Завышение цен: сколько денег теряется на строительных работах

В период 2024–2025 годов центральные и местные органы власти направили на строительные проекты свыше 490 млрд грн.
Glenov Brankovic  / unsplash.com
Glenov Brankovic / unsplash.com

В период 2024–2025 годов центральные и местные органы власти направили на строительные проекты свыше 490 млрд грн, проведя при этом более 230 тысяч тендеров. Однако анализ около двухсот крупнейших тендеров 2025 года, в которых заказчики раскрыли сметные данные, показал систематическое завышение цен на многие стандартные строительные материалы. Об этом сообщают Dengi.ua со ссылкой на данные «Экономической правды».

Отмечается, что, к примеру, арматура диаметром 8 мм (класс А240) в среднем закупается по 37 тыс. грн за тонну, при рыночной стоимости около 35 тыс. грн. При этом зафиксированы случаи, когда цена превышала 50 тыс. грн за тонну.

Читай также:

Сообщается, что разница в стоимости по другим позициям оказалась еще более значительной, а именно:

  • Сухая смесь Ceresit CM11 в киевских магазинах стоит примерно 9 грн за кг, тогда как по данным Prozorro – 11,5 грн.
  • Щебень марки М1000 (фракция 20–40 мм) закупается по 1,3 тыс. грн за тонну, хотя на рынке его цена начинается от 400 грн.
  • Керамический кирпич обходится государству в среднем по 10 грн за штуку при рыночной цене 6–9 грн.
  • Песок приобретается по 800 грн за тонну, что в несколько раз выше рыночных 100–250 грн.
  • Цементная смесь марки М100 закупается по 3,2 тыс. грн за кубометр, тогда как на рынке она стоит около 2,2 тыс. грн.

Также отмечается, что поскольку стоимость материалов составляет основную часть расходов на строительство — около 70% при капитальных ремонтах и возведении объектов и 50% при дорожных работах, — подобные расхождения ведут к существенному удорожанию проектов в целом.

«Если предположить, что в среднем по стране закупочные цены завышены на 30%, то из условных 100 млрд грн, потраченных в 2025 году на стройматериалы, около 30 млрд грн – это потенциальная переплата, деньги, которые казна могла бы сэкономить», - подчеркивает издание.

Как сообщали Dengi.ua, в 2025 году объемы строительных заказов растут как на местном, так и на центральном уровне, а лидерами являются дорожные тендеры.

Dengi.ua также писали, что ремонт пятикилометрового участка столичной дороги обойдется бюджету Киева по 250 млн грн за каждый километр.



Следите за нашими новостями и видео
  • YouTube
  • Facebook
  • Telegram
  • Google News

ТОП-Новости