Проведение лотерей является традиционной отраслью и существует десятилетиями. Такие отрасли обычно являются консервативными, поэтому требуют много времени для адаптации к изменениям. Однако сейчас мир развивается динамично, постоянно меняется с учетом новых технологий и перехода всех аспектов жизни в цифровое пространство. Эти изменения касаются и лотерейных операторов. О том, как лотерейный рынок входит в новую цифровую эпоху, с какими вызовами сталкивается и как на них реагирует, мы поговорили с генеральным директором “Украинской национальной лотереи“ Андреем Бочковским, который недавно вернулся из представительского мероприятия, собравшего представителей лотерейных операторов со всего мира.
Вы недавно побывали на Всемирном лотерейном саммите 2018, который прошел в столице Аргентины Буэнос-Айресе. Чему был посвящен этот форум?
Всемирный лотерейный саммит - это форум директоров и представителей наивысшего уровня лотерейных операторов со всего мира. Это мероприятие проходит совместно со всемирной выставкой, на которой поставщики лотерейного оборудования, программного обеспечения, комплекса лотерейных систем или отдельных лотерейных решений, выставляют свои разработки и представляют свои уникальные решения.
Сегодня все лотерейные операторы стоят перед одинаковыми трудностями и вызовами. Поэтому такой лотерейный саммит - это прежде всего платформа для обмена мнениями и опытом, представление лучших примеров и кейсов для наглядного и подробного ознакомления с новинками лотерейного рынка.
Лотерейный саммит проходит каждые два года, и за это время лотерейный рынок кардинально меняется, обновляются технологии, меняются сами игроки и их ожидания, поэтому у участников мероприятия есть много тем для дискуссий и обсуждений.
Встречались ли вы со своими коллегами из Украины?
Нет, Украина на Всемирном лотерейном саммите была представлена только Украинской Национальной Лотереей. Мы приняли участие во всех официальных мероприятиях Всемирной Лотерейной Ассоциации.
Вы сказали, что сегодня лотерейные операторы из разных стран имеют дело с одинаковыми вызовами. О каких именно вызовах идет речь?
Общей для всех операторов лотерей, в Украине и других странах, является проблема незаконных предложений игр на деньги, в частности, в интернете. Очень актуален вопрос незаконных предложений лотерей и ставок на лотерейные розыгрыши. Такие предложения используют авторитет лотерей и позволяют капитализироваться на знакомых всем лотерейных играх. Эти проблемы существовали и раньше. Однако именно с переходом игровых и лотерейных сервисов в интернет, что позволяет достичь любой аудитории и проводить операции мгновенно, такая деятельность значительно расширила масштабы.
Кроме очевидно незаконных интернет-казино, примером такой деятельности является интернет сервисы Lottoland and TheLotter. Первый сервис позволяет делать ставки на много международных и национальных лотерей без фактического официального участия в них. Например, можно сделать ставки в Евромиллион, Евроджекпот, американские Павербол и Мегамиллион, испанскую Рождественскую лотерею, немецкие, австрийские лотереи, даже в Биткойн лото. Фактически, игрок при такой схеме не принимает официального участия в лотерее, однако, делает ставку на результат. Причем предложение игры делается за пределами территории, на которой такие игры разрешены. Этот сервис был запущен в интернете в 2013 году. На сегодня проводит операции на четырех континентах в 30 странах и, по состоянию на май 2017 года, имел больше 6 млн игроков по всему миру. Например, в 2016 году он собрал 350 млн долларов дохода.
Несмотря на наличие сомнительных беттингових лицензий, такие игры паразитируют на имидже лотерей и позволяют участвовать в лотереях без фактической организации самого розыгрыша, его маркетинга и всех затрат на организацию. Как следствие, доходы официальных лотерей падают, а вместе с ними падают отчисления в государственные бюджеты и на социальные программы, которые финансируются от лотерейных операций.
Правительства во многих странах принимают меры по запрету деятельности незаконных предложений игр на деньги и указанных нерегулируемых сервисов. Это может быть специальный запрет конкретных операций по типу интернет сервиса Lottoland, или принятия мер в рамках существующего законодательства. Так, в ноябре 2017 года правительство Великобритании объявило планы запрета принятия ставок на результаты лотерейных розыгрышей, во Франции запретили деятельность подобных ресурсов, в таких странах как Бельгия, Германия, Испания применяются процедуры блокировки IP-адресов подобных веб-ресурсов.
Похоже, правительства в других странах активно защищают и поддерживают деятельность лотерейных операторов…
Конечно, в других странах Европы и мира руководители правительств и ответственных правительственных ведомств проводят консультации и учитывают экспертную оценку лотерейных компаний, поскольку лотерейная деятельность во всех странах является взаимовыгодной для всех участников - государства, операторов лотерей, общества и отдельных игроков. Лотерейные компании выполняют социальную миссию, которую им доверяет государство, а именно организацию безопасных ответственных контролируемых игр на деньги и финансирования государственных бюджетов и социальных проектов.
Чтобы достичь поставленной миссии и целей, государство и оператор лотерей должны действовать совместно и согласованно. Задача государства в процессе проведения лотерей - это, в первую очередь, создание четкого правового режима для проведения лотерей и обеспечения выполнения нормативно-правовых актов, в частности, принятие мер для пресечения незаконных игр, как в сети интернет, так и в наземных заведениях. Лотереи же полностью зависимы от позиции государства и действуют в рамках существующих регуляторных актов.
В Украине с законодательным регулированием лотерейной деятельности системный кризис. Так, лицензионные условия выпуска и проведения лотерей в соответствии с Законом Украины “О государственных лотереях в Украине“, Кабинет Министров не может принять уже 6 лет, начиная с 2012 года. Даже обнародованный проект лицензионных условий находится на рассмотрении Кабмина уже второй год, с мая 2017 года. Поэтому, на сегодняшний день, действующее законодательство и позиция правительства не способствуют эффективному развитию лотерейного рынка. Украинская Национальная Лотерея развивается, опираясь на собственные ресурсы, благодаря надежным партнерам, в том числе американской корпорации IGT, и построению доверительных отношений с людьми, которые принимают участие в наших лотереях.
Каким образом лотереи строят доверительные отношения с населением и представителями власти?
Мы строим доверие со всеми заинтересованными лицами, в том числе государством и обществом, путем выполнения взятых на себя обещаний и обязательств на ежедневной основе. Так, например, мы взяли на себя миссию предлагать лотереи ответственным способом и ежедневно работаем над снижением риска возникновения зависимости, проводим исследовательскую работу, разъяснительную работу, обеспечиваем необходимый контроль. Мы работаем над увеличением предложения ярких игр, над увеличением платежей в государственный бюджет и на финансирование социальных программ.
На первое место в нашей деятельности мы ставим нашу миссию и ценности, поскольку именно это отличает нас от других компаний и предоставляет преимущества. Мы довольны тем, что предлагаем современные и интересные лотерейные игры для игроков, исходя при этом из принципов ответственной игры и генерируя существенные поступления в государственный бюджет.
Вообще-то, ценности, которые исповедует определенная компания, имеют существенное значение, поскольку люди интересуются и легко “считывают“ для чего компания осуществляет свою деятельность, что именно она намерена изменить к лучшему, какие результаты деятельности компании для общества. Поэтому, если быть прозрачным в своей деятельности и проводить надлежащее общение с заинтересованными лицами, то доверие будет появляться само по себе.
Именно наша ответственность и ценности позволяют нам занимать место в обществе и на рынке, которое мы сейчас занимаем. Это дает нам преимущества и предмет для дискуссий с представителями власти и общества.
Как лотерейная отрасль входит в динамичную цифровую эпоху?
В целом, лотерейные компании не являются сторонниками новых технологий по ряду причин, таких как жесткое регулирование, специализированное оборудование, традиционные каналы распространения или даже традиции самой лотереи.
Но все понимают, что интернет и цифровые модели продаж и маркетинга это уже отдельный мир, в котором люди живут, проводят большую часть свободного времени, играют. Интернет уже превращается в право, люди могут требовать эту услугу на уровне коммунальных услуг или телевидения. Итак, если такой мир существует, то не находиться в нем фактически невозможно.
Основными направлениями перехода лотерей в интернет является построение электронных продаж лотерей, с соответствующей платформой, приемом платежей и выплатой призов, безопасности хранения данных игроков и электронных билетов, а также создание отдельных интернет-лотерей.
Что такое интернет-лотереи?
Интернет-лотереи - это лотерейные игры, дизайн которых разработан, чтобы разыгрывать через различные устройства доступа к интернет и чтобы они были интересными интернет-пользователям. Например, сегодня пользуются популярностью так называемые мгновенные интернет игры. Такие лотереи построены по принципу бумажной мгновенной лотереи, только в цифровом формате. То есть, результаты билетов генерируются перед розыгрышем аналогично формированию закладки бумажных билетов, перемешиваются, сохраняются без возможности доступа к ним человека и разыгрываются путем демонстрации анимационной картинки, интересной для игроков.
Для достижения своей цели генерации средств для общественных нужд, лотерейные операторы должны создавать такой продуктовый микс, который увеличит заинтересованность молодых людей в лотерее. Именно яркие анимации и новые способы представления лотерей должны увеличить участие молодежи в лотереях, как традиционных, так и новых.
Например, по статистике Европейской лотерейной ассоциации, в 2014 году 42% молодых людей в возрасте 18-24 года играли в лотерею, в 2017 году разница была значительной - только 7% молодежи играло в лотерею. Продажи интернет-лотерей стабильно растут на 4% ежегодно в среднем по Европе. В Великобритании такой рост составил 8,5% в 2017 году, что даже замещает убывание спроса на традиционные тиражные лотереи.
Какое видение лотерейного сообщества касательно развития лотерей в сети интернет?
Тема лотерейных операций в сети интернет была одной из основных, обсуждалась в различных аспектах на саммите: и привлечения молодого поколения, и конкурирования с незаконными играми. Основное видение такое, что действия лотерейных операторов продиктованы современными вызовами.
Можно привести следующие примеры. Рост валовых продаж лотерей Национальной Лотереи Великобритании за 2012-2017 годы составил 6%, в то же время рост продаж официальных онлайн-казино стабильно составляет 10% ежегодно. То есть, наиболее прогрессивная лотерея в мире проигрывает среднему росту онлайн игр в Интернете. Причем уровень роста продаж незаконных онлайн игр исчисляется десятками и сотнями процентов. Другой пример - средний уровень роста онлайн продаж лотерей в Европе в 2012-2016 годах составлял 6,5%, однако под этой цифрой скрывается поразительная разница между лотереями. В частности, Бельгийская Национальная Лотерея (e-lotto.be) показала рост в 75%, Национальная лотерея Дании (danskespil.dk) - рост в 45%. То есть, мы видим, кто инвестировал в онлайн платформы и соответственно увеличил свои показатели.
Эффективная стратегия построения лотерейной интернет-платформы включает множество новых для лотерей аспектов. Это и современная лотерейная система, которая позволяет продажи лотерей через любые мобильные устройства, мобильные приложения, интеграцию с программами любых поставщиков, это и развитие так называемых специализированных CRM систем, систем взаимодействия с игроками, то есть безопасный и эффективный учет персональной информации, финансовых операций, игровых билетов и игровой информации, оперативная и релевантная коммуникация с игроками всеми современными способами.
В предложении лотереи через интернет фокус смещается на всестороннюю диверсификацию. Игровой контент, с помощью которого разыгрываются мгновенные лотереи, должен происходить от различных разработчиков, специализирующихся на играх, поскольку портфель одного поставщика часто ограничен, не говоря уже о возможности оператора. Взаимодействие с игроками также базируется на диверсификации пользователей. Использование данных в современном мире позволяет диверсифицировать по категориям и предложить соответствующие игры в зависимости от предпочтений человека. Конечно, лотереи, проводимые оператором, должны включать широкий портфель игр, чтобы соответствовать различным категориям игроков. Онлайн опыт современного игрока должен включать множество новых впечатлений и эмоций.
Возвращаясь к нашему стратегическому партнеру, американской корпорации IGT, необходимо отметить, что это единственная компания в мире, которая может предложить полный спектр лотерейных игр, технологий и сервиса. Уникальность IGT заключается в том, что она была создана путем объединения лидирующих в мире компаний: лотерейного оператора Lottomatica, поставщика лотерейного оборудования GTech и разработчика игр IGT.
Какие новые разработки на лотерейном рынке предлагает ваш партнер IGT?
На саммите стенд IGT был организован, исходя из концепции “Будущее связанной игры“ (The Future of Connected Play). Это включает в себя связанный безналичный и безбумажный опыт игры, полностью цифровой сервис в розничных пунктах распространения, а также персонализированный опыт покупателя с использованием цифровой и интерактивной рекламы. Все это возможно на основе интеллектуальной обработки данных поведения игрока.
IGT представила различные ежедневные ситуации, в которых игрок может продолжать игру, в собственном доме, на ходу, в транспорте, в пункте ритейла, в социальных сетях, то есть продолжать игру там, где игроку удобно и когда ему удобно используя единую платформу.
Например, в пункте продажи искусственный интеллект на основании анализа внешности может посоветовать лотерею для игрока, исходя из опыта игры людей с подобными характеристиками. После выхода из пункта продажи, можно продолжить игру на мобильном устройстве или через мессенджеры, поскольку данные об игровой сессии сохраняются в системе. Продолжать игру можно в общественном транспорте, например, в метро или в местах со слабой связью с интернет, поскольку используются технологии кэширования данных. Начать игру можно просто увидев рекламу, печатную или видео, отсканировав QR-код. Бумажные мгновенные лотереи предлагают игру с использованием дополненной реальности (AR), при которой розыгрыш можно осуществить с 3-D анимацией для мобильных устройств и проиграть розыгрыш еще раз, чтобы показать друзьям удачный момент.
Конечно, фундаментальным принципом в такой игре будущего остается концепция Ответственной Игры, что является ключевым правилом проведения лотерей. Поскольку вся информация об игре хранится в единой базе данных, анализ данных позволяет выявить риски чрезмерной игры и установить лимиты игры, или вовремя предупреждать о соответствующих рисках.
Ваша компания тоже собирается вводить подобные новые технологии?
Мы и наши партнеры готовы переоснащать лотерейный рынок хоть сейчас. Однако, как и в других странах, любые инновации сталкиваются с законодательным регулированием. Все будет зависеть от того, как скоро Кабинет Министров утвердит лицензионные условия регулирования лотерейной деятельности и насколько они будут ограничивать способы проведения лотерей. Однако, исходя из опыта иностранных коллег, уже сейчас очевидно, что затягивание с этим вопросом, или чрезмерные ограничения, не приносят пользы обществу.