Налог на выведенный капитал: чего ожидать украинцам

Соавтор законопроекта о налоге на выведенный капитал Татьяна Шевцова подробно рассказала о новом виде налогообложения, который с 2018 года введут в Украине.
Налог на выведенный капитал: чего ожидать украинцам
depositphotos.com

Во вторник, 25 октября, Национальный совет реформ поддержал введение налога на выведенный капитал с 1 января 2018 года. Он должен заменить налог на прибыль предприятий.

Читай также: Кабмин утвердил изменения в Налоговый кодекс

Соавтор законопроекта о налоге на выведенный капитал Татьяна Шевцова рассказала, что ожидает украинцев с введением этого налога. Она также является председателем налоговых комитетов Минфина и ДФС и сертифицированным аудитором.

Начиная с 2015 года, в стране налог на прибыль рассчитывается и взимается по показателям финансовой отчетности, как это принято на Западе. Однако эксперты настойчиво твердят о несовершенстве механизма и о специфической ситуации в Украине, при которой налог на прибыль вообще “не работает”. Объясните, о чем идет речь.

Дело в том, что не все лучшее в европейских стандартах способно эффективно работать в Украине. С одной стороны налоговики (как уже показывает практика составленных Актов проверки, процедур обжалования) оказались не готовы к качественному администрированию объекта налогообложения по финансовой отчетности. Десятилетия применения в стране принципов валовых доходов и валовых расходов, отдельных правил налогового учета, свели на нет специальные знания бухгалтерского учета среди налоговиков.

Читай также: Алексей Шершнев: Коррупция является проблемным фактором для ведения бизнеса

В условиях, когда начисления ДФС, несмотря на новые правила, продолжают осуществляться фискалами по старым “плановым” принципам - фиксированным процентом так называемой “налоговой нагрузки”, соответственно отсутствуют и стимулы декларирования налогоплательщиками реальных состояний и доходов. В этих условиях правила налогообложения не имеют ничего общего ни с показателями финансовой отчетности, ни с непосредственно экономической сущности прибыли, как объекта налогообложения.

С другой стороны, накопленные налоговые убытки по данным декларирования 2015 года составляют уже более триллиона гривен, а 85% общей суммы налога на прибыль в государстве уплачивается 1086 плательщиками при 269000 зарегистрированных. При этом, выстроенные годами схемы оптимизации налогообложения путем применения низконалоговых юрисдикций позволяют крупным плательщикам, финансово-промышленным группам выводить капиталы из страны под среднестатистические 2.6% налоговой нагрузки.

В качестве альтернативы налога на прибыль, вы предлагаете налог на выведенный капитал - в чем суть такого подхода?

Читай также: В Украине можно легально не платить налоги - Роберт Кийосаки

Согласно предложенной модели, налогообложению подлежат только те средства, которые выводятся из бизнеса, - если путем выплаты дивидендов, то применяется ставка 15%, если иным способом (проценты роялти, финпомощи, доначисления по тцу и т.д.), то - 20%. При этом средства реинвестируются в бизнес, прибыль которая остается в обороте предприятий, не облагается.

А что с администрированием налога? Кто и как будет осуществлять расчеты, и начислять налог?

В том то и дело, что пока средства из бизнеса не выводятся, никто в бухгалтерию предприятия “влезать” не будет. И формула начислений при выводе максимально проста, понятна и исключает регулирование “вручную” или любым “налоговой нагрузкой”. Таким образом предложенная модель позволяет исключить и дискреционную, и коррупционную составляющую деятельности налоговиков, и самое главное - создать равные условия налогообложения и реальные инвестиционные стимулы, крайне важно для толчка и запуска экономики.

Существенное упрощение администрирования по модели налогообложения выведенного капитала позволяет эффективно, на практике, а не только на словах, провести реформу фискальной службы. Предложенная модель предоставляет толчок для бизнеса существенно изменить свое “налоговое поведение” - исчезает смысл “двойной бухгалтерии”, вводится принцип экономической целесообразности и налогообложения исключительно дивидендов, получаемых по решению собственника. Такое построение взаимоотношений бизнес - власть должна способствовать восстановлению доверия, которой так не хватает в существующих условиях.

Читай также: Крупные налогоплательщики заплатили в бюджет 152 миллиарда

С 2017 года Закон о начислении из выведенного капитала начинает действовать в Грузии. А где еще в мировых экономических системах задействована подобная методология?

В Гонконге принцип освобождения от налогообложения реинвестируемых средств во многом способствовал экономическому прыжку. В Эстонии подобный подход действует уже 16 лет подряд и свидетельствует о прогрессивности и инвестиционную привлекательность страны, в разы опережает другие прибалтийские страны по объему привлеченных инвестиций. Кстати, в министерстве финансов Эстонии мы получили положительные отзывы относительно разработанного нами законопроекта (по отдельным нормам мы существенно развили тему, что позволит избежать ошибок и внедрить более прогрессивную модель налогообложения).

В поддержку идеи развернута адвокационная кампания, в которой экспертное сообщество объединилось с бизнесом, а такое бывает не часто. Обычно крупный бизнес лоббирует свои интересы в узкой сфере, а здесь системный законопроект влияет на все общество. Как удалось подключить бизнес?

Читай также: Как налог на выведенный капитал поможет экономике Украины - эксперты

Еще два года назад мы начали работу над целым пакетом либеральных экономических законопроектов. В процесс был вовлечен широкий экспертный пул и, безусловно, представители бизнеса, с которыми необходимо было обратную связь. К сожалению, весь комплекс мероприятий прошлым Минфином поддержан не был, но в нынешний законопроект от Минфина вошло очень много наших наработок, касающихся администрирования и электронного кабинета. Однако, для продвижения главной идеи всего комплекса - налога на выведен капитал, вместо налога на прибыль - “политической воли”, как сейчас принято говорить, не хватает. Но такая нерешительность мешает эффективному внедрению в жизнь идей по улучшению администрирования и антикоррупционной направленности Минфиновские законопроекта. Бизнес, как отечественный, так и с иностранными инвестициями, оценил преимущества предложенной модели налогообложения выведенного капитала, высказывается в поддержку, и активно подключается к кампании.

Читай также: Большие перемены: Чего ожидать от нового Налогового кодекса

Сейчас на сайте b2future.org.ua уже зарегистрировано более 250 компаний, поддержавших законопроект. Это разные компании, различных направлений деятельности, но можно с уверенностью сказать, что все они являются “драйверами перемен“. Поэтому в вас есть возможность приобщиться к адвокационной кампании изменений для нашего общего будущего в развитой европейской стране! Год назад на презентациях законопроекта в бизнес-кругах, во властных структурах в различных контекстах звучало - “это закон будущего”. Но дискуссии в Кабмине, Минфине, профильном комитете ВР, а также адвокационная кампания, начатая бизнесом, уже четко свидетельствуют: прошлогоднего “закона будущего” в значении “не время” уже не существует - законопроект, как уверенный шаг в будущее, будет принят!

Спасибо Вам за ответы и оптимизм.



ТОП-Новости

x
Для удобства пользования сайтом используются Cookies. Подробнее...
This website uses Cookies to ensure you get the best experience on our website. Learn more... Ознакомлен(а) / OK