В сентябре американская компания Anthropic опубликовала детализированные данные о глобальном и украинском использовании своего искусственного интеллекта Claude.ai. Об этом сообщают Dengi.ua со ссылкой на публикацию «Экономической правды».
Отмечается, что, несмотря на то, что этот продукт уступает по популярности конкурентам — Gemini от Google и ChatGPT от OpenAI, предоставленная статистика впервые позволяет оценить, какие профессии наиболее активно внедряют ИИ, где этот процесс идет медленнее и какие особенности наблюдаются в Украине.
Сообщается, что для исследования специалисты классифицировали пользовательские запросы по профессиональным функциям согласно американскому стандарту O*NET. Так, лжидаемо, в США лидерами по объему профессионального взаимодействия с ИИ стали IT-специалисты — около трети всех запросов. На втором месте — педагоги (более 12%), тогда как представители других сфер значительно отстают.
В то же время в Украине структура запросов заметно отличается. По данным издания, в нашей стране обращаются к Claude в следующих сферах:
- информационные технологии — от разработки и тестирования программ до администрирования сайтов, баз данных и алгоритмов (64%);
- творческие профессии — искусство, дизайн, развлечения, спорт и СМИ (11%),
- образования составляет менее 10%.
- 37% всех запросов остаются неклассифицированными, поскольку не относятся напрямую ни к одной профессиональной категории.
Эксперты отмечают, что на ранних этапах развития стран с низким уровнем AI adoption (использования ИИ на душу населения) фокус делается преимущественно на технических задачах — прежде всего в сфере программирования. В более зрелых экосистемах применение расширяется: появляются образовательные, исследовательские, офисные и творческие направления.
Так, в США пользователи Claude активно применяют ИИ для бытовых задач, поиска работы и медицинских консультаций, причем заметно чаще, чем в среднем по миру. А в Бразилии искусственный интеллект широко используется для переводов и юридических услуг, а также стал частью судебной системы, став одной из первых стран с такой интеграцией.
Как пишет издание, если рассматривать не частоту использования, а конкретные рабочие функции, которые уже частично автоматизированы ИИ, можно заметить интересные тенденции. Некоторые операции полностью делегированы системам, в других — ИИ выступает партнером в совместной работе, тогда как большинство задач пока остаются под контролем человека.
К примеру, деятельность турагентов включает семь ключевых функций, из которых четыре (57%) уже частично или полностью выполняются искусственным интеллектом — расчет стоимости поездки, подготовка персонализированных материалов, подбор маршрутов и коммуникация с клиентами. Остальные — прием платежей, бронирование и печать билетов — остаются в ведении человека.
При этом специалисты подчеркивают, что ИИ пока не заменяет людей, а лишь повышает эффективность работы.
«Сейчас Claude пишет 90% кода Anthropic, но это не уменьшает количество рабочих мест, а лишь повышает производительность: инженеры концентрируются на самых сложных 10% задач», — сообщил соучредитель компании Дарио Амодей.
Кроме того, согласно сентябрьскому отчету OpenAI, 28% взрослых работников в США уже применяют ChatGPT в профессиональной деятельности (по сравнению с 8% в 2023 году), а их производительность выше на 40%.
Тем не менее, эксперты предупреждают, что эта тенденция не будет постоянной.
«Когда автоматизация достигнет уровня 95–99%, нас ожидают значительные сдвиги на рынке труда в течение 2–5 лет», — подчеркнул Амодей.
Как ранее сообщали Dengi.ua, Государственная служба статистики Украины и компания "Майкрософт Украина" заключили меморандум о сотрудничестве в сфере цифровизации статистики и внедрения решений на основе искусственного интеллекта.
Dengi.ua также писали, что Фонд национального благосостояния Казахстана представил собственную нейросеть на основе ИИ под названием SKAI, которая получила статус «цифрового независимого члена» совета директоров фонда с правом голоса.


