Бюджет 2013 (инфографика)

Бюджет 2013 (инфографика)

В отличие от бюджета 2012 года, который принимался парламентом накануне новогодних праздников, на год 2013-й Верховная Рада утвердила главный финансовый документ страны значительно раньше – 6 декабря. Однако это не значит, что бюджет стал лучше, чем в прошлые годы, так как проект готовили очень спешно и «допиливали» буквально всю ночь накануне голосования, внося бесчисленное количество правок. Причем, как говорят в кулуарах, даже несмотря на то, что бюджет уже лег на подпись Президенту, его будут продолжать доводить до ума.

Первое, что бросается в глаза в принятом законе, это сокращение доходов на 3%, по сравнению с 2012 годом, – с 373,96 млрд. до 361,51 млрд. гривен, в то время как расходы уменьшатся лишь на 1% – с 413,61 млрд. до 410,66 млрд. гривен. С одной стороны, уменьшение доходной части означает, что в будущем году вряд ли стоит ожидать мощного увеличения налоговой нагрузки. Но с другой, это свидетельствует также о том, что правительство всерьез опасается замедления экономического роста, что видно по прогнозу роста ВВП, который в бюджете-2013 заложен на уровне 3,4% (в 2012 году – 3,9%). Это оптимистический сценарий, так как еще 28 ноября Кабинет Министров принял постановление №1125, предусматривающий сценарий с ростом ВВП лишь на 2,5%.

Соответственно, увеличится и размер предельного дефицита: если в 2012 году он был запланирован на уровне 38,8 млрд. гривен, то в 2013-м –  на 50,4 млрд.,  или 3,2% ВВП. Хотя, по мнению экспертов, эта планка, скорее всего, будет превышена почти в два раза и составит около 104 млрд. гривен, или почти 6,6% ВВП. Покрываться дефицит будет за счет влезания в долги – правительство намерено активно проводить заимствования: их объем в 2013 году будет увеличен на 20,8% – до 129,4 млрд. грн. Причем, за границей Украина возьмет в долг около 36,54 млрд. гривен, что на 11,3% больше плана 2012 года, а на внутреннем рынке привлечет при помощи гособлигаций свыше 92,8 млрд. гривен, а это почти на 33% больше, чем предполагается по итогам 2012 года.

Выпуск гособлигаций – это, фактически, скрытая эмиссия, которая будет создавать давление гривну. Дальнейшую девальвацию не исключают даже в Администрации Президента: по словам ее первого замглавы Ирины Акимовой, бюджет 2013 года сформирован на среднем курсе 8,4 гривны к доллару, хотя не исключено проседание  до 8,7 гривны/доллар.

Что касается внешних заимствований, то правительство тешит надежду заключить новое соглашение с МВФ в 2013 году. «Встреча с миссией МВФ состоится в конце января 2013 года. Мы видим понимание с их стороны.  Мы выполнили почти все рекомендации, кроме, пожалуй, повышения цен на газ для населения», – заявил глава НБУ Сергей Арбузов.

Существенная часть новых долгов будет делаться для того, чтобы расплатиться по прежним заимствованиям: на погашение внешнего государственного долга в 2013 году Кабмин намерен потратить 35,6 млрд. гривен, внутреннего – 45,5 млрд. гривен. Кроме того, правительство вынуждено будет дотировать дырявый, как дуршлаг, Пенсионный фонд, дефицит которого уже сегодня составляет почти 52 млрд. гривен, в то время как бюджет-2013 предусматривает дотации лишь в размере 22 млрд. гривен. Соответственно, чиновникам придется изыскать еще 30 млрд., чтобы закрыть прореху в ПФ.

А возможностей свести концы с концами у правительства немного: либо идти путем привлечения новых долгов, либо в открытую запускать печатный станок, либо все-таки увеличивать налоговое давление. Как ни опасен каждый из трех путей, уже ясно, что в той или иной мере воспользуются всеми. Например, уже с 1 января 2013 года вступает в силу норма, которая требует авансовой уплаты налога на прибыль для предпринимателей, чей доход в 2012 году составил не менее 10 млн. гривен. Кроме того, с 1 января начнет действовать налог на жилую недвижимость.

Вопрос лишь в том, насколько активно все эта повлияет на темпы инфляции, которые Кабмин в 2013 году планирует удержать в пределах 4,8%. А также на темпы роста экономики – ВВП обещают +3,4%, тогда как европейские банкиры не видят шансов получить больше 3%.

Хотя, учитывая, в какой спешке принимался бюджет, не исключено, что как только новый состав парламента заработает, он будет перекраивать его на свое усмотрение, пересматривая как источники доходов, так и целевые макроэкономические показатели, что случается уже не в первый раз – в течение 2012 года правки в закон о госбюджете вносились 38 раз с апреля по декабрь.

 Ключевые показатели и риски госбюджета на 2013 год

 

Главные риски-2013 

  • Неполучение кредита от МВФ
  • Высокие цены на импортный газ
  • Падение цен на сталь

  

Теги:
бюджет


ТОП-Новости

x
Для удобства пользования сайтом используются Cookies. Подробнее...
This website uses Cookies to ensure you get the best experience on our website. Learn more... Ознакомлен(а) / OK