкурентный эффект и приведет к продаже всех марок сигарет всех производителей по одинаковой цене. Кроме того, нужно учесть наличие единого для крупнейших производителей дистрибьютора - “Тедис Украина“. Компания, имея рыночную власть, будет самостоятельно определять торговую надбавку других оптовых и розничных торговцев.

Уже есть расчеты, что, если указанную формулу ввести, скажем, с нового года, розничная цена пачки сигарет физически не сможет быть ниже 36 грн. Хотя объективных причин для этого может и не быть с учетом себестоимости и установленной законодательством суммы налогов.

Цены на недорогие бренды будут искусственно повышены, а вот цены на более дорогие изделия практически не изменятся. Иными словами, производители сигарет верхних ценовых сегментов получат неоправданное рыночное преимущество.

Стоит отметить, что в ВР Украины последовательно игнорируются проекты, предлагающие воспользоваться уже действующим механизмом акцизного налога. В частности, увеличить адвалорную составляющую налога, начисляемую в процентах к цене изделий. Именно балансировка этой составляющей позволяет повысить поступления в бюджет и сохранить конкуренцию на рынке – большим налогом облагаются дорогие сигареты, как это и должно быть по логике. Сейчас адвалор на сигареты в Украине один из самых низких в Европе (12%). Но все инициативы повысить его хотя бы до 16% встречают ожесточенное сопротивление табачного парламентского лобби.

Но все доводы и Европейского Союза, и АМКУ оказались для правительства не убедительными – 12 октября законопроект под №9188 был передан на рассмотрение профильного комитета.

Транснациональные табачные корпорации, работающие на украинском рынке, готовят картельный сговор с целью передела рынка и получения дополнительной прибыли.

Минимальные цены

Обычно факт ценового или картельного сговора устанавливается постфактум – на основании расследования уполномоченного органа в сфере контроля над соблюдением конкурентного законодательства (АМКУ).

Уникальность этой ситуации состоит в том, что нынешний картельный сговор виден заранее и, что даже смешно, может быть утвержден на законодательном уровне.

Еще 5 сентября Кабинет Министров рассмотрел законопроект “О внесении изменения в подраздел 5 раздела XX “Переходные положения“ Налогового Кодекса Украины относительно фискального механизма предотвращения реализации подакцизных товаров ниже суммы налогов“, поданный для рассмотрения Министерством финансов Украины.

За громкой “декларацией“ о борьбе с нелегальным оборотом всех подакцизных товаров кроется простое желание транснациональных табачных компаний увеличить прибыльность бизнеса и в очередной раз переделить рынок. И вот почему.

Во-первых, в документе идет речь только о табачных изделиях.

Во-вторых, вместо простого механизма налогообложения сигарет, который полностью соответствует европейским стандартам с подачи табачных гигантов предложено ввести запутанную формулу расчета суммы акциза.

А именно, определить, что в случае, если размер задекларированной розничной цены меньше размера минимального акцизного обязательства, умноженного на коэффициент 1,65, то сумма акцизного налога не должна быть меньше установленного минимального акцизного налогового обязательства, умноженного на коэффициент 1,4. 

Выглядит очень сложно, но на практике это будет означать следующее (что и прописано прямым текстом в законопроекте) – продажа сигарет по цене ниже более чем на 5% от расчетной, полученной по вышеизложенной формуле, запрещена. И за это нарушение авторы документа предлагают ввести штрафные санкции.

Украинские потребители уже давно привыкли к тому, что цены на табачные изделия постоянно растут и растут быстрыми темпами. Украина взяла на себя обязательство до 2025 г. уравнять ставки акцизного налога с европейскими.

Но в данном случае речь идет о другом – специалисты уже подсчитали, что, если указанную формулу ввести, скажем, с нового года, розничная цена пачки сигарет физически не сможет быть ниже 36 грн. Хотя объективных причин для этого может и не быть с учетом себестоимости и установленной законодательством суммы налогов.

Фактически речь идет о том, чтобы на законодательном уровне установить минимальные розничные цены на табачные изделия.

В письме Ассоциации обращается внимание на то, что законопроект противоречит положениям Директивы Совета ЕС №2011/64/, согласно которой производители свободны в определении розничной цены для каждого из своих продуктов. Также есть и практика многочисленных судебных процессов, где было признано, что любые попытки устанавливать минимальные цены для создания конкурентного преимущества являются противоправными.

И, наконец, нельзя не вспомнить, что само Представительство ЕС уже предоставляло разъяснения Министерству финансов Украины по этому вопросу. В частности, указывалось, что введение коэффициентов 1,65 и 1,4 очень напоминает попытки регулирования цен в некоторых европейских странах (по поводу которых и были вынесены судебные заключения). Как подчеркивалось в разъяснении, введение минимальных цен не соответствует принципам свободы установления максимальной цены производителями, как предусмотрено в ст. 15 вышеуказанной Директивы.

Вторая попытка

Аналогичный законопроект уже инициировался Минфином в позапрошлом году (тогда речь шла о коэффициенте 1,85). К счастью для табачного рынка документ поддержки тогда не нашел.

Впрочем, дело не в самой цене или минимальной цене как таковой. В современном мире табачный рынок всех стран является предметом особого регулирования. Опасность вмешательства государства в процесс ценообразования чревата тем, что это является основой для создания монополии, что, в свою очередь, полностью уничтожит конкуренцию в табачной отрасли.

Что произойдет фактически: цены на недорогие бренды будут искусственно повышены, а вот цены на более дорогие изделия практически не изменятся. Иными словами, производители сигарет верхних ценовых сегментов получат неоправданное рыночное преимущество.

Следует отметить о том, что лоббирование транснациональными компаниями введения минимальных цен на табачном рынке Украины продолжается уже более четырех лет и является ничем иным как попыткой уничтожить свободный рынок путем монополизации украинского табачной отрасли в целом.

Летом прошлого года АМКУ разъяснил (письмо исх. №126-29 / 02-8287 от 01.08.2017 года), что установление минимальных розничных цен на табачные изделия на фиксированном уровне (не менее 95% от максимальной розничной цены) и одновременное установление максимальной розничной цены на фиксированном уровне (коэффициент 1,65) однозначно будет атиконкурентный эффект и приведет к продаже всех марок сигарет всех производителей по одинаковой цене. Кроме того, нужно учесть наличие единого для крупнейших производителей дистрибьютора - “Тедис Украина“. Компания, имея рыночную власть, будет самостоятельно определять торговую надбавку других оптовых и розничных торговцев.

Самое печальное, что монополизация рынка будет проведена под благородным предлогом наполнения бюджета. При этом инициирующие такие проекты табачные корпорации в упор не желают воспользоваться уже действующим механизмом акцизного налога. Речь идет о давно осуждаемой возможности увеличения адвалорной составляющей налога, начисляемой в процентах к цене изделий. Именно балансировка этой составляющей позволяет повысить поступления в бюджет и сохранить конкуренцию на рынке – большим налогом облагаются дорогие сигареты, как это и должно быть по логике. Сейчас адвалор на сигареты в Украине один из самых низких в Европе (12%). Но все инициативы повысить его хотя бы до 16% встречают ожесточенное сопротивление табачного парламентского лобби.



Курс валют

1 USD 1 EUR 1 RUB
Купить
Продать
1 USD 1 EUR 1 RUB
Купить
Продать

Калькулятор валют

ТОП-Новости

x
Для удобства пользования сайтом используются Cookies. Подробнее...
This website uses Cookies to ensure you get the best experience on our website. Learn more... Ознакомлен(а) / OK