В конце 2023 года Верховная Рада одобрила закон, направленный на борьбу с товарной контрабандой — одной из причин миллиардных ежегодных потерь бюджета. Закон вступил в силу в 2024 году и ввел уголовную ответственность за незаконное перемещение товаров через границу. Однако за время его действия ни один контрабандист не получил реальный срок.
Об этом сообщают Dengi.ua со ссылкой на публикацию «Экономической правды».
Отмечается, что согласно документу, возвращение уголовного преследования за контрабанду проходит в два этапа: с 1 января 2024 года — за нелегальный ввоз подакцизных товаров, таких как алкоголь, табак и топливо, а с 1 июля того же года — за контрабанду прочей продукции. Уголовное наказание предусмотрено при превышении установленных порогов: около 25 тысяч евро для подакцизных товаров и 170 тысяч евро — для остальных.
Хотя изменения действуют уже более года, результаты их применения не оправдали ожиданий. По данным Офиса генерального прокурора, за почти полтора года с момента вступления закона в силу было открыто 165 уголовных производств, однако только 42 из них дошли до суда. Примечательно, что в 2025 году в суд не передано ни одного нового дела. Вынесено всего восемь приговоров: пять касаются подакцизных товаров, три — других видов продукции.
«Через полтора года после возвращения уголовной ответственности за контрабанду не вынесен ни один реальный приговор», - сообщает издание.
При этом все дела завершились признанием вины и договоренностями со следствием в результате – 6 штрафов на общую сумму 3,42 миллиона гривен и 2 условных наказания с испытательным сроком три года.
Кроме того, обвиняемыми в этих делах в основном стали водители и мелкие участники схем. При этом информация о разоблачении крупных организаторов контрабанды, чьи имена неоднократно упоминались на заседаниях СНБО, в публичном пространстве не появлялась. Это подтверждает мнение аналитиков о том, что масштабная контрабанда продолжает функционировать вне поля зрения правоохранительных органов, а новые законодательные нормы пока не оказали на нее ощутимого влияния.
«В условиях слабых институтов, где нет неотвратимости наказания, вопрос уголовной ответственности теряет смысл», - прокомментировали ЭП в Центре социально-экономических исследований CASE Украина.
Ранее Dengi.ua сообщали о том, что с начала 2025 года таможенные органы Украины выявили 4095 нарушений таможенных правил на общую сумму 5,7 млрд грн.
Также Dengi.ua писали, что в 2024 году доля "серого импорта" в Украине снизилась до рекордно низкого уровня - 11,6%.