Как пишет The New York Times, в середине декабря, когда переговоры о прекращении войны России на Украине набирали обороты, группа украинских чиновников собралась в конференц-зале в Нью-Йорке на встречу с высокопоставленными руководителями BlackRock, крупнейшей в мире компании по управлению активами. Об этом сообщают Dengi.ua.
Отмечается, что они собрались, чтобы обсудить важнейший элемент мирного плана, разработанного Киевом и Вашингтоном: послевоенное восстановление Украины. Компания BlackRock была привлечена для разработки стратегии того, что президент Владимир Зеленский назвал «планом процветания» стоимостью 800 млрд долл.
Сообщается, что, по словам трех должностных лиц, знакомых с содержанием беседы и пожелавших остаться анонимными, поскольку встреча проходила в штаб-квартире BlackRock, она положила начало работе по определению источников финансирования и приоритетов инвестиций. Более подробная информация, как ожидается, будет обнародована на этой неделе на Всемирном экономическом форуме в Давосе, Швейцария.
Как пишет издание, однако в Киеве и других европейских столицах роль BlackRock породила больше вопросов, чем ответов, поскольку администрация Трампа направляет планы восстановления Украины в сторону интересов американского бизнеса. Семь европейских и украинских чиновников, пожелавших остаться анонимными в связи с деликатностью переговоров, выразили сомнения в способности BlackRock привлечь запланированные огромные инвестиции. Некоторые указали, что участие фирмы может отпугнуть потенциальных инвесторов.
Конфиденциальные презентации, с которыми ознакомилось The New York Times, указывают на то, что у BlackRock в то время были проблемы с привлечением инвесторов. На слайде от апреля 2023 года прогнозировалось, что компания поможет мобилизовать от 50 до 80 млрд долл. Год спустя другой слайд снизил целевой показатель до 15-30 млрд долл. При этом проект был отложен в середине 2025 года.
Также отмечается, что до настоящего момента компания играла в новых переговорах роль консультанта на безвозмездной основе. Неясно, расширится ли этот мандат по мере продвижения переговоров или в случае достижения мира. Представитель BlackRock отказался от комментариев для этой статьи. Белый дом и министерство экономики Украины также не ответили на запросы о комментариях.
В то же время участие в переговорах частной фирмы, основной деятельностью которой является максимизация финансовой прибыли, усилило опасения, что администрация Трампа рассматривает восстановление Украины как возможность получения прибыли для правительства США и американских компаний, а не как гуманитарный вопрос или вопрос безопасности.
Так, в прошлом году президент Трамп настаивал на сделке, предоставляющей Соединенным Штатам долю в минеральных ресурсах Украины. В мирных переговорах с Киевом главными переговорщиками президента были застройщики: его друг-миллиардер Стив Виткофф и зять Трампа, Джаред Кушнер. Глава BlackRock, Ларри Финк, сидел рядом с Кушнером на переговорах с украинскими лидерами.
Также сообщается, что нынешний проект мирного плана описывает множество инвестиционных возможностей для США и призывает к заключению соглашения о свободной торговле. «Здесь можно разбогатеть», — сказал Трамп о будущем Украины во время переговоров с Зеленским в прошлом месяце во Флориде.
При этом Вашингтон может попытаться использовать часть из примерно 250 млрд долл. российских активов, замороженных в Европе, — эта идея была включена в проект российско-американского мирного плана. Однако двое европейских чиновников заявили, что передача контроля над активами возглавляемому США фонду восстановления встретит ожесточенное сопротивление. Среди европейских чиновников также существуют опасения, что участие BlackRock свидетельствует о намерении администрации Трампа оттеснить Европу на второй план в послевоенном планировании.
Кроме того, возможность того, что восстановление экономики Украины может осуществляться при участии частной компании BlackRock, вызвала опасения по поводу прозрачности и потенциальных конфликтов интересов.
Неясно, обращались ли BlackRock или администрация Трампа к американским инвесторам с предложением об участии в плане восстановления экономики. Однако в прошлом месяце Владимир Зеленский предположил, что этот план будет выгоден американским бизнес-интересам.
Также сама компания BlackRock может извлечь выгоду из восстановления экономики, поскольку владеет Global Infrastructure Partners, одним из крупнейших в мире инвесторов в проекты строительства аэропортов, мостов и тоннелей.
В то же время перспектива плана восстановления, ориентированного на быстрорастущие сектора экономики, вызвала критику. Об этом в социальных сетях написала Меган Моббс, руководитель благотворительной организации в Украине и дочь Кейта Келлога, бывшего посла Трампа в Украине. что участие BlackRock рискует поставить «прибыльные сектора выше общественных нужд» и ослабить контроль за средствами, выделяемыми на восстановление экономики.
Так, министр экономики Украины Алексей Соболев заявил в этом месяце, что около 500 млрд долл. необходимо будет получить из государственных источников в виде грантов и льготных кредитов от государственных банков. Однако ряд украинских бизнесменов и чиновников выразили сомнение в том, что правительства и финансовые учреждения смогут собрать такую сумму, которая по объему превышает всю военную, финансовую и гуманитарную помощь, полученную Украиной с начала войны.
Как резюмирует издание, в результате многие представители украинского бизнеса стали рассматривать заявления Киева о плане восстановления экономики на сумму 800 млрд долл. в основном как политическую риторику, рассчитанную на администрацию Трампа, ставящую интересы бизнеса на первое место .
«Нам нужно это сказать, чтобы угодить Трампу. Но сейчас мы просто не видим, откуда возьмутся такие деньги. Это всего лишь выдача желаемого за действительное» — отметил Сергей Фурса, заместитель директора киевской инвестиционной компании Dragon Capital.
Как ранее сообщали Dengi.ua, договор с 800 млрд долл. для Украины может быть подписан в Давосе.
Кроме того, Dengi.ua писали о том, что в Украине стартовал прием заявок в американско-украинский инвестиционный фонд.


