Фармацевтическое производство в 2019 году является одним из драйверов промышленности, а также показывает хорошую экспортную динамику. При этом лидеры рынка стараются удержать свои позиции, а некоторые и нарастить свою долю. Как развивается фармрынок, и как определить лидеров в отечественном производстве фармпрепаратов?
Госстат опубликовал данные по промышленному производству за январь-июнь 2019 года. К сожалению, явной позитивной динамики в промпроизводстве не отмечено – за указанный период индекс промышленного производства – всего 0,5% (по сравнению с первым полугодием 2018 года). Многие отрасли за полугодие не только не приросли, но и потеряли – речь идет о некоторых видах производства пищевой промышленности, добыче полезных ископаемых, переработке нефтепродуктов, производстве одежды и обуви, текстильной промышленности. Одним из драйверов развития экономики в первом полугодии 2019 года была фармацевтика. По данным Госстата, индекс промпроизводства фармацевтических продуктов и препаратов за январь-июнь 2019 составил 10,7%. Весьма позитивной была и динамика экспорта фарпрепаратов, произведенных в стране: прирост на 30,5% в январе-мае 2019 (по сравнению с январем-маем 2018). Фармрынок растет и развивается, и с каждым годом все увереннее чувствует себя на экспортных рынках. Кто же занимает наибольшую долю рынка фарпрепаратов в Украине сегодня, и как маркетинг-специалисты и эксперты определяют лидеров, какие методики используют для их оценки?
- Уверенный рост
По данным маркетингового исследования компании SMD, за первый квартал 2019 года фармрынок страны прирос на 11% по сравнению с первым кварталом прошлого года – до 13 млрд. грн. При этом, по данным исследования, в розничном сегменте фармрынка ТОП-5 лидеров – это компании “Фармак“ (с долей 5,7%), “Артериум“ (3,8%), Sanofi (3,5%), “Дарница“ (3,3%) и Novartis Group (2,9%).
Опубликованы также и свежие данные исследования “PharmXplorer“/“Фармстандарт“ компании “Proxima Research“ за январь-июнь 2019 года, в котором также измеряется фармрынок Украины. В частности, речь идет о продажах всех категорий товаров “аптечной корзины“ в денежном выражении, которые за первое полугодие 2019 г. увеличились по сравнению с аналогичным периодом 2018 г. на 16,6% до 48,9 млрд. грн.
“По итогам I полугодия 2019 г. рейтинг маркетирующих организаций по объему продаж товаров “аптечной корзины“ в денежном выражении возглавляют три украинские компании — “Фармак“, Корпорация “Артериум“ и Фармацевтическая фирма “Дарница“. Все компании из топ-20 продемонстрировали прирост продаж“, - говорится в исследовании компании “Proxima Research“.
Лидерство восьмой год подряд удерживает компания “Фармак“, продажи которой в первом полугодии выросли на 18%, а доля рынка компании составляет 5,42%. На втором месте в розничных продажах – “Артериум“ с ростом объема продаж на 11,7% и долей рынка 3,44%. Третье место занимает “Дарница“, которая нарастила продажи в январе-июне на 13,7%, а доля рынка этой компании – 3,19%.
- Деньги важнее упаковок
Принятая в мире практика оценки фармпроизводства связана не с количеством реализованных упаковок, а с денежными показателями – такими, как объем продаж (выручка).
Директор компании “Бизнес Кредит“ Сергей Еременко говорит, что маркетинговые исследования фармацевтического и других рынков могут быть связаны с самыми разными показателями, но ключевой, по которому всегда измеряется лидерство, один – это денежное выражение.
“Мы для себя выделяем категории, которые или которыми мы измеряем мир, бизнес и прочее. В данной ситуации, если речь идёт о бизнесе, то мы измеряем деньгами – по объему товарооборота в деньгах. Если речь идёт о каких-то инвестициях и иных задачах, то мы меряем не только деньгами, а инвесторы измеряют и доходность, и риск. Какой-то части компаний хочется видеть классификацию по спросу. Но всё равно потом все приходят к объему товарооборота в денежном выражении“, - отметил Сергей Еременко.
По словам СЕО компании SMD Ирины Горловой, как правило, базовое исследование фармрынка, которое проводится в стране, - это мониторинг розничного рынка аптек.
“Источником данных для мониторинга могут быть участники этого сегмента. Источником данных могут быть аптеки, которые дают данные о своих продажах. Или источником могут быть дистрибьюторы, которые дают информацию о своих продажах аптекам. Такие данные собираются и обрабатываются регулярно, в результате формируется база данных, дающая информацию о динамике розничного рынка в деньгах и упаковках, динамике каждого участника рынка, терапевтических классов/групп лекарств, отдельных сегментов и лекарственных препаратов“, - сообщила Ирина Горлова.
По мнению Ирины Горловой, наиболее часто в исследованиях лидеров рынка используется денежное измерение. А вот чтобы понимать потенциал продаж препарата, компании могут получить и исследование продаж в разрезе количества упаковок.
“Денежное измерение наиболее часто применяется для оценки конкурентного положения компаний или брендов на рынке. Натуральное измерение (расчет в упаковках) применяется для расчета количества пациентов“, - отметила Ирина Горлова.
Эксперты говорят, что, поскольку суть бизнеса – это получение выручки и прибыли, то и исследования фармрынка важно выстраивать в понятных категориях, которые позволяют измерить долю рынка конкретной компании в денежном выражении.
“Нужна категоризация товаров в пределах категорий. А для чего это выделяется? Чтобы лучше себя позиционировать по отношению к конкурентному окружению и в конечном итоге всё сводится к деньгам, потому что это та величина, которая характеризует величину спроса“, - отметил Сергей Еременко.
Анализ количества проданных упаковок не может характеризовать лидера, поскольку в определенной категории медицинских препаратов могут идти продажи довольно важных, инновационных и дорогостоящих продуктов, которые рассчитаны на определенную нишу, прослойку пациентов, и не являются массовыми. Такие препараты могут реализовываться с периодичностью два-три раза в месяц, а не ежедневно, однако по уровню выручки от реализации и уровню социальной значимости приносить быть гораздо больше, чем простые безрецептурные таблетки, в производство которых компания уже давно ничего не инвестирует.
Инвестиционную привлекательность лидеров рынка всегда оценивают аптечные учреждения, которые инвестируют в закупку препаратов.
“Аптеки у дистрибьюторов закупают товар, то есть вкладывают туда свои деньги и ожидают от этой инвестиции максимальной доходности или получение максимальной прибыли. Если они видят, что товар хорошо пошёл, то они его вновь закупают и если их спросить, какой препарат более привлекательный, то они скажут – тот, который у нас хорошо продаётся. Это не значит, что он продаётся по упаковке в секунду, он может продаваться одна упаковка в месяц, но гарантированно для определённой группы покупателей“, - прокомментировал параметры инвестиционной привлекательности бренда Сергей Еременко.
Оценивая лидеров фармацевтической промышленности Украины, важно помнить о таком параметре, как инновационность и уровень инвестиций в изобретение собственных лекарственных средств. Ведь известный факт: реализация старых препаратов в гигантских количествах и разработка новых современных эффективных лекарств – это совсем не одно и то же. А значит, лидер – это тот, кто имеет большую долю в продажах, а также регулярно инвестирует в производство, его модернизацию, и финансирует важные исследования для рождения абсолютно новых препаратов.