Фейковые туристы и "мулы": как работают украинские контрабандисты

Украинцы охотно покупают контрабандные товары, так как они на 30-50% дешевле официально ввезенных
Фейковые туристы и "мулы": как работают украинские контрабандисты
УНИАН

В западной Украине процветает организованное сообщество, которое на промышленном уровне обеспечивает всю страну контрабандными товарами: от электроники и обуви до автозапчастей. О простых схемах контрабанды, которая ежегодно вынимает из Госбюджета десятки миллиардов гривен, пишет ЭП.

Читай также: Госбюджет теряет миллиарды гривен из-за “черного“ импорта - СМИ

Западную границу Украины де-факто контролируют контрабандисты. Для большинства жителей близлежащих регионов контрабанда стала единственным способом заработка и жизненной философией, для сотрудников таможни - условием незаконного обогащения, а для предпринимателей - бизнес-моделью.

Контрабандисты создают для страны нулевую ценность, но через них ежегодно проходят миллиарды. Миллионам украинцев выгодно покупать контрабандные товары, потому что они на 30-50% дешевле официально ввезенных.

Лимит 500 евро в сутки

“За январь-июль 2017 года в рамках эксперимента по перечислению на реконструкцию дорог 50% от перевыполнения поступлений таможенных платежей ГФС обеспечила 8,11 млрд грн“, - рассказывает и о.председателя ведомства Мирослав Продан.

Однако эти 8,11 млрд грн - копейки по сравнению с десятками миллиардов, которые не поступают в государственную казну из-за неэффективной и откровенно коррупционной деятельности отдельных руководителей областных таможенных служб ГФС и отдельных таможенных постов ГФС.

Например, только с польско-украинской границы в бюджет в 2017 году не поступят примерно 9 млрд грн таможенных платежей. Одна из ключевых схем черного импорта действует, прикрываясь нормами Таможенного кодекса. Эта норма разрешает без уплаты пошлин и НДС один раз в сутки завозить в Украину по суше или морю товары на сумму до 500 евро.

Читай также: Контрабанда в цифрах: каковы сейчас масштабы нелегальных потоков

Эта норма применяется к “товарам, которые перемещаются (пересылаются) через таможенную границу Украины гражданами для личных, семейных и других нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности“.

Однако в реальности смысл суточного лимита 500 евро давно свелся исключительно к коммерции или, проще говоря, к контрабанде. Только за первые шесть месяцев 2017 года и только из Польши в Украину по “лимиту 500 евро“ было завезено товаров примерно на 22,5 млрд грн. Эту цифру легко высчитать.

Журналист Евгений Плинский в апреле 2017 года провел подробное расследование схемы контрабанды по “лимиту 500 евро“. Он направил в Минфин Польши официальный запрос. В запросе он попросил назвать количество так называемых бланков Tax free, по которым был ввезен товар из Польши в Украину.

Бланк Tax free - важный элемент в схеме контрабанды. Контрабандисты предъявляют бланк сотрудникам ГФС на границе как доказательство, что товар ввозится в личных целях. Сотрудники ГФС принимают такое доказательство, но не бесплатно. За каждый бланк Tax free реальный владелец контрабандного товара платит представителям таможенного поста 20 гривен.

В ответе польский Минфин написал, что за первую половину 2017 года на польско-украинской границе было зарегистрировано 1 438 963 бланков Tax free. 

Читай также: Суррогат и теневой рынок: что Украине принесет повышение цен на алкоголь

“Учитывая, что все везут, подгоняя под 500 евро, можем посчитать, что за полгода в Украину по такой схеме только из Польши было ввезено товаров почти на 750 млн евро. За год получается 1,5 млрд евро“, - говорит Плинский.

Одежда, обувь, электроника, компьютеры - все это, как следует из ответа польского Минфина, промышленными партиями без уплаты налогов при молчаливом согласии ГФС попадает на территорию Украины.

Никого особо не смущает, что одни и те же люди, которые живут в стране со средней зарплатой 236 евро, каждый день у них на глазах перевозят товар на 500 евро. Так происходит из месяца в месяц, из года в год.

Рентабельность 53%

Бизнес контрабандистов фантастически рентабелен. Они не только не платят НДС 20% и таможенную пошлину 10% - они даже получают денежную компенсацию. Польша им платит 23% от стоимости товара. Происходит это в рамках системы возврата суммы НДС, которая называется Tax free.

НДС возвращается за покупки, сделанные иностранными гражданами при выезде из страны, в которой они были приобретены. Система действует примерно в 50 странах мира, в частности, в Польше, Венгрии, Словакии.

Таким образом, если из Польши в коммерческих целях официально импортировать, например, телевизор стоимостью 500 евро, то в Украине его цена будет не менее 650 евро (500 евро + 20% НДС + 10% пошлина). Если же этот телевизор стоимостью 500 евро “импортировать“ по действующей схеме, в Украине его цена составит 385 евро. Разница достигает 265 евро.

Разброс цен на контрабандную и легальную электронику виден на ресурсе сравнения цен. В качестве примера - телевизор Samsung UE49K5100.

Ежедневно тысячи жителей приграничных областей выезжают в Польшу, Венгрию, Словакию. На расположенных вблизи от границы складах они получают товар в рамках лимита 500 евро и едут к границе с Украиной.

Многокилометровые автомобильные очереди в Украину - это не десятки тысяч туристов из стран Западной Европы спешат отдохнуть в Украине. Это “мулы“ с украинским паспортом - они везут контрабанду. Каждый день эти люди тратят в очереди на выезд и въезд в Украину по 12 часов.

Читай также: Правоохранители открыли охоту на украинских майнеров

Чтобы не идти порожняком в Европу, они также контрабандой перевозят туда сигареты и водку. На обратном пути “мулы“ свозят на приграничные склады в Украине одежду, обувь, электронику, компьютеры.

Оттуда товар развозят по всей стране. Затем продают через множество интернет-магазинов, где конечным продавцом выступает физическое лицо-предприниматель на едином налоге.

Бюджет теряет 25-70 млрд грн

Официальные импортеры электроники и обуви на условиях анонимности подтвердили существование описанной схемы. Они подчеркивают общественную опасность процессов, происходящих на западной таможне.

Во-первых, искажается конкуренция между легальными импортерами, которые платят НДС и пошлину, и недобросовестными импортерами, которые такие налоги не платят. Это стимулирует переход добросовестных импортеров в тень.

Во-вторых, госбюджет ежегодно недополучает 25-70 млрд гривен.

Иными словами, госструктура, на которую Кабмин возложил задачу по контролю за соблюдением налогового и таможенного законодательства, а закон наделил правом проведения оперативно-розыскных мероприятий, не может разоблачить грандиозную схему уклонения от уплаты НДС и таможенных пошлин.

Роскошная жизнь сотрудников таможни

“Местная власть причастна к обеспечению этих схем - существованию складов, переброске грузов. В этих схемах участвуют все приграничные регионы и города. Все знают, где находятся склады, кто возит, кто перебрасывает, кто перегружает, кто с этого что имеет“, - утверждает журналист Евгений Плинский.

Как же так получается, что топ-таможенники знают о схеме контрабанды, но разводят руками и говорят, что все в рамках закона? Возможно, ответ на этот вопрос кроется в декларациях начальников и заместителей таможенных постов Волынской, Львовской и Закарпатской таможен ГФС.

Эти чиновники получают зарплату 5-10 тыс грн в месяц, но некоторые из них декларируют дорогие автомобили, десятки тысяч долларов и сотни тысяч гривен сбережений, квартиры, дома, земельные участки и почти миллионные ежегодные доходы от предпринимательской деятельности своих жен.

Читай также: Авто на еврономерах: кто создал проблему с “бляхами“ и как ее решить

Еще более роскошно живут руководители областных таможен, которым подчиняются начальники таможенных постов. Особенно выделятся заместитель начальника Волынской таможни, начальник управления по борьбе с таможенными правонарушениями Леонид Негрич. С зарплатой 5 тыс грн он в сентябре 2016 года купил автомобиль Range Rover Sport 2013 года выпуска за 1,8 млн гривен.

В парламенте лежит законопроект №6755 об изменениях в Таможенный кодекс. Вместо суточного лимита он устанавливает месячный лимит 500 евро на провоз товара по суше и морю и 150 евро - на пересылку товаров. Этот проект должен быть принят парламентом в первый рабочий день после каникул.

Ранее сообщалось о том, что Украину наполнили незаконные авто на иностранных номерах.

Смотри также - Как в Украину привозят контрабанду:



ТОП-Новости

x
Для удобства пользования сайтом используются Cookies. Подробнее...
This website uses Cookies to ensure you get the best experience on our website. Learn more... Ознакомлен(а) / OK