Альфа-Банк планирует завершить сделку по покупке Укрсоцбанка до конца года. В начале сентября Антимонопольный комитет Украины разрешил ABH Holdings приобрести контрольный пакет Укрсоцбанка, который на сегодняшний день еще принадлежит UniCredit Group. Последнее слово остается за Нацбанком. По словам совладельца ABH Holdings Петра Авена, после покупки произойдет слияние двух банков под вывеской Альфа-Банк.
Несмотря на то что сделка еще не завершилась, Альфа-Банк уже активно готовится к предстоящему объединению. В мае этого года директор розничного бизнеса Альфа-Банка Артур Атанов перешел на аналогичную должность в Укрсоцбанк. В Альфа-Банке его место занял бывший подчиненный Атанова Алексей Пузняк. На интервью Атанов и Пузняк приехали вместе. "Обедали вместе", - объяснил Атанов. Несмотря на ротацию, Атанов продолжает вести себя, как руководитель. Вопросы стратегии и развития комментировал в большинстве своем он.
ЛІГА.net поговорила с директором центра розничного бизнеса Укрсоцбанка Артуром Атановым и и. о. директора по развитию розничного бизнеса Альфа-Банка Украина Алексеем Пузняком о том, как будет проходить слияние и чего ждать клиентам Укрсоцбанка после сделки.
- Председатель совета директоров ABH Holdings S.A. Петр Авен говорил, что спустя полтора-два года после завершения сделки по покупке Альфа-Банком Укрсоцбанка произойдет объединение двух банков под вывеской Альфа-Банка. Есть ли уже планы по объединению? Как вы к нему готовитесь? Что уже сделано?
- А.А.: На данный момент сделано самое важное: сформированы общие принципы интеграции. Будут выбраны лучшие практики в каждом из банков, лучшие продуктовые предложения, оптимальные процессы. На базе этих принципов будут строиться уже дальнейшие решения.
- Но вы уже подогнали продуктовую линейку Укрсоцбанка под Альфа-Банк. Если раньше у Укрсоца было около пяти депозитных продуктов, то сейчас их стало два, как и у Альфа-Банка.
А.А.: Продуктовый ряд Укрсоцбанка менялся не под Альфа-Банк, а под принципы, которые сейчас правильные на банковском рынке. Это скорость и простота. Мы сделали простую и понятную продуктовую линейку, в которой нет сложных банковских терминов.
- Как будет проходить оптимизация сети при слиянии?
- Алексей Пузняк (А. П.): Финального решения еще нет, так как сделка еще не завершена. Конкретных планов по закрытию нет. Мы думаем, как максимально использовать все доступные площадки Укрсоца и Альфы.
- У Укрсоцбанка 237 отделений, у Альфа-Банка - 102. Значит ли это, что после объединения будет 339 отделений?
- А.А.: Отделений будет около 300. Чтобы расти, нужна инфраструктура, нужны отделения. Масштабно наращивать сеть отделений мы не будем, но и сокращать ее, когда у нас есть амбиции расти, нет смысла.
- После новости об утверждении сделки АМКУ в социальных сетях появились сообщения клиентов Укрсоцбанка с вопросом, что изменится для них… Будут ли вкладчиков Укрсоца переводить на условия Альфы?
- А.П.: Поскольку Альфа активно кредитует население, нам всегда интересны клиентские депозиты. Но не любой ценой. В настоящий момент депозитные ставки в Альфа-Банке отражают тот уровень, который является достаточным для удержания нужного нам объема депозитного портфеля. И пока экономика находится в сжатом состоянии, банкам страшно кредитовать много, ставки будут продолжать снижаться. Но нельзя говорить, что в Укрсоцбанке установят ставки Альфы. Это не так. После завершения процедур одобрения мы уже совместно будем смотреть на потребности в привлечении депозитов под новые, объединенные планы.
Артур Атанов
- Изменятся ли условия по существующим продуктам (ставки, сроки)?
- А.П.: Сейчас не идет речь о том, что нужно что-то выкинуть из продуктовой линейки и чем-то заменить. Нет такой цели. У нас будет третья или четвертая клиентская база в стране по масштабам. Пока третья, а скоро, надеюсь, будет вторая, в зависимости от того, как мы сработаем до конца года.
- Кого вы собираетесь обогнать? Ощадбанк?
- А.А.: У нас не гонки. Наша цель не количество клиентов, а качество их обслуживания.
- А был ли отток крупных клиентов из-за сделки?
- А.А.: Мы не заметили влияния на настрой наших клиентов, для них ничего не поменялось.
- Для клиентов поменялся акционер - и это очень важно…
- А.А.: Текущий акционер останется. Сделка подразумевает обмен активами, и UniCredit останется акционером холдинга, которому будет принадлежать украинский банк. UniCredit будет все так же заинтересован в развитии банка в Украине. Пусть это небольшая часть, 10% акций ABH Holdings S.A., но это будет акционер.
- У Укрсоцбанка 77% кредитов физлиц номинировано в валюте. Вы уже знаете, как будете работать с этими заемщиками? 72% кредитов проблемные! Скорее всего, большинство этих кредитов ипотечные, по которым сейчас мораторий. Что вы будете с ними делать?
- А.А.: Я восемь лет занимался взысканием розничных проблемных кредитов, опыт и практику я имею. Кредиты, особенно ипотечные, на сегодня являются большой проблемой. На данный момент есть разработанные программы урегулирования проблемной задолженности, которые обсуждаются с клиентами вне зависимости от наличия моратория.
- В корпоративном сегменте старые проблемные заемщики Укрсоцбанка после заявления о сделке пошли на мировую. Есть ли такая тенденция и в розничном бизнесе?
- А.А.: Был небольшой всплеск. Основную массу сегодняшних проблемных ипотечных кредитов составляют кредиты 2007-2008 годов, и они имеют иную специфику, чем корпоративные кредиты. Давайте говорить о принципах Альфа-Банка: чужого не нужно, своего не отдадим.
- На ваш взгляд, почему у Укрсоцбанка такие проблемы с возвратом кредитов?
- А.А.: У Укрсоцбанка такие же проблемы, как и у всей банковской системы: наличие моратория и отсутствие четкой позиции НБУ о решении по его снятию. Если посмотреть в соотношении с размером самого банка и портфелей, то проблемы не такие уж большие.
- Семьдесят два процента проблемных долгов - это небольшие проблемы?
- А.А.: Цифры довольно путанные, все зависит от методологии подсчета. Главное - покрытие резервами. Потери были признаны. Имеет ли UniCredit проблемные кредиты? Имеет. Взыскивается ли проблемная задолженность сейчас? Взыскивается. Сможет ли Альфа-Банк привнести новые практики? Сможет. Альфа имеет хороший опыт по работе с проблемными долгами.
- Изменились ли темпы уменьшения проблемной задолженности после того, как вы пришли в Укрсоцбанк?
- А.А.: Размер проблемного портфеля большой. В розничном бизнесе это $1 млрд. И говорить о резком развороте пока рано.
- Какая проблемная задолженность в Альфа-Банке?
- А.П.: Семь процентов. Если проблемной считать просрочку до 90 дней.
О перспективах
- Вы говорите, что будете строить новые технологии. Я довольно скептически отношусь к развитию новых технологий в Украине, так как проникновение интернета и гаджетов, которые поддерживают интернет еще далеко от европейских стран.
- А.П.: У меня родителям 74 года, и они мне почти каждый день звонят по Skype. Вопрос в том, чтобы найти правильный инструмент, чтобы показать, насколько новые технологии облегчают ежедневную рутину. Семь лет назад было страшно засунуть карточку в банкомат - вдруг он ее съест и денег не даст. Сейчас же уже все это делают, даже пенсионеры. Следующий шаг - как отдать не кеш на кассе, а карточку.
- А если нет на кассе возможности рассчитаться картой? Мне кажется, одна из больших проблем - это плохая инфраструктура приема карт. Реальный пример: в Sky Mall нельзя рассчитаться карточкой. Как решить эту проблему?
- А.А.: В Украине комплексная проблема теневой экономики. Но страна сделала огромный рывок за последние пять лет развития электронных технологий. Более 50% платежей - это POS-транзакции.
- А.П.: Пятьдесят четыре процента в штуках операций и 51% в объеме операций.
- А.А.: Да, 51% от суммы всех транзакций проходит через POS-терминалы и только 49% - через банкомат. То есть из каждой 1000 гривень на карте сегодня в среднем 510 гривень уходит в виде POS-транзакций, 490 гривень - в виде снятия денег в банкомате.
Но это комплексная проблема: для популяризации безналичных расчетов нужно совершенствовать налоговое законодательство, требования Нацбанка, даже правительство должно работать над развитием и популяризацией POS-транзакций.
- А.П.: К сожалению, украинский рынок ритейла еще находится в состоянии Дикого Запада. Продавцу проще не продать товар, чем поставить терминал.
- Все-таки для того, чтобы популяризировать расчет картами, нужно эти карты, во-первых, раздать всем, а во-вторых, дать людям возможность ими рассчитываться. Как этого добиться?
- А.П.: В каком году было принято постановление об обязательном оснащении пунктов питания расчетными терминалами по приему карточных платежей? В 2011-м. Законы могут быть сколь угодно строги, но если их выполнение не контролировать, они бесполезны.
- А.А.: Это вопрос к правительству.
- А.П.: Да, банк не решит эту проблему. Мы можем экономическими методами стимулировать установку терминалов для карточных расчетов. Мы не можем поменять налоговую систему, мы не можем подменять функции контролирующих органов.
- Какой вы видите украинскую банковскую розницу в следующем году?
- А.А.: Для себя мы видим ее успешной и растущей.
Для нас следующий год будет очень интересным с разных сторон. Банковский сектор, конечно, за год сильно не поменяется. Мы видим развитие более современных технологий, развивается интернет- и мобильный банкинг. Становится больше смартфонов и доступных версий интернет-банкинга. Эта тенденция будет ускоряться.
- А.П.: На это повлияет проникновение 3G-связи. Сейчас 35% всех телефонов - это смартфоны, поддерживающие 3G-connection. Количество таких смартфонов будет расти на 10-15% в год. То есть через два года почти у каждого будет телефон, через который можно спокойно осуществлять банковские операции и платежи.
- А.А.: Второй блок: все клиенты ждут возобновления залогового кредитования, в следующем году появятся первые ростки. Первыми, безусловно, будут восстанавливаться автокредитование, ипотека. Это будут маленькие объемы. Банки будут кредитовать клиентов с существенным первоначальным платежом (30-40%) на короткий срок (4-5) лет. Не будет еще и широкого ипотечного кредитования. Но люди, которым не хватает 40-50% для покупки квартиры, смогут взять кредит под 16-18% годовых.
- Вы уже видите у автодилеров какой-то интерес? Вы общаетесь с ними, готовите совместные программы?
- А.А.: Всегда есть заинтересованность. Но есть и вопрос процентной ставки: по текущим ставкам небольшое количество покупателей авто готовы брать кредиты. То есть у банков деньги есть, но нет желающих деньги брать по такой цене. Чтобы возобновилось кредитование, ставки должны упасть хотя бы до 16% годовых.
Последние месяцы ставки падают очень активно. Средние ставки на рынке уже около 17% годовых. 16% годовых, скорее всего, будет в конце года.
Алексей Пузняк
- После слияния вы станете вторым крупнейшим частным банком. Чем вы собираетесь конкурировать с ПриватБанком?
- А.А.: Здесь универсальный ответ. Чем мы должны конкурировать с любым банком? Мы должны конкурировать технологиями и клиентским сервисом.
- С ПриватБанком можно конкурировать технологиями?
- А.А.: С ПриватБанком нужно конкурировать, как я уже сказал, и технологиями, и сервисом. В современном мире конкурировать ценами - проигрышная ситуация. Поэтому необходимо иметь лучшие технологии на рынке и лучшее качество обслуживания.
- Что вы собираетесь предлагать в плане технологий?
- А.П.: ПриватБанк - очень технологичная организация. Но необязательно иметь 158 технологичных функций, которые предлагают все. Можно иметь пять, но они должны быть настолько отлично сделаны, что клиент, глядя на них, скажет: "О, здесь удобнее, я пойду сюда". Наша стратегия заключается именно в этом.
- Например, что это может быть?
- А.П.: Самый простой пример - переводы с карты на карту. У Альфа-Банка доля рынка переводов с карты на карту около 20%.
- Это исключительно переводы через интернет-банкинг на вашем сайте? Или в том числе через платежные сервисы, например Portmone?
- А.П.: Через партнеров, через наш сайт, через наше мобильное приложение.
- А.А.: Около 15 банков используют технологическую платформу Альфа-Банка.
- А сколько они за это платят? Комиссию какую?
- А.П.: Ну, вы же видели клиентские тарифы? Один процент плюс 5 гривень за перевод. Этой комиссией мы делимся с партнерами.
- Чем вы собираетесь удивлять рынок?
- А.П.: Рынок не надо удивлять. Рынку надо дать базовые продукты и технологии, которые работают безупречно.
- Как у вас изменились объемы платежей в интернете?
- А.П.: После 2014 года, событий в Крыму и на Востоке произошел драматический взрывной рост объемов платежей. Для волонтерских организаций переводы с карты на карту - это самый эффективный инструмент сбора денег. Сейчас объемы этих переводов немного упали, но тем не менее год к году мы видим прирост 25-30%. Существенно упал объем входящих переводов из-за границы. Люди стали меньше зарабатывать, и у них меньше возможностей перевести деньги домой.
- Kyivstar запустил услугу "мобильные деньги". Вы участвовали в тендере, но не выиграли его, даже несмотря на то что у банка и оператора одни и те же собственники. Почему?
- А.П.: Киевстар и Альфа-Банк - две разные группы. У акционеров предельно простая позиция: обе компании - независимые бизнесы, работают в рыночном поле и должны конкурировать на рыночных основаниях. Мы предложили цены, по которым мы готовы работать, Укргазбанк предложил свои. Заказчик - Киевстар - выбрал оптимальный по его оценке на то время вариант.
- Сколько Альфа-Банк готов тратить на диджитализацию?
А.П.: Необходим определенный уровень вложений, чтобы в базовых сервисах достигнуть уровня конкурентов или превзойти его как на локальном рынке, так и в соседних странах. Мы пообещали нашему правлению, что за $1,5-2 млн инвестиций в развитие информационных технологий мы создадим ряд продвинутых направлений, которые трансформируют клиентский опыт и одновременно смогут привлечь новую аудиторию.
В настоящее время мы находимся в стадии реализации данного проекта.
- На чем вы сейчас зарабатываете?
- А.П.: Шестьдесят процентов - доходы от кредитования физлиц. Еще около 35% - это доходы от размещения депозитов, остальное - комиссионные доходы.
- Как будет меняться доход в процентном соотношении? Будут ли расти комиссионные доходы?
- А.П.: Точно будут расти, иначе в следующий раз вы будете разговаривать с другим человеком (смеется). У нас есть планы по наращиванию комиссионных доходов, но это не значит, что мы будем драматически поднимать цены на существующие продукты или услуги.
Суть не в этом. Современный мир находится в другой стадии развития экономики. Уже не надо иметь 20 транзакций с комиссионным доходом 15%, здесь надо иметь 20 млн транзакций с доходом 0,5% каждая. Настоящее гораздо интереснее, чем все прошлые времена. Чего стоит реакция кассира в магазине, когда платишь бесконтактно часами за покупки! Это возможность оплатить поездку в метро или на фуникулере, не доставая кошелек и минуя очередь. Сейчас интересно жить!
- А.А.: Мы думаем о принципах, у нас нет готовых решений, исходя из которых мы будем развивать оба банка. На сегодня - мы не лукавим - нет готовых решений.
Мы не хотим быть меньше, мы не хотим заниматься только взысканием. Мы хотим построить один из лучших в стране универсальных банков с точки зрения технологий и с точки зрения клиентского опыта.
Мы оптимистично смотрим на следующие два-три года. Это лучший шанс для Украины, чтобы реально показать рост. Мы хотим расти быстрее рынка, предоставляя лучшие услуги. Банк готов инвестировать деньги, в том числе и в технологическую платформу и новый формат отделений. Не так важно, сколько у нас будет отделений (существенно их количество не изменится), но это будут иные отделения концептуально, совершенно с другим клиентским опытом.
Сегодня клиенты приходят в отделения за эмоциями. Мы будем конкурировать эмоциями.
Татьяна Писаная