Как АРМА может помочь в преодолении дефицита бюджета?

Как АРМА может помочь в преодолении дефицита бюджета?
Заместитель главы АРМА Владимир Павленко / Пресс-служба

Просто. По крайней мере обеспечением дополнительных поступлений в госбюджет.

Но как это сделать?

Хотя закон обязывает АРМА обеспечивать сохранение стоимости актива и не обязывает Агентство быть прибыльным, именно доходность - это первое, что приходит на ум при осмотре перечня переданных в АРМА активов.

Почему АРМА до сих пор не стало самоокупаемым, как зарабатывают аналоги украинского АРМА за рубежом и что делать, чтобы зарабатывать больше? Есть несколько идей, сейчас уже конвертируемых в законопроекты.

Что АРМА дает бюджету сегодня?

АРМА осуществляет управление активами двумя способами: либо путем передачи активов в управление (глава 70 ГК Украины), либо путем реализации арестованного имущества.

Передача актива в управление происходит путем отбора лучшего управляющего тендерным комитетом и предусматривает необходимость сохранения актива управляющим и уплаты части прибыли от управления (обычно 50-80%) в госбюджет. Размер доли своего вознаграждения от прибыли управляющий определяет при подаче тендерной документации, размер расходов определяется экономической целесообразностью и согласуется с АРМА, величина дохода зависит от конъюнктуры рынка. Обычно управление активами является проблемной процедурой из-за неполноты информации об активе на этапе отбора управляющего, сопротивления владельца актива или третьих лиц, значительных расходов на содержание актива и непрозрачных методов уменьшения его прибыльности. При этом осуществленные управляющим улучшения актива не возмещаются в случае снятия ареста и возвращения актива владельцу. Именно поэтому найти качественного управляющего на проблемные активы довольно сложно, как и обеспечить регулярные и значительные поступления в госбюджет. Впрочем, сегодня это единственный способ пополнения госбюджета от АРМА, хотя не единственно возможный!

Альтернативным способом управления является реализация активов и передача в АРМА арестованных денежных средств. Средства, полученные от реализации имущества на торгах, перечисляются на депозитный счет АРМА в государственном банке (вся сумма вклада гарантируется государством) с начислением процентов на уровне не меньшем, чем учетная ставка НБУ. Поскольку учетная ставка НБУ всегда выше процентных ставок по вкладам по требованию в коммерческих банках (в 2019 году примерно вдвое), можно утверждать, что за счет своего специального статуса АРМА создает владельцу денежных средств дополнительное благо в размере дополнительных процентов и при этом ничего из этого не получает ни для нужд своей деятельности, ни для бюджета.

В это же время, к примеру во Франции, абсолютно все проценты по депозитам местного аналога АРМА перечисляются на спецсчет, как доход от управления, и используются для обеспечения самоокупаемости или финансирования социальных проектов.

          Немного статистики:

  1. В три раза больше сгенерировало АРМА в 2019 году на процентах по депозитам по сравнению с уплаченной в госбюджет суммой доходов от управления активами, переданными бизнесу. Как отмечалось, эти проценты фактически капитализируют стоимость актива владельца.
  2. В три раза большим стал депозитный портфель АРМА в 2020 году по сравнению с 2019-м годом, что приведет к дальнейшему росту суммы начисленных процентов.
  3. 0 грн - ровно столько получает госбюджет от управления средствами, пока не будет обвинительного приговора суда. При этом, в случае отмены наложенного ареста, денежные средства вместе с процентами должны быть возвращены их владельцу. Пока суд не вынесет обвинительный приговор по делу, АРМА управляет сотнями миллионов гривен "вхолостую", без всякой пользы для бюджета.

Кажется, пришло время исправить эту несправедливость.

+ XXХ% в госбюджет

Для этого АРМА совместно с народными депутатами разработали комплексный законопроект, который предусматривает изменение действующей модели управления денежными средствами, находящимися на депозитных счетах Агентства. На сегодня законопроект уже зарегистрирован в Верховной Раде.

Какую долю из начисленных процентов стоит перечислять в госбюджет или направлять на самоокупаемость АРМА? Это вопрос открытый. По моему личному мнению - все. Впрочем, допускаю, что найдется много критиков этой идеи, прикрываясь "интересами владельцев / бизнеса", которые будут настаивать на возвращении всех процентов владельцу. Но в таком случае АРМА превращается в доходный дом для тех, кого подозревают в коррупционных правонарушениях и чьи активы следствие и суд (ведь именно от них зависит, передавать актив в АРМА или нет) считают приобретенными незаконным путем.

Мы надеемся, что в ближайшее время народные депутаты определятся с этим непростым вопросом и поддержат идею увеличения поступлений в госбюджет от управления непрозрачными активами. Надеюсь, что преимущество будет предоставлено ​​именно государственным интересам.

ARMA Cross-Border Litigation

Дополнительным источником наполнения госбюджета, который способен обеспечить АРМА, может быть возвращение незаконных активов из-за границы в порядке гражданского трансграничного судопроизводства.

Сейчас правовое регулирование процедур по возврату незаконно приобретенных активов является крайне несовершенным: десятки международных запросов, сбор доказательств, годы расследований и судебных слушаний по уголовным делам и отсутствие каких-либо гарантий вернуть активы в страну происхождения. В результате, в течение многих лет Украина не имеет успешных примеров возвращения таких активов.

В это же время международный опыт показывает действенность представления гражданских исков в иностранных юрисдикциях, когда иностранный суд обязывает собственника актива раскрыть информацию, сбор которой в рамках уголовного производства длится годами.

Но поскольку представительство государства в иностранных юрисдикционных органах требует значительного финансирования и узкопрофильной компетентности, в мировой практике для этого привлекают судебные фонды (litigation funds), которые выбирают юридических советников и оплачивают их работу по сопровождению гражданских исков в иностранных юрисдикциях в интересах государства.

Для оплаты услуг таких фондов не тратятся бюджетные деньги, ведь их вознаграждение состоит из процента от возвращенных государству средств - так называемый "success fee" ( "гонорар успеха"). Поэтому материальный риск для государства отсутствует даже в случае проигрыша в деле, а выигрыш позволяет вернуть выведенные активы, на практике почти недостижимым результатом в рамках уголовного производства.

Следовательно, в парламенте зарегистрирован еще один законопроект, который позволит АРМА, как органу, который в том числе отвечает за представительство Украины по делам о возвращении коррупционных и иных незаконных активов, получать услуги от судебных фондов на договорных началах. И при этом не тратить бюджетных денег. Опыт Канады, Великобритании, Австралии и Казахстана подтверждает действенность описанного механизма.

И напоследок о главном

АРМА - центральный орган исполнительной власти со специальным статусом, который обеспечивает формирование и реализацию государственной политики в сфере выявления, розыска и менеджмента активов. Формирование политики осуществляется в том числе путем инициирования изменений в нормативные акты, в частности в законы.

Мы хотим сделать АРМА полезным для общества, стремимся увеличить поступления в госбюджет, поэтому совместно с группой народных депутатов предложили новые механизмы, которые в случае имплементации помогут нам достичь цели. Теперь слово за народными избранниками. Учитывая то, что наши цели совпадают, рассчитываем и на общий результат.



ТОП-Новости

x
Для удобства пользования сайтом используются Cookies. Подробнее...
This website uses Cookies to ensure you get the best experience on our website. Learn more... Ознакомлен(а) / OK