Глава НБУ Валерия Гонтарева на средине марта говорила, что рассчитывает на то, что политическая ситуация в стране стабилизируется в ближайшие дни, что позволит возобновить сотрудничество с МВФ. Как сообщает издание Сегодня, этого так и не произошло.
Накануне, 1 февраля, она же допускала возможность “в течение недели“ направления в МВФ текста обновленного меморандума для получения третьего транша кредита. И этого нет до сих пор. Подобной легкостью обещаний отличаются практически все ветви власти (судейская ничего не обещает, а просто молча держит оборону против перемен).
Отличается власть и необъяснимой медлительностью. Трудно понять, почему, например, в пятницу, 18 марта, в пленарный день в Верховной Раде депутаты не приняли ни одного закона. Под конец заседания (в 14 часов!) в сессионном зале оставалось всего около 30 депутатов, а следующее заседание состоится только 29 марта.
Рассмотрим подробнее пять самых главных обещаний власти, которые и по сей день остаются только обещаниями.
Налоговая реформа
Налоговая реформа, начатая еще в прошлом году, закончилась наспех согласованными полумерами, необходимыми для принятия бюджета-2016. Но эта реформа в первую очередь нужна не для бюджета, а для стимулирования экономического роста в стране, чего пока нет.
14 февраля премьер-министр Арсений Яценюк сказал, что в повестке дня правительства на 2016 г. среди приоритетов – проведение широкомасштабной реформы Государственной фискальной службы и таможни, завершение налоговой реформы, которая, по его словам, “не просто изменение ставок налогообложения, а прежде всего, изменение системы администрирования налогов, упрощение их уплаты и снятие ряда бюрократических функций, которые только провоцируют коррупцию по отношению к налогоплательщикам“.
24 февраля глава ГФС Роман Насиров заявил, что первоочередной задачей ГФС на 2016 г. является продолжение работы над налоговой реформой. “Для эффективного внедрения новаций все изменения в Налоговый кодекс должны быть приняты до 1 июня. Так и мы, и бизнес получим время для адаптации к новым условиям работы“.
11 марта Насиров сообщил, что ГФС намерена в ближайшее время инициировать обсуждение следующего этапа налоговой реформы с тем, чтобы изменения были приняты заблаговременно. ГФС, якобы, не хочет повторения ситуации, когда последние изменения в Налоговый кодекс были приняты в декабре 2015 г., а вступили в силу уже в январе 2016 г.
При этом ГФС в январе-феврале перевыполнила установленные Минфином индикативы на 14,5% и перечислила в государственный бюджет дополнительно 8,2 млрд грн., а местные бюджеты за этот период получили дополнительно 6 млрд грн. Получается, что экономика еле жива, украинцы затянули пояса почти до отказа, но с них налогов берут заметно больше, чем нужно для балансирования бюджета.
Серьезной планомерной работы по налоговой реформе с привлечением независимых экспертов сейчас не ведется. Есть попытки разобраться с отдельными острыми вопросами (например, с двумя списками на возмещение НДС) и какие-то курьезы, которые выглядят как попытки отвлечения внимания от ключевых задач (как с отнесением расходов на визитки к дополнительным благам для работника).
Поэтому велика вероятность, что изменения в Налоговый кодекс не будут внесены до 1 июня. Соответственно процесс подготовки госбюджета-2017 как и в прежние годы будет идти с нарушениям требований Бюджетного кодекса, что не может не отразиться на его качестве. А экономика так и не дождется налоговых стимулов и нормальной системы администрирования налогов.
Инвестиционная привлекательность
Частные и иностранные инвесторы не хотят сегодня вкладывать в Украину. Причин тому много, не все они зависят от действий властей, но один из важнейших факторов для инвесторов – качество бизнес-среды – полностью в их руках. О повышении этого качества говорится давно и много, но результаты пока довольно скромные. Судить об этом можно по такому показателю, как место Украины в рейтинге Doing Business (хотя он и довольно условный).
И Президент, и правительство неоднократно заверяли, что вот еще немного, и наша страна будет в первой “двадцатке“ рейтинга. Но все время что-то мешает этому – в последнем рейтинге Украина заняла 83 место, поднявшись на четыре ступеньки, однако попытки подталкивания продолжаются.
Недавно Министерство экономического развития и торговли представило список 43 мероприятий, которые должна выполнить Украина, чтобы продвинуться в Doing Business. Большей частью это законопроекты, постановления и нормативно-правовые акты, которые нужны для улучшения бизнес-среды. Но в парламент пока поступила только четверть из необходимого, практически все они еще не прошли даже первое чтение. А поскольку сбор информации для очередного рейтинга завершается в июне, то шансы на рост в рейтинге-2017 для Украины минимальные.
Трудовой кодекс
Украина остро нуждается в реформах в области производительных сил, важной частью которых является замена КЗоТ (большей частью написанного еще в 1971 г.) Трудовым кодексом, в котором учтены реалии рыночной экономики. Принять такой кодекс пытаются последние восемь лет.
В Коалиционном соглашении записано, что это должно было быть сделано в 2015 г. Но в прошлом году проект кодекса был принят только за основу. Министр соцполитики Павел Розенко считает, что депутаты окончательно примут Трудовой кодекс в апреле. Но судя по тому, как сейчас работают депутаты, надежд на это немного.
Приватизация
Разговорам о необходимости большой приватизации уже не менее двух лет. Но план по поступлениям от приватизации в госбюджет-2015 был провален, в январе от приватизации госимущества в бюджет поступило всего 4,5 млн грн, перечни приватизируемых предприятий не утверждены, необходимые законы приняты только недавно.
Приватизация нужна не только для того, чтобы пополнить бюджет. Не менее важно избавить государство от ненужных ему функций и активов, повысить эффективность управления предприятиями, прекратить разворовывание госсобственности, продолжающееся в огромных масштабах. Например, Минагрополитики и продовольствия недавно направило в правоохранительные органы материалы о зафиксированных за прошлые периоды нарушениях на госпредприятиях отрасли на общую сумму 14 млрд грн.
Противодействие приватизации огромное, оно происходит с разных сторон. Так правительство в середине 2015 г. приняло постановление, которое обязало все крупнейшие госпредприятия страны обеспечивать проведение ежегодного аудита с топовыми аудиторскими компаниями. На сегодняшний день, по словам первого замминистра экономразвития Юлии Ковалив, только шесть предприятий из 150 прошли такой аудит за 2014 г., да и то, это компании, для которых аудит является обязательным, так как они работают с международными финансовыми организациями. Еще 10 компаний подписали контракты на аудит, 13 проходят необходимые процедуры, а остальные саботируют решение правительства.
Срок приватизации Одесского припортового завода опять перенесен, на этот раз с апреля на июнь-июль. Начата подготовка к приватизации генерирующей компании Центрэнерго, ФГИ получил от Минэнергоугля ее контрольный пакет акций. Пока конкурс планируется на конец текущего года, но велика вероятность, что он состоится позже.
Приватизация оставшихся в собственности государства контрольных пакетов акций шести областных энергоснабжающих компаний (облэнерго) может быть проведена по частям – по два объекта, в зависимости от их готовности и проблемности. Международные консультанты для повышения эффективности конкурсов предлагают провести их в начале осени.
Сейчас в собственности государства находится около 3 тыс. предприятий, из которых действующих – около половины. Минэкономразвития разработало законопроект, который предполагает сокращение на 50% количества предприятий, запрещенных к приватизации. В Верховную Раду уже внесены два законопроекта для разблокирования приватизации портов и аграрных компаний.
Пока же ФГИ занят продажей малоценных активов. На его официальном сайте сообщается, что до конца марта планируется продать на бирже акции 31 предприятия со скидкой 50-60% и еще акции трех предприятий – на аукционе со снижением цены.
Реструктуризация кредитов
В связи с резкой девальвацией гривны в сложнейшей ситуации оказались валютные заемщики – как физические, так и юридические лица. Первое время власть пыталась делать вид, что эта проблема должна решаться заемщиками и банками. Но под сильным давлением она признала свою часть ответственности и в отношении физлиц был найден компромиссный вариант, оформленный в виде законопроекта №4004 от 03.02.2016, поданного Кабмином.
Но отдельные депутаты никак не могут успокоиться. Предыдущая их попытка “решить“ вопрос валютных кредитов закончилась скандальной историей с принятием 2 июля 2015 г. закона о “конвертации кредитов по курсу 5,05“, который Президент отклонил в декабре, а Рада не смогла преодолеть его вето. Тогда появился альтернативный законопроект №4004-1 от 17.02.2016.
Национальный банк уже заявил, что он категорически не поддерживает этот проект, который, в отличие от правительственного, не обсуждался с участниками рынка, последствия его принятия не анализировались специалистами, и его влияние на финансовую стабильность государства сложно прогнозировать. Однако по регламенту ВР оба законопроекта должны быть вынесены на пленарное заседание, что неизбежно затянет процесс принятия закона.
Для урегулирования отношений кредиторов с заемщиками-юрлицами Кабмин зарегистрировал в парламенте законопроект №3555 от 30.11.2015, речь в котором идет о кредитах в любой валюте. По подсчетам НБУ, если закон будет принят, то банки смогут реструктуризировать задолженность на сумму около 200 млрд грн, это около четверти общей суммы кредитов корпоративного сектора страны. Реструктуризацию кредитов предлагается сделать добровольной.
Решать, идти на уступки заемщикам или нет, станут сами кредиторы. Главный критерий, по которому станут отбирать заемщиков, достойных реструктуризации, – наличие у них жизнеспособного бизнеса. Уже почти четыре месяца этот законопроект лежит в Раде без движения.
Ранее бывший замглавы министерства финансов Игорь Уманский выразил мнение, что долги Украины после 2020 года придется реструктуризировать снова.
Смотри также - Яценюк анонсировал повышение соцстандартов в Украине: