На глобальном валютном рынке тревожно. Евро по отношению к доллару с начала 2021 года по 18 августа потерял почти 4%, японская иена – около 6%. Только фунт вырос к доллару за неполных восемь месяцев на 0,6%. Хотя своего пика британская валюта достигла в середине июня. И если считать с этого момента, так она ослабла на 3%.
Доллар по-прежнему сохраняет доминирующие позиции. Индекс доллара, который показывает, насколько сильнее или слабее он становится по отношению к другим ключевым мировым валютам, за январь–август вырос на 3,7% и достиг наивысших с осени 2020 года значений.
Штаты задают темп
Внимание к доллару приковано отнюдь не зря. Лично президент США Джо Байден заявил, что экономика США довольно быстрыми темпами восстанавливается от пандемии. ВВП штатов за январь–июнь вырос на 6,5%. Кроме того, Байден пообещал, что инфляция в долгосрочной перспективе будет под контролем.
Руководители Федеральной резервной системы (ФРС) уже сообщили намерении предпринять в четвертом квартале 2021 года первые шаги по сворачиванию программы выкупа активов. А в 2023 году не исключено повышение процентной ставки.
Правда, конкретики от Федрезерва еще никакой нет. А глава ФРС Джером Пауэлл заявил, что выкуп активов будет продолжаться до тех пор, пока «экономика не добьется значительного дальнейшего прогресса».
Европейский центробанк держит процентные ставки на околонулевом уровне. Причем, рост экономики ЕС во втором квартале составил 13,2%. К концу июля ЕЦБ закачал в экономику Евросоюза уже 1,23 трлн. евро, предназначенных для борьбы с последствиями пандемии, и до конца первого квартала 2022 года планирует залить еще около 620 млрд. евро. Об отказе от стимулирующих мер ЕЦБ вообще не думает, если верить словам главы банка Кристин Лагард.
Похожей риторики придерживается и банк Англии. Базовая ставка в Великобритании держится на рекордно низком уровне – около 0,1%(при инфляции 2% годовых по итогам июля). 5 августа Банк Англии решил оставить ставку без изменений и сохранить объем программы поддержки ликвидности на отметке 895 млрд. фунтов. И хотя представители британского центробанка уверены, что ВВП Туманного Альбиона вернется к докризисному уровню к концу 2021 года, в планах на 2022 год нет сокращения программы выкупа активов.
И даже народный банк Китая 15 месяцев подряд сохраняет базовую процентную ставку по кредитам на одном и том же уровне. При том, что ВВП КНР за второй квартал вырос на 7,9%.
Будто сговорились
Почему центробанки вынуждены «петь в унисон» и заливать свои экономики деньгами? Любые заявления о сворачивании стимулирующих мер могут привести к резкому курсовому перекосу, который вряд ли положительно скажется на экономике и платежном дефиците.
Простой пример: слишком дорогой евро приводит к тому, что европейские товары в ЕС теряют конкурентоспособность по отношению к товарам американским. Нечто похожее происходит и в других странах при чрезмерном укреплении национальной валюты. Особенно в тех, где высока доля импорта. Поэтому центробанки поддерживают эмиссию.
В то же время, работа печатного станка приводит к мировой инфляции и дальнейшему росту цен на ресурсы и продовольствие, которые и без того дорогие. Инфляция в США в июле составила 5,4% год к году, а в Еврозоне – 2,2%. В дальнейшем к эмиссии добавится фактор Green Deal (отказ от «углеродного следа» в Евросоюзе), который спровоцирует рост издержек производителей и дальнейшее раскручивание инфляции.
Все это приведет к ослаблению мировых валют, оно уже заметно. Но такое ослабление происходит почти синхронно, а доллар, как главная резервная валюта, продолжает занимать лидирующие позиции.
В том числе и потому, что доллар рассматривают как валюту-убежище в смутные времена. Аналитики банка HSBC прогнозируют курс EUR/USD на уровне 1,15 к концу года, называя главной причиной пересмотр денежно-кредитной политики ФРС и восстановление экономики США.
Остались на задворках
Нефть – ключевой сырьевой товар тем временем с начала августа ушла в боковой тренд. Ее цена на мировом рынке находится в диапазоне 69–71 долл./барр. сорта Brent с тенденцией на понижение. На стоимость нефти влияют коронавирусные новости. Штамм Дельта, который расползается по планете, уже привел к замедлению экономической активности в Китае. В июле промышленное производство в КНР выросло на 6,4% против прогноза на уровне 7,8%. Розничные продажи выросли на 8,5%, в то время как аналитики ожидали их подъем в июле на 11,5% по сравнению с прошлогодним проседанием.
Международное энергетическое агентство (МЭА, США) в своем августовском отчете ухудшило прогноз мирового спроса на нефть в 2021 году на 100 тыс. барр./сутки по сравнению с июлем. При этом страны ОПЕК+ с августа согласно ранее достигнутой договоренности будут наращивать добычу на 400 тыс. барр./сутки ежемесячно, что увеличивает предложение сырья и направляет цену нефти вниз.
Поэтому аналитики сходятся на том, что средняя стоимость «черного золота» в 2021 году так и останется в диапазоне 65–70 долл./барр.
Что касается золота обычного – актива-убежища, как его называют, то оно с начала 2021 года упало в цене на 8%. По стоимости драгметалла сильно ударил укрепившийся доллар. Вдобавок к этому инвесторы, которые оптимистично оценивают выход глобальной экономики из кризиса, ищут более рисковые и доходные активы.
В то же время, многие центробанки продолжают запасаться золотом и поддерживают спрос на него. В августе Центральный банк Бразилии вышел с покупкой золота в свои резервы, которая стала крупнейшей за 20 лет. Но этого может оказаться недостаточно, чтобы золото закрепилось выше отметки 1800 долл./тр. ун.
- Полностью журнал “Деньги“ № 8 от 26 августа 2021 года можно приобрести онлайн.
- Оформить подписку через наш интернет-магазин.