Тарас Козак - о налогах

Тарас Козак - о налогах

Налоговая реформа в Украине стала предметом не только многочисленных обсуждений, но также скандала. Он связан с пакетом правительственных законопроектов, которые были поданы в парламент в конце сентября. Однако депутаты инициативу Кабмина отклонили, сославшись на ее несогласованность с обществом и нежелание принимать ключевые для страны налоговые и бюджетные изменения на скорую руку.

Почему так произошло? Дело в том, что над концепцией работало немалое количество людей. Общее количество «творителей» налоговой реформы составляло от 100 до 200 человек. Весной этого года наработки по концепции отдали Министерству экономики торговли и экономического развития, где три рабочих группы занимались слиянием бухгалтерского и налогового учетов, вопросами администрирования, налоговыми ставками и общим количеством налогов.

В Министерстве финансов – девять групп, каждая из которых была сконцентрирована на работе над различными типами налогов. Кроме того, отдельно вопросами реформирования занимались общественные и прочие организации: ГП «Нова краина», «Реанимационный пакет реформ» и другие.

Концепция была подготовлена, ее поддержало Министерство экономики, и с небольшими изменениями этот документ попал в Кабинет министров, где проект реформы также приняли и одобрили. Кроме того, был диалог и понимание между Государственной фискальной службой, рабочими группами в министерствах. В том числе и с бизнесом.

Но потом что-то произошло, и появился законопроект № 5079, который вызвал негодование (см. «Деньги» № 18 (284)). Кто формировал его окончательный вид, непонятно. К тому же там присутствует пункт, который утверждает, что законопроект не требует согласования с обществом. Однако сейчас давление общественности – это самый важный фактор в реформировании. Государственный бюджет в Украине всегда был для чиновников, а не для людей. Но должно быть полностью наоборот. Поэтому рано или поздно чиновники будут разговаривать с обществом.

Этот же законопроект, по моему мнению, «спрячут» до весны, а бюджет 2015 будет приниматься на действующей сейчас налоговой системе. Но это не значит, что реформу нужно откладывать в долгий ящик. Особенно когда экономика падает, и государству, несомненно, придется уменьшать налоговое давление. Ведь нужно понимать, что украинская экономика чрезвычайно открыта, и 40% нашего ВВП – это экспорт. Соответственно, отсутствие налоговых стимулов и преимуществ ставит отечественных производителей в крайне невыгодное положение на внешних рынках.

Вообще, бизнес согласен со многим (в отечественной налоговой системе), но не с администрированием. Его нужно в корне менять. Поэтому Государственная фискальная служба, наконец, должна стать неким «центром» по сбору налогов, а не карательной инстанцией. А налоговый инспектор должен превратиться из надзирателя в консультанта. Наша задача добиться того, чтобы государство и налогоплательщик были в равных условиях.

Кроме того, мы понимаем, что есть налоговые «ямы», которые способствуют вымыванию средств из бюджета. Бороться с этим явлением позволят НДС-счета. Но если НДС уплачивается полностью, то нужно уменьшать другие налоги. То есть подход в налогообложении должен быть максимально прагматичен. Микробизнесу – аналог ЕСВ с адекватными ставками, малому бизнесу – упрощенная система налогообложения с альтернативным набором ставок и групп, а большому бизнесу – разумный механизм взимания НДС, а также снижение налога на прибыль.

 



ТОП-Новости

x
Для удобства пользования сайтом используются Cookies. Подробнее...
This website uses Cookies to ensure you get the best experience on our website. Learn more... Ознакомлен(а) / OK