Евросоюз празднует победу – им удалось добиться, чтобы Россия отменила льготы по утилизационному сбору для своих автопроизводителей. С 1 января 2014 года этот сбор будут платить не только импортеры, но и представители российского автопрома. «Теперь Украина осталась единственными государством в мире, где утилизационный сбор является дискриминационным по отношению к автоимпортерам», – заявил «Деньгам» генеральный директор ВААИД Олег Назаренко. Скандал вокруг экологического сбора может иметь серьезные негативные последствия для подписания Соглашения об Ассоциации Украины с ЕС на саммите в Вильнюсе. «Есть еще некоторые экономические вопросы, целый ряд точек, установленных Советом министров ЕС. Это касается бизнес-климата, платы за утилизацию автомобилей, а также проведение тендеров по возобновляемым источникам энергии», – отметил европейский комиссар по вопросам торговли Карл де Гюхт.
Руководитель главного управления Администрации Президента по вопросам международных отношений Андрей Гончарук сообщил, что Минэкономики направило в Кабмин законопроекты об утилизационном сборе. Главная идея – утилизационный сбор распространят на всех: и на автоимпортеров, и на автопроизводителей. После чего сами автопроизводители взмолятся о его полной отмене. Или о его снижении.
Беспокоится сегодня авторынок не только по поводу утилизационного сбора, но и о введенных в апреле спецпошлин. Министр иностранных дел Леонид Кожара сообщил, что в случае подписания Украиной Соглашения об Ассоциации и зоне свободной торговли с ЕС решение о введении спецпошлин на импортные автомобили будет отменено автоматически. Впрочем, рассчитывать на отмену спецпошлин на импорт авто из Европы можно в том случае, если в течение года объем поставленных из ЕС в Украину иномарок не превысит 45 тыс. штук. В Соглашении об Ассоциации сказано, что в случае превышения указанного лимита Украина может установить спецпошлину в размере 10%. Напомним, по данным Госстата, в 2012 году в Украину было импортировано 204,9 тыс. иномарок, из которых 76,7 тыс. – из Европы. Очевидно, для евроавтоимпортеров лимита в 45 тыс. шт. мало – по данным Госстата, импорт легковых автомобилей в Украину за первое полугодие 2013 года составил 91,7 тыс. штук. Так что по итогам года импорт составит не меньше 60 тыс. машин. Вряд ли меньше будет и в 2014 году. Так что шансы на отмену спецпошлин на авто из Европы есть только в том случае, если резко возрастет доля дизельных машин в суммарном импорте.