Отчет исследовательской инициативы NANDA Массачусетского технологического института показал, что, несмотря на растущий интерес компаний к генеративному искусственному интеллекту (ИИ), лишь малая часть проектов приносит заметный рост доходов. Об этом сообщают Dengi.ua со ссылкой на публикацию Fortune.
Согласно анализу, включающему 150 интервью с руководителями, опрос 350 сотрудников и исследование 300 публичных кейсов внедрения ИИ, только около 5% пилотных проектов обеспечивают быстрый рост выручки.
Сообщается, что остальные остаются на стадии экспериментов, не оказывая значимого влияния на прибыль и убытки.
«Пилотные проекты некоторых крупных компаний и молодые стартапы действительно преуспевают в использовании генеративного ИИ», — подчеркнул Адитья Чаллапалли, ведущий автор исследования.
По его словам, стартапы, созданные 19–20-летними предпринимателями, сумели за год вырасти с нуля до 20 млн долл. выручки. «Это потому, что они выбирают одну болевую точку, хорошо выполняют ее и разумно сотрудничают с компаниями, которые используют их инструменты», — добавил он.
При этом 95% компаний сталкиваются с разочарованием. Главная причина — не слабость моделей, а разрыв между возможностями инструментов и процессом их интеграции в корпоративную среду. Универсальные сервисы вроде ChatGPT полезны для частного использования, но оказываются малоэффективными на уровне бизнеса без адаптации к внутренним процессам.
Еще один вывод исследования касается распределения ресурсов. Более половины инвестиций компании направляют в маркетинг и продажи, хотя наибольшую отдачу, как установил MIT, дает автоматизация административных функций — отказ от аутсорсинга, оптимизация операций и сокращение внешних затрат.
Наибольший успех достигается при покупке готовых решений и сотрудничестве с профильными разработчиками: такие проекты успешны примерно в двух случаях из трех. Внутренние разработки, напротив, дают положительный результат в три раза реже. Особенно остро эта проблема стоит в финансовом секторе и отраслях с жестким регулированием.
«Почти везде, где мы работали, предприятия пытались создать собственный инструмент», — отметил Чаллапалли, добавив, что готовые решения оказываются более надежными.
Среди факторов, повышающих эффективность внедрения, — предоставление полномочий линейным руководителям и использование систем, способных адаптироваться к бизнесу со временем.
Изменения уже заметны и на рынке труда. Массовых сокращений не наблюдается, но компании все чаще отказываются от замещения освободившихся должностей, особенно в сфере клиентской поддержки и административной деятельности.
В отчете также подчеркивается рост «теневого ИИ» — ситуаций, когда сотрудники самостоятельно используют несанкционированные инструменты вроде ChatGPT, а также сохраняющаяся сложность оценки влияния ИИ на производительность и финансовые результаты.
Продвинутые компании тем временем начинают тестировать агентные системы, способные обучаться, запоминать и действовать автономно в рамках заданных задач, что может стать следующим этапом корпоративного развития ИИ.
Ранее Dengi.ua сообщали, что в Украине заработала первая государственная услуга, использующая искусственный интеллект для автоматической предварительной проверки документов, которой стало оформление ветеринарной лицензии в системе "єДозвіл".
Кроме того, как писали Dengi.ua, к 2028 году доходы крупнейших технологических корпораций от генеративного искусственного интеллекта вырастут в 22 раза до 1 трлн долл. по сравнению с 2024 годом.


